«Простокомедия» Чехова и Жванецкого собрала аншлаги в Амурском театре драмы
Общество«Артисты играли максимально эмоционально и комично. Очень старались, выкладывались по полной! Все в зале хохотали», — улыбается зрительница Лариса Степанова после премьеры спектакля «Юбилеи». В репертуаре Амурского театра драмы — новая постановка. Премьерный спектакль в конце января три дня шел с аншлагами: собирал полный зал и искренние аплодисменты. Чем необычная постановка запомнилась зрителю, в чем изюминка «Юбилеев» и почему спектакль назвали «простокомедия» — в материале «Амурской правды».
Фото: Семен Налетов
«Это не пьеса, а сплошное щекотанье под мышками»
Новый спектакль режиссера-постановщика Романа Зареева соединил творчество двух классиков разных эпох. Спектакль рассказывает о торжественных событиях XIX века и современности.
Первый акт — пьеса «Юбилей» Антона Чехова, которая переносит зрителя в канун празднования 15-летней годовщины банка. Кстати, произведение было популярно уже при жизни автора. «Это не пьеса, а сплошное щекотанье под мышками» — писал про нее современник Чехова Петр Гнедич.
Сюжет прост. Единственный человек, занятый работой в этот день, — бухгалтер банка Кузьма Хирин. Он вынужден писать доклад для начальника Шипучина и заверяет его, что если ему не мешать, то скоро всё будет готово. Однако планам не суждено сбыться. Суету вносит появление двух женщин, которые вот-вот испортят юбилей. Одна из них – жена Шипучина, Татьяна Алексеевна. Она неделю гостила у родных и спешит поделиться накопившимися впечатлениями. Другая — Настасья Федоровна Мерчуткина, жена губернского секретаря. Женщина ходит по ведомствам и не может найти место, где ей выплатят положенное мужу жалование. Болтовня женщин и просьбы не по адресу приводят к тому, что мужчины не выдерживают накалившейся атмосферы…
«Самое тяжелое на сцене – сейф, всё остальное должно быть легким»
Фото: Семен Налетов
Второй акт — авторская инсценировка из 8–10 остроумных монологов сатирика Михаила Жванецкого. Его произведения зрители увидели на подмостках амурского театра впервые. Это история про Кочегарова и миниатюры «О времени», «Помолодеть», «Вы еще не слышали наш ансамбль», «Как хоронили в Одессе».
Такой театральный дуэт писателей в одном спектакле не случаен, признается режиссер.
— У Чехова и Жванецкого похожи смыслы. Первоначально мы взяли за основу стремление человека к праздникам. Пьеса «Юбилеи» и история про Кочегарова очень созвучны. Кроме того, Жванецкий восхищался творчеством Чехова, считал себя прямым учеником Антона Павловича, — рассказал главный режиссер Амурского театра драмы Роман Зареев.
По задумке режиссера царящая атмосфера должна быть предельно легкой. Сцену художники-декораторы украсили лаконично, но празднично. Потому — веселый, яркий задний фон, летающие купидончики и воздушные шары. Из интерьера – минимум мебели и нагружающих деталей. Самый тяжелый интерьер – сейф. Но даже он сделан из дерева, и поднять его может один человек. А еще со сцены на зрителя смотрят портреты Антона Чехова и Михаила Жванецкого в карнавальных праздничных колпачках.
Полтора часа на одном дыхании
Фото: Семен Налетов
«Юбилеи» собрали поистине звездный состав артистов. Среди них известные и любимые амурской публикой актеры — народная артистка России Анна Лаптева, заслуженный артист России Роберт Салахов, артисты Максим Червяков, Игорь Омельков, Максим Клепалов, Михаил Дюльдин, Полина Самодурова, Маргарита Метельская и Савватей Снарский. Многие из них задействованы в обоих актах.
Главная изюминка спектакля в великолепной игре актеров и авторском тексте. Поэтому полтора часа пролетают на одном дыхании, а постановка подкупает простотой и комичностью ситуаций.
— Не каждому артисту дано репетировать что-нибудь из Достоевского, а вечером переключаться на такой жанр, не вытаскивая предыдущую историю на сцену, — отмечает Роман Зареев. — Наши прекрасно справляются с поставленной задачей.
Сцену художники-декораторы украсили лаконично, но празднично: тут есть веселый, яркий задний фон, летающие купидончики и воздушные шары.
По его словам, в отличие от классических спектаклей, в этой постановке у артистов была возможность расправить крылья и творить самим. Но никакой отсебятины нет, уверяет режиссер, всё строго в рамках авторского материала.
Некоторые миниатюры артисты сочиняли сами. Например, истории, рассказывающие про буфет, антракт и о том, как любить. Они нужны были для склейки частей второго акта, чтобы спектакль не смотрелся кусками.
Фото: Семен Налетов
Особенно проникновенным получился последний монолог, который по очереди озвучивают все артисты. Он о любви, о том, что нужно быть внимательнее, заботливее и добрее друг к другу. И тогда каждому человеку станет хоть немного теплее в доме, на сердце и в душе.
«Все жанры хороши, кроме скучного»
Фото: Семен Налетов
Работать с материалом в театре начали с конца июня 2023 года.
— Сам жанр эстрадного поведения на сцене драматическому артисту несколько чужд, — объяснил режиссер-постановщик Роман Зареев. — Поэтому приходилось разбираться, что можно, что нельзя и как существовать в этом жанре более убедительно. Потому что все привыкли, что есть «четвертая стена» между актерами и зрителем — когда актеры не обращают внимания на зал. А здесь все привычные способы подачи нарушаются.
«Здесь не нужна политика, особые мысли, философские идеи. Простая история, простой спектакль, поэтому и «простокомедия». Иногда хочется, чтобы мозг просто отдохнул. Для этого театр тоже нужен».
Над жанром спектакля «Юбилеи» думали долго и в итоге назвали «простокомедия». По словам режиссера, это определение вывели общими усилиями: поработали заведующие литературной и маркетинговой частью.
— Потому что все жанры хороши, кроме скучного. Наш спектакль рассчитан на то, что человек пришел в воскресенье в театр. Красиво одетый. Вышел в антракте в буфет, выпил коньяка или шампанского для бодрости. Потом пришел домой, сел в кресло и сказал: «Как хорошо!» — объясняет Роман Зареев. — Простая история, простой спектакль, поэтому и «простокомедия». Иногда хочется, чтобы мозг просто отдохнул. Для этого театр тоже нужен.
Спектакль показали капибаре
Фото: Семен Налетов
Зрители с удовольствием наблюдали за происходящим и смеялись. Среди них был 10-летний зритель — четвероклассник Ярослав Ярославцев. Он на премьеру приехал из Ивановки вместе с мамой Натальей и плюшевым другом – игрушечной капибарой. Ее Ярославу накануне подарила сестра Вика. Школьник решил взять нового друга с собой, чтобы сделать ему приятное: показать спектакль и красивый интерьер драмтеатра. Всю постановку зверек трогательно и преданно просидел на плече Ярослава, приобщаясь к театральному искусству. А после постановки мальчик поделился своими впечатлениями:
— Мне понравился второй акт спектакля: там было больше смешных моментов. Например, когда выкатили скелет выпускника с ленточкой и разрисованную географическую карту. В театре очень интересно и красиво. Я обязательно вернусь сюда еще, — рассказал Ярослав Ярославцев.
Ближайшие показы спектакля «Юбилеи» в Амурском театре драмы — 23 февраля и 10 марта.
«Вы смотрите эксклюзивное искусство, которое рождается и тут же умирает»
Фото: Семен Налетов
— Мы показываем спектакль один раз. Потому что в следующий — он уже будет другим. Вы смотрите эксклюзивное искусство, которое рождается и тут же умирает, — объясняет режиссер-постановщик Роман Зареев. — Мы хотели, чтобы во время просмотра спектакля взрослый человек вспомнил прекрасное время, когда не запирались квартиры на ключ. Когда сидели за столами целыми дворами. Когда все друг друга знали: кто живет на площадке, во всем доме и в соседнем. А молодежь чтобы поняла, что Чехов — легкий, озорной автор. Это не только «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и «Чайка», но и много других интересных произведений.
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Семен Налетов
Амурская правда
от 17.02.2024
Добавить комментарий
Комментарии