Заснеженный город детства
В семейном альбоме самого известного дорожника Приамурья не сохранилось ни одной детской фотографии, а из первых впечатлений самое яркое — занесенный снегом Благовещенск весной 1953‑го…
— Меня многие считают коренным амурчанином, но родом я из белорусского Гродно. Сюда родители привезли в пятилетнем возрасте — отца, как майора дорожных войск, перевели в Благовещенск. Помню, как в марте 1953 года город так замело — лопатами откапывались! Сколько живу, такого снегопада здесь больше никогда не видел, — вспоминает Александр Васильевич свое знакомство с амурской столицей. — Почему‑то врезалось в память, как я стою у окна и мечтаю, что в новом городе наша жизнь станет лучше: папа построит наконец все свои дороги и будет раньше возвращаться с работы, а я пойду в школу, где меня научат пи‑ сать и считать. Горел желанием учиться. Еще запомнил, что в Благовещенске на улицах было много участников войны: контуженые, безногие, на костылях… Пили безбожно. Послевоенный стресс…
«Трудолюбие у меня в генах»
В семье военного дорожника Василия Дрынчина росло трое детей. Как и многие, после войны жили очень скудно. Зарплаты мизерные, денег постоянно не хватало. Если родители давали кусок хлеба с маслом, посыпанный сахаром, — это был праздник.
«Мне никто не помогал. Я с детства для себя усвоил: нас нигде не ждут с распростертыми руками. К жизни надо подходить реально: надеяться только на себя».
— У меня с малолетства было огромное желание работать — не воровать, а самому зарабатывать, — подчеркнул Александр Васильевич, — иметь свои деньги, чтобы можно было купить пирожок, мороженое, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Я с двенадцати лет, как только школа заканчивалась, устраивался работать на всё лето. Шел туда, где больше платят: рабочим в изыскательскую партию. И всегда был в числе лучших. Мальчиш‑ кой еще я и кашу им варил, и колышки делал… Спроси любого пацана: «Чем отличается нивелир и теодолит?», вряд ли ответит, а я эти геодезические принадлежности с такой радостью таскал на себе. Добровольно лишал себя каникул. Я всегда был очень трудолюбивый. Это у меня в генах — трудолюбие и желание жить хорошо.
Диплом штурмана на всякий случай
Еще в юности Александр Дрынчин прошел через все изыскательские партии в Амурской области. Как признается дорожный строитель, его постоянно манила трасса. Но после восьмилетки пошел поступать в Благовещенское речное училище.
— Почему именно в речное? Так я же поступил на гидротехнический факультет, где учили строительству портов, гидросооружений, дорог — полный комплекс. Геодезия была главной из всех предметов. И хотя о морях никогда даже не мечтал, я все равно дополнительно проучился еще пару месяцев и получил диплом штурмана. На всякий случай, — в добром прищуре глаз Дрынчина мелькнула хитринка. — Думаю, штурманом я тоже мог стать хорошим — если бы так распорядилась судьба. Я смекалистый, по жизни всё схватываю махом.
«Надеть нечего было — на работу ходил в солдатских галифе»
Где бы ни работал, Дрынчин продвигался по карьерной лестнице. Только вернулся из армии, а на второй день уже вышел на работу в проектный институт инженером. Через месяц его назначили старшим инженером, а еще через два — руководителем группы с окладом 186 рублей.
— Для меня это было мало. Повышение шло, а надеть нечего было — ходил на работу в солдатских галифе. Мать рано умерла, отец свою жизнь устраивал, я сам выкарабкивался как мог. Меня это только закалило, — Александр Васильевич задумался, а потом продолжил: — Со стороны прожитых лет я сделал вывод: детям не надо преподносить все на блюдечке, особенно пацанам. Чтобы у них было стремление самим чего‑то достичь. Чтобы вкус появился к жизни и они могли ощутить, как здорово ни от кого не зависеть и самому купить что хочешь на свои деньги. Я рад, что мой внук млад‑ ший у меня деньги не берет — сам пытается заработать.
«Дикая» бригада и ОБХСС
Дрынчина никогда не устраивала советская уравниловка — стремился жить лучше и зарабо‑ тать больше. Постоянно калымил в так называемых «диких» бригадах. «А в те времена как было: выполнишь объем работ, но по табелю можно получить только до 300 рублей — больше нельзя! Приходилось мудрить с чужими фамилиями. Поэтому я был постоянным клиентом ОБХСС (отдел милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности. — Прим. ред.). Бывало, иду на беседу в органы и не знаю, вернусь домой к жене или нет», — смеется родоначальник предпринимательства в Приамурье, но тогда ему было не до смеха — могли ведь и срок дать.
«Я — смелый»
33 года назад Александр Дрынчин создал кооператив, который стал одним из крупнейших дорожных предприятий Дальнего Востока. За первые пять лет компания выросла из небольшого кооператива до предприятия федерального уровня с миллиардными заказами
По словам основателя компании «Асфальт», его путь к успеху начинался с желания изменить мир, а если говорить приземленно, то с желания изменить качество дорог.
— Дорожные строители — люди необычной профессии, потому что без нашего труда не может жить и развиваться ни одна территория. Не зря дороги называют артериями жизни, — подчеркивает Александр Васильевич, встретивший перестройку в должности директора асфальтобетонного завода.
Для одних девяностые — период страха и нестабильности из‑за смены экономического строя, а для других — это было время возможностей. Сам герой публикации причисляет себя к последним, говорит: «В перестройку многие растерялись, а я себя нашел». — После социализма народ боялся свое дело начинать, я — смелый. Одному предложил: «Давай кооператив открывать», другому… В ответ: «Давай еще год подождем…» До девяностого года я дотерпел, а потом самостоятельно пошел и зарегистрировал первый в регионе дорожно-строительный кооператив «Асфальт». Идею поддержали в амурском Агропроме. Изначально мы занимались благоустройством дорог в сельском хозяйстве. С этого всё начиналось…
«Дань никогда не платил»
По мнению Александра Васильевича, самый лучший период начала экономических реформ был при Николае Рыжкове — он был главой Совета Министров СССР с 1985 по 1991 год. — Это был настоящий прогресс. Потом уже появились все эти «крыши», криминал стал поднимать голову, да и некоторые из бывших силовиков сами не прочь были предпринимателей за горло взять и тянуть с них деньги. Рэкет был на таком уровне, что вам и не снилось. Я дань никогда не платил. Всё, через что я прошел, пусть останется у меня в душе, — поставил в этой теме точку руководитель «Асфальта». — Я работал всегда честно, прозрачно, никогда не брал взятки, поэтому и выжил в девяностые. Кто меня только не проверял: и УВД, и ФСБ — не за что было зацепиться.
Дорогу для Ельцина строил «Асфальт»
Историю, как летом 1994 года к визиту президента Ельцина в рекордные сроки заасфальтировали дорогу от райчихинской трассы к селу Раздольному, не раз вспоминала «Амурская правда». Эту дорогу до сих пор называют ельцинской, но мало кто знает, что задание особой важности выпол‑ нил дорожно-строительный кооператив «Асфальт». В те годы это было сродни производственному подвигу. Одним из пунктов программы, расписанной буквально по минутам, было посещение Борисом Ельциным совхоза «Партизан». И вдруг выяснилось, что последние тринадцать километров грун‑ товки совершенно не подходят для президентского кортежа: старая дорога вся в ямах и колдобинах, там невозможно развить требуемую соображениями безопасности скорость 110 км в час.
— Москва выдвинула жесткие требования: «Маршрут изменить невозможно. А если требования безопасности не выполните, визит будет отменен», — вспоминает Владимир Полеванов, который на тот момент стоял во главе Приамурья. — Всего за три дня надо было проложить тринадцать километров дорожного полотна второго класса, то есть соорудить не какую‑нибудь времянку, а настоящее, надежное шоссе. В обычных условиях на такую работу уходит месяца три, если не больше. Казалось бы, задание совершенно немыслимое. Но ведь смогли, сделали! Визит, который очень много значил для области, состоялся.
И в этом есть немалая заслуга руководителя «Асфальта». Александр Дрынчин так всё организовал, что дорожные строители работали круглосуточно. Это в те времена, когда на дорогах не было ни освещения — ничего!
— Мы мобилизовали все силы, — вспоминает Вячеслав Ларченко, давний друг Дрынчина и партнер по бизнесу, с которым более тридцати лет вместе развивали компанию. — Александр Васильевич договорился с пограничниками — в то время прожекторы на передвижных машинах были только у них. Подключили пожарную службу, где тоже было освещение на спецтехнике. Кроме наших асфальтобетонных заводов, к круглосуточной работе подключились заводы в Тамбовке и Моховой Пади. Мы смогли показать, на что способны. Область не подвели — Ельцин проехал по новой дороге.
Тот президентский визит поставил точку в напряженных отношениях между кооперативом «Асфальт» и руководством Амуравтодора, где вынуждены были признать: частная организация способна работать на областных и федеральных дорогах. «Асфальту» стали доверять крупные объекты. Один из первых — реконструкция дороги Березовка — Белогорск. Это был серьезный толчок к развитию — компания начала зарабатывать деньги на федеральных заказах.
Круглосуточно делали развязку на Театральной
Позже, когда в Благовещенске надо было срочно реконструировать развязку на улице Театральной, не останавливая при этом движение на мосту через реку Зею, Юрий Ляшко (он тогда стоял во главе амурской столицы) обратился именно к Дрынчину. «Кроме «Асфальта», в области больше никто за эту работу не мог взяться — очень сложный объект. А мы буквально за полгода всё сделали. После приезда Ельцина как начали работать круглосуточно, так до сих пор продолжаем», — говорит Вячеслав Ларченко, который сам проектировал первые асфальтные заводы для компании и отвечал за технику
«Мы старались быть впереди и внедрять новое»
Дрынчин и Ларченко — не просто старые друзья. Они много лет были партнерами по дорожному бизнесу: начинали в кооперативе с нуля и вместе развивали компанию «Асфальт», ставшую главным делом их жизни.
— Мы знаем друг друга с самой молодости. Я работал в дорожностроительном управлении № 2 Бла‑ говещенска, которое подчинялось Амуравтодору, когда Александр Васильевич устроился к нам в ДСУ мастером на асфальтобетонный завод. Мне, как главному механику, приходилось их курировать. Познакомились, подружились. Потом, когда он хотел уволиться с завода, я его не отпустил, — вспоминает Вячеслав Михайлович. — У Дрынчина талант быстро сходиться с людьми. Шустрый парень, про таких говорят: «Его в дверь выгонишь, а он через окно зайдет». Нам такой был нужен.
В те годы были сложности с запасными частями к автомобилям и дорожной технике, а Дрынчин умудрялся их достать. Когда уже частный кооператив создали, только он смог решить проблему с асфальтоукладчиками, которых на Дальнем Востоке днем с огнем было не сыскать. Поехал в Николаев на Украину — парочку привез.
Компанию скрепила честность
Сколько разных фирм и фирмочек, производственных кооперативов появилось на заре перестройки в Благовещенске? Тысячи! И где они все? «Асфальт» не просто уцелел — он превратился в крупную компанию закрытого производственного цикла. Сегодня это один из лидеров Дальнего Востока на рынке дорожно-строительных работ и в сфере производства асфальтобетона, щебня и других строительных материалов. На вопрос, в чем секрет успеха, почетный работник транспорта России Дрынчин заметил: «Я никогда не экономил на людях, стройматериалах и технике, потому что точно знаю: чем больше вкладываешь, тем больше отдача».
Основатели «Асфальта» с теплотой вспоминают первые годы. Интересное было время! Работы много, да только она не всегда оплачивалась. Сельхозпредприятия часто рассчитывались с дорожными строителями пшеницей или ячменем. А сбыть куда? Са‑ мое выгодное — на «ликерку». Тогда спиртзаводы в Благовещенске еще работали. Но и там тоже рассчитывались бартером — водкой. Едет кто‑нибудь из водителей в Зею, берет с собой десяток ящиков со спиртным, чтобы сбыть в какой‑нибудь золотодобывающей артели, назад привозил живые деньги — на зарплату членам кооператива. Такой вот бартерный круговорот.
В 1992 году Александр Дрынчин впервые поехал по турпутевке в Японию. Пошел не по магазинам, а по стройкам. Что его поразило: машина подъезжает, разгрузили стройматериалы, сверху положили накладную и уехали. Никто не ворует! В «Асфальте» с первых дней всё было открыто и прозрачно. Люди это видели и работали нор‑ мально.
— На других предприятиях во‑ дители частенько налево подрабатывали, к примеру, соляру могли слить и кому‑то продать, у нас такого не было, — уверяет Вячеслав Ларченко. — Однажды я сам был свидетелем, как одного «жука» всей бригадой так отмутузили за канистру дизельного топлива. Никто не воровал, хотя возможностей было ого-го!
Энтузиазм зашкаливал!
— Я в политику никогда не лез — мне работа нужна, — улыбается почетный дорожник РФ. — Следил за качеством, приучил людей работать на совесть. Руководитель я требовательный, но в первую очередь всегда был требовательным к себе, — признается Александр Дрынчин, — в семь утра уже на работе: «пахал» как зверь. Поехал на трассу, неожиданно проверил, как работа идет. У нас же трехсменка. Доходило до того, что один раз в дороге чуть не разбился: в три ночи отправился в путь, а до этого удалось поспать всего часа два, потому что надо было на другой объект. Строили дороги круглыми сутками по всему Дальнему Востоку, где нам платили. Работали с огромной отдачей — энтузиазм зашкаливал! Не надо было никого упрашивать, заставлять. За пять лет из небольшого кооператива выросли до предприятия федерального уровня с миллиардными заказам.
«Иногда проснешься среди ночи: «Господи, как же я раньше до этого не додумался!» Подскочил — и вперед! До сих пор остановиться не могу».
Заставил перемывать 20 тысяч тонн щебня
Вячеслав Ларченко вспомнил случай, когда «асфальтовцы» строили обход Биробиджана. Объект серьезный. Определили мы место, где поставим две асфальтобетонные установки, и туда в зиму завезли из Новобурейского щебень. По весне приезжает проверяющий, берет материалы на испытание и обнаруживает в щебне очень много пыли. — Мой подчиненный просмотрел, что рассев был некачественный, — не снимает с себя ответственности Вячеслав Михайлович. — Дрынчин к таким промахам относился жестко. Друзья мы или не друзья, спрашивал строго. Пришлось нам срочно перемывать почти двадцать тысяч тонн щебня! Качество работы для него было превыше всего. Мы всегда старались быть впереди, что‑то внедряли. Переход на новые технологии — это серьезные вложения. Мы шли на это, чтобы поддерживать высокое качество выпускаемой продукции.
«Мог махнуть рукой — и голова «полетела»
«Человек жесткий. Мог махнуть рукой — и голова «полетела», — говорят о Дрынчине. При этом люди за ним шли и честно работали. — Распределение прибыли в «Асфальте» было честное, — подчеркивает Ларченко. — Люди видели, что руководитель относится к ним почеловечески. Условия для вахтовиков в поселках комфортные, теплые вагончики, баня, горячее питание. Александр Васильевич, бывая на объектах, ел то же самое, что и рабочие. Никогда не уезжал в какоето кафе. Или взять жилье: одно время его почти не строили, квартиру невозможно было приобрести, особенно молодежи, а мы начали вкладывать в это деньги. Часть стоимости брало на себя предприятие, остальную сумму работники постепенно выплачивали из зарплаты в течение нескольких лет — без всяких процентов. Очень выгодно, особенно по тем временам, когда деньги моментально превращались в ничто.
«Отдыха никогда не будет»
— Я ведь и Центр медицинский открыл, думая о своем коллективе. На Дальнем Востоке экстремальные климатические условия, дорожникам работать очень сложно. Поэтому всегда боялся туберкулеза. Если бы ктото в вахтовом поселке заболел и распространил заразу, считай, конец всей фирме! — мощный кулак Дрынчина грохнул о стол.
«За свое дело порвет любого», — подумала я, соглашаясь с известным дорожником. Как у нас зачастую проходят медицинские осмотры, сама знаю: отметку «здоров» ставят, порой даже не глядя на пациента. А для такого предприятия, как «Асфальт», где производство связано с вредностями, это важнейший вопрос.
— Трудовая инспекция нас проверяет постоянно. Поэтому я набрал костяк врачей, выделил им кабинеты, чтобы сотрудники компании проходили предварительные и профилактические медицинские осмотры здесь, на месте, и я был спокоен, — улыбнулся Александр Васильевич.
Медицинский центр стал таким же важным дополнением к основной работе «Асфальта», как и смежные производства. Например, индустрия — производство бетона, бордюра, тротуарной плитки. У компании своя база ГСМ. Перейти на свое топливо всегда было мечтой «генерального». Сейчас в этом плане порядок — замкнутый цикл производства. «Пора на отдых?» — спросила я, завершая долгую беседу.
— Отдыха никогда не будет! — засмеялся Дрынчин. — Я хозяин фирмы и несу за нее ответственность. Я всегда был настроен на борьбу. Все мои мысли были только о работе. Постоянно анализирую деятельность предприятия. Иногда проснешься среди ночи: «Господи, как же я раньше до этого не додумался!» Подскочил — и вперед! До сих пор остановиться не могу.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии