«Мы старались спасти отрасль»: заммэра Благовещенска о проводимой транспортной реформе

Просмотры: 3148
Комментарии: 0

На этой неделе завершилась основная часть транспортной реформы, проводимой в Благовещенске. В своем телеграм-канале заместитель мэра областного центра Максим Ноженкин опубликовал большой пост о том, что предшествовало столь глобальным переменам на городском транспорте и почему они были необходимы.

Реформа назрела

— Подобные реформы проводятся во всех крупных городах РФ, 220-й Федеральный Закон к этому обязывает. Нас никто не спрашивал, хотим мы или не хотим что-то реформировать в городе Благовещенске. Мы были обязаны это сделать. Как и администрации других городов, обязаны были пропустить все маршруты через конкурсные процедуры, согласно 44 ФЗ. А это торги, — объяснил заммэра Благовещенска.

И назвал несколько причин целесообразности проведения такой реформы:

— пассажиропоток в областном центре падает,

— схема маршрутов не менялась больше 20 лет, хотя город активно застраивается,

— наличие большого количества дублирующих маршрутов,

— ужесточившиеся требования к перевозкам: автобусы должны быть низкопольными и вместительными, водители должны соблюдать режим труда и отдыха,

— кадровый голод водительского состава стимулировал  рост заработной платы, а доходы перевозчиков снизились,

— автопарк устарел на 90 процентов,

— геополитическая ситуация в мире привела к беспрецедентному росту цен на импортные и отечественные автобусы.

Все эти факторы очень плохо сказывались на экономике общественных перевозок. В таблице ниже приведена динамика снижения пассажиропотока за последние 10 лет.

Администрация города Благовещенска

— Пассажиров сегодня ездит почти в 2 раза меньше, чем в 2013 году. А маршрутов осталось столько же, автобусов столько же, водителей столько же. Надо ли рассказывать, что перевозчики стали зарабатывать в два раза меньше? Отрасль вошла в глубокий кризис! И не только у нас. Цифры по РФ в среднем такие же. Причины разные — автомобилизация, развитие агрегаторов такси и т. д., — отметил Максим Ноженкин.

И если ничего сейчас не менять, то через пару лет возникнет транспортный коллапс: возить попросту будет некому (при снижении выручки водителю невозможно платить достойную зарплату) и не на чем (невозможно обновлять устаревающий автопарк при низких доходах). А за последние 10 лет количество перевозчиков, обслуживающих маршруты в Благовещенске, сократилось почти на 45 процентов. Бизнес уходит оттуда, где нельзя заработать.

— Можно все повесить на Автоколонну и субсидировать из бюджета все затраты и потери — на это требовался примерно 1 миллиард рублей в год. Что при собственных доходах города в 3 миллиарда рублей означало бы, что почти все деньги тратились бы только на транспорт. Но из бюджета нужно выполнять и другие функции муниципалитета, определенные Законом РФ. Было очевидно, что повесить все на бюджет — задача невыполнимая. И ни в одном регионе этого не сделали, — пояснил заммэра.

Какой выход

Фото: Пресс-служба мэрии Благовещенска

— В таких сложных условиях нужно было каким-то образом провести реформу. Как и во всех других городах, мы начали с изменения схемы движения маршрутов. Изменили. Незначительно. Затем следовало убрать маршруты, которые друг друга дублировали — они ездят по одним и тем же дорогам и перевозят одного и того же пассажира (чаще всего воздух, а не пассажира). Сначала мы вместе с проектной организацией разработали новую схему маршрутов. Эта работа длилась почти год. Далее закрепили критерий, что перевозить пассажиров должны не маленькие газели», а автобусы большой и средней вместимости, которые не старше 2020 года и адаптированы для маломобильных граждан.

По словам Максима Сергеевича, перевозчики, с одной стороны, столкнулись с жесткими требованиями по автопарку, с другой — увидели, что рентабельность перевозок при новой схеме маршрутов незначительно, но все-таки увеличилась. И они взяли кредиты, лизинги и заявились на торги с новой техникой. В общей сложности закупили техники на 1,2—1,4 миллиарда рублей. Меньше чем за год! Вкладывались в инфраструктуру. Новейшие автобусы, базы, мастерские — это фундамент, без которого никакая реформа или проект нежизнеспособен.

А власти закупили новые автобусы в автоколонну, ремонтируют там базу, устанавливают новые остановки с электронными табло. Таким образом, благодаря реформе уже выполнили самое главное — подготовили материальную базу для будущих комфортных перевозок.

— О новых комфортных автобусах не пишут, к сожалению, наши СМИ. Они больше стараются разогнать тему по недостаткам и проблемам. А проблемы на этой неделе действительно были. Шла притирка. В начале недели один из перевозчиков не смог обеспечить выпуск автобусов согласно расписанию. Ему уже внесли представление. Будет нарушать дальше — расторгнем контракт. На сегодня мы устранили практически все проблемы с соблюдением расписания. Количество жалоб снизилось в разы. Но надо понимать, что ни одна реформа не обходится без недовольных. Всегда найдутся те, кто против. И мы здесь не уникальны.

Похоже реагировало население и в других городах. Но Благовещенск отличает то, что власти смогли практически всю технику обновить одномоментно. И что костяк перевозчиков остался примерно тот же. И что схему маршрутов изменили незначительно — сократили 3 маршрута из 32-х. Для сравнения: Новокузнецк до реформы — 80 маршрутов, после — 39. Владивосток до реформы — 93, после — 75. Курск до реформы — 98, после — 45.

Какие плюсы

Фото: Пресс-служба мэрии Благовещенска

 — Проектная организация, разработавшая новую схему движения, рекомендовала сократить еще два маршрута: 2К, 2Т. Не стали пока сокращать. Дальше посмотрим. Мы слышим наше население, мониторим пассажиропоток, — сообщил заммэра.

В чем еще уникальность благовещенской транспортной реформы? Власти снизили плату за проезд, внедрив в 2023 году транспортную карту. Снизили ее с 34 рублей до 31. Нигде в России в рамках транспортной реформы плата за проезд не снижалась. Обновление транспорта — это всегда дополнительные расходы. Скидкой могут воспользоваться абсолютно все.

— Нужно еще понимать, что негативный «разгон» темы транспортной реформы в нашем городе сейчас делается не только пострадавшими гражданами, но и, например, заинтересованными в очернении действующей власти политическими силами. В этом году выборы — и есть те, кому «раскачивание лодки» на руку. Кроме того, не нужно забывать, что в результате конкурсных процедур некоторые перевозчики не стали победителями. И заинтересованы в том, чтобы максимально обличить победивших их конкурентов. У нас есть информация, что создаются фейковые аккаунты, с которых на все ресурсы пишутся жалобы на работу тех или иных перевозчиков, обвиняется администрация, мэр. Их цель бить в одну точку, заваливать жалобами, чтобы устранить конкурента, — убежден замглавы города. — Но нужно понимать, что помимо обращений мы видим движение любого автобуса в любое время. На автобусах установлены системы мониторинга, которые в онлайн передают информацию в Амурский региональный навигационный центр. И если перевозчик действительно нарушил, то мы накажем.

Резюмируя свой пост в телеграм-канале, Максим Ноженкин отметил, что:

— реформа по большей части завершена,

— работу перевозчиков власти отслеживают,

— по обновлению материальной базы (автобусы, остановки, единый стиль брендирования) муниципалитет сейчас пока лучший в РФ, особенно с учетом минимальных вложений из бюджета,

— новые схемы маршрутов понравились не всем, но они не статичны, будут меняться в зависимости от потребностей города.

Проблемы с соблюдением расписания практически все решены, но для жалоб есть горячая линия: телефон 233-930, 233-931.

— Мы провели эту реформу, чтобы общественные перевозки в Благовещенске снова стали привлекательными. Провели по большей части за счет частных инвесторов, ибо в бюджете таких денег сейчас нет. Баланс интересов перевозчиков и пассажиров был соблюден. Пассажиры хотели, чтобы маршруты не оптимизировались вовсе (чтобы автобус прямо к дому подвозил), а перевозчики хотели, чтобы рентабельность была еще выше. И мы нашли золотую середину. 

 

***

От новых автобусов до униформы водителей: как в Благовещенске проходит транспортная реформа

 

Благовещенские автобусы начали ездить по новой схеме

 

Олег Имамеев: «Обкатка новых маршрутов не обошлась без сбоев»

 

Благовещенские власти предлагают пассажирам автобусных маршрутов пройти «перезагрузку»

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью