Реформа назрела
— Подобные реформы проводятся во всех крупных городах РФ, 220-й Федеральный Закон к этому обязывает. Нас никто не спрашивал, хотим мы или не хотим что-то реформировать в городе Благовещенске. Мы были обязаны это сделать. Как и администрации других городов, обязаны были пропустить все маршруты через конкурсные процедуры, согласно 44 ФЗ. А это торги, — объяснил заммэра Благовещенска.
И назвал несколько причин целесообразности проведения такой реформы:
— пассажиропоток в областном центре падает,
— схема маршрутов не менялась больше 20 лет, хотя город активно застраивается,
— наличие большого количества дублирующих маршрутов,
— ужесточившиеся требования к перевозкам: автобусы должны быть низкопольными и вместительными, водители должны соблюдать режим труда и отдыха,
— кадровый голод водительского состава стимулировал рост заработной платы, а доходы перевозчиков снизились,
— автопарк устарел на 90 процентов,
— геополитическая ситуация в мире привела к беспрецедентному росту цен на импортные и отечественные автобусы.
Все эти факторы очень плохо сказывались на экономике общественных перевозок. В таблице ниже приведена динамика снижения пассажиропотока за последние 10 лет.
Администрация города Благовещенска
— Пассажиров сегодня ездит почти в 2 раза меньше, чем в 2013 году. А маршрутов осталось столько же, автобусов столько же, водителей столько же. Надо ли рассказывать, что перевозчики стали зарабатывать в два раза меньше? Отрасль вошла в глубокий кризис! И не только у нас. Цифры по РФ в среднем такие же. Причины разные — автомобилизация, развитие агрегаторов такси и т. д., — отметил Максим Ноженкин.
И если ничего сейчас не менять, то через пару лет возникнет транспортный коллапс: возить попросту будет некому (при снижении выручки водителю невозможно платить достойную зарплату) и не на чем (невозможно обновлять устаревающий автопарк при низких доходах). А за последние 10 лет количество перевозчиков, обслуживающих маршруты в Благовещенске, сократилось почти на 45 процентов. Бизнес уходит оттуда, где нельзя заработать.
— Можно все повесить на Автоколонну и субсидировать из бюджета все затраты и потери — на это требовался примерно 1 миллиард рублей в год. Что при собственных доходах города в 3 миллиарда рублей означало бы, что почти все деньги тратились бы только на транспорт. Но из бюджета нужно выполнять и другие функции муниципалитета, определенные Законом РФ. Было очевидно, что повесить все на бюджет — задача невыполнимая. И ни в одном регионе этого не сделали, — пояснил заммэра.
Какой выход
Фото: Пресс-служба мэрии Благовещенска
— В таких сложных условиях нужно было каким-то образом провести реформу. Как и во всех других городах, мы начали с изменения схемы движения маршрутов. Изменили. Незначительно. Затем следовало убрать маршруты, которые друг друга дублировали — они ездят по одним и тем же дорогам и перевозят одного и того же пассажира (чаще всего воздух, а не пассажира). Сначала мы вместе с проектной организацией разработали новую схему маршрутов. Эта работа длилась почти год. Далее закрепили критерий, что перевозить пассажиров должны не маленькие газели», а автобусы большой и средней вместимости, которые не старше 2020 года и адаптированы для маломобильных граждан.
По словам Максима Сергеевича, перевозчики, с одной стороны, столкнулись с жесткими требованиями по автопарку, с другой — увидели, что рентабельность перевозок при новой схеме маршрутов незначительно, но все-таки увеличилась. И они взяли кредиты, лизинги и заявились на торги с новой техникой. В общей сложности закупили техники на 1,2—1,4 миллиарда рублей. Меньше чем за год! Вкладывались в инфраструктуру. Новейшие автобусы, базы, мастерские — это фундамент, без которого никакая реформа или проект нежизнеспособен.
А власти закупили новые автобусы в автоколонну, ремонтируют там базу, устанавливают новые остановки с электронными табло. Таким образом, благодаря реформе уже выполнили самое главное — подготовили материальную базу для будущих комфортных перевозок.
— О новых комфортных автобусах не пишут, к сожалению, наши СМИ. Они больше стараются разогнать тему по недостаткам и проблемам. А проблемы на этой неделе действительно были. Шла притирка. В начале недели один из перевозчиков не смог обеспечить выпуск автобусов согласно расписанию. Ему уже внесли представление. Будет нарушать дальше — расторгнем контракт. На сегодня мы устранили практически все проблемы с соблюдением расписания. Количество жалоб снизилось в разы. Но надо понимать, что ни одна реформа не обходится без недовольных. Всегда найдутся те, кто против. И мы здесь не уникальны.
Похоже реагировало население и в других городах. Но Благовещенск отличает то, что власти смогли практически всю технику обновить одномоментно. И что костяк перевозчиков остался примерно тот же. И что схему маршрутов изменили незначительно — сократили 3 маршрута из 32-х. Для сравнения: Новокузнецк до реформы — 80 маршрутов, после — 39. Владивосток до реформы — 93, после — 75. Курск до реформы — 98, после — 45.
Какие плюсы
Фото: Пресс-служба мэрии Благовещенска
— Проектная организация, разработавшая новую схему движения, рекомендовала сократить еще два маршрута: 2К, 2Т. Не стали пока сокращать. Дальше посмотрим. Мы слышим наше население, мониторим пассажиропоток, — сообщил заммэра.
В чем еще уникальность благовещенской транспортной реформы? Власти снизили плату за проезд, внедрив в 2023 году транспортную карту. Снизили ее с 34 рублей до 31. Нигде в России в рамках транспортной реформы плата за проезд не снижалась. Обновление транспорта — это всегда дополнительные расходы. Скидкой могут воспользоваться абсолютно все.
— Нужно еще понимать, что негативный «разгон» темы транспортной реформы в нашем городе сейчас делается не только пострадавшими гражданами, но и, например, заинтересованными в очернении действующей власти политическими силами. В этом году выборы — и есть те, кому «раскачивание лодки» на руку. Кроме того, не нужно забывать, что в результате конкурсных процедур некоторые перевозчики не стали победителями. И заинтересованы в том, чтобы максимально обличить победивших их конкурентов. У нас есть информация, что создаются фейковые аккаунты, с которых на все ресурсы пишутся жалобы на работу тех или иных перевозчиков, обвиняется администрация, мэр. Их цель бить в одну точку, заваливать жалобами, чтобы устранить конкурента, — убежден замглавы города. — Но нужно понимать, что помимо обращений мы видим движение любого автобуса в любое время. На автобусах установлены системы мониторинга, которые в онлайн передают информацию в Амурский региональный навигационный центр. И если перевозчик действительно нарушил, то мы накажем.
Резюмируя свой пост в телеграм-канале, Максим Ноженкин отметил, что:
— реформа по большей части завершена,
— работу перевозчиков власти отслеживают,
— по обновлению материальной базы (автобусы, остановки, единый стиль брендирования) муниципалитет сейчас пока лучший в РФ, особенно с учетом минимальных вложений из бюджета,
— новые схемы маршрутов понравились не всем, но они не статичны, будут меняться в зависимости от потребностей города.
Проблемы с соблюдением расписания практически все решены, но для жалоб есть горячая линия: телефон 233-930, 233-931.
— Мы провели эту реформу, чтобы общественные перевозки в Благовещенске снова стали привлекательными. Провели по большей части за счет частных инвесторов, ибо в бюджете таких денег сейчас нет. Баланс интересов перевозчиков и пассажиров был соблюден. Пассажиры хотели, чтобы маршруты не оптимизировались вовсе (чтобы автобус прямо к дому подвозил), а перевозчики хотели, чтобы рентабельность была еще выше. И мы нашли золотую середину.
***
От новых автобусов до униформы водителей: как в Благовещенске проходит транспортная реформа
Благовещенские автобусы начали ездить по новой схеме
Олег Имамеев: «Обкатка новых маршрутов не обошлась без сбоев»
Благовещенские власти предлагают пассажирам автобусных маршрутов пройти «перезагрузку»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии