Спектакли ставили и в войну, и в разруху
— Театр ежегодно показывает 285–300 спектаклей, ставит 7–8 премьер. Представляете, сколько зрителей за 140 лет посмотрели наши постановки? Театр не останавливал свою деятельность даже в самые суровые годы, ни в гражданскую, ни в Отечественную войны. В годы разрухи и подъема театр всегда был в строю, со своим зрителем. Исторические справки периода войны поражают своим патриотизмом и самопожертвованием. В морозы зрители в зале сидели одетыми, а артисты на сцене играли в легких платьях и костюмах. Согревались так: за кулисами топилась буржуйка. В то время вместо денег за билет можно было принести охапку дров.
Но всё же в феврале 1943 года отопительная система здания перемерзла, и на исторической сцене до конца сезона спектакли не показывали, однако были и другие площадки, и гастроли. Когда я читаю отчеты того времени, понимаю, каким героизмом, жаждой победы, желанием вдохновить в зрителях надежду и веру жил коллектив.
В военные годы вместо денег за билет можно было принести охапку дров.
Сложным периодом была и затянувшаяся реконструкция 1990–1997 годов. Непросто пережил коллектив этот этап разрухи: были потери репертуара, специалистов, да и профессионального уровня. Но он выстоял! Появились новые актеры, режиссеры, партнеры, постановки, технологии. К своему юбилею театр пришел с большим многообразным репертуаром, признанием зрителей и уверенностью в завтрашнем дне.
Гастроли — это проверка
— Театр не может жить без гастролей — это его проверка на состоятельность, востребованность и самодостаточность, если хотите. Чужой бескомпромиссный зритель, коллеги, пресса, критика — всё это стимулирует и требует повышать профессиональный уровень, информационную и техническую оснащенность. За советский период театр много гастролировал по нашей большой стране. В 1983 году, в год своего столетия, он представлял свои спектакли на сцене знаменитого Ленкома в Москве. Там же театру был вручен Орден Трудового Красного Знамени, который вместе с указом сейчас хранится в театре.
География гастролей впечатляет: Москва, Великие Луки, Владивосток, Хабаровск, Магадан, Южно-Сахалинск, Якутск...
Отдельная история — гастроли за рубеж. В советские годы театр выезжал за пределы Союза, с 2000‑х годов неоднократно гастролировал в КНР, бывал в Израиле и США. С открытием границ после ковида необходимо осваивать и другие горизонты, чем мы и намерены заняться.
«Мастер и Маргарита»
Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита». Фото: Наталья Поспелова
— Ни для кого не секрет, что Михаил Булгаков — сложнейший автор. Приходилось слышать: «Шесть раз принимался читать роман — ничего не понял!» Поэтому к работе над «Мастером и Маргаритой» вдумчиво приступили еще в прошлом сезоне. Отдельная тема — получение согласия потомков Булгакова на постановку. Авторское право никто не отменял, и нарушение его чревато жесткими последствиями.
7—8
премьерных спектаклей в год готовит амурский театр. И показывает почти 300 постановок из действующего репертуара
Подобрался интереснейший постановочный коллектив: режиссером выступил заслуженный артист России Александр Огарёв, ученик самого Анатолия Васильева в ГИТИСе, с которым он потом работал вместе 20 лет. Это замечательная классическая школа, но вместе с тем — парадоксальная и непредсказуемая. Художник-постановщик спектакля — Елена Жукова. Ее костюмы и сценография не менее восхитительны и неожиданны — остается только удивляться, какая фантазия у человека! А художник по свету Никита Черноусов ломает все наши представления о том, каким должен быть сценический свет.
Александр Огарёв отметил профессионализм наших артистов, желание работать и ту страсть, с которой все трудились! Не скрою, очень горжусь такой оценкой моих коллег от маститого режиссера. И хотя у Александра Анатольевича свой взгляд на произведение Булгакова, спектакль уже оценили зрители. Роман, написанный в прошлом веке, и сегодня злободневен как никогда. Творец и власть, любовь, вера и предательство, человеческие пороки — вскрыты ярко, жестко, порой карикатурно, но всё вполне понятно.
Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита». Фото: Наталья Поспелова
Премьеры юбилейного года
— Сейчас у нас в работе еще два совершенно новых спектакля. Это «Гроза» по пьесе Островского в постановке главного режиссера театра Романа Зареева и новогоднее шоу «Летучий корабль».
Островский и в наше время звучит очень современно, но спектакль не простой, со своим прочтением событий, трактовкой, приоритетами и оценкой событий. Режиссер всем создал условия для работы, мы разделили труппу и одновременно готовимся к новогодним праздникам.
Сцена из спектакля «Гроза». Фото: Наталья Поспелова
Хотим показать красивое красочное шоу. Сейчас наш художник вместе с технической командой ломает голову над тем, как полетит корабль, а в нём — еще два человека.
Нужны меценаты
— У нас обширный репертуар, и мы стараемся, чтобы спектакли продолжали жить. Есть такие, которые на сцене более 10 лет и по сей день востребованы, есть постановки, у которых сценическая жизнь короче… Сцена у нас одна и, конечно, сложно выстроить на ней и репетиционные процессы, и показ спектаклей. Мы работаем в области и на клубных площадках, но, к сожалению, техническое их оснащение не позволяет полноценно, как на родной сцене, показать постановку. Ведь здесь важно всё: свет, звук, гримуборные, качество пола даже, возможность поменять декорации. Всё это составляющие спектакля.
Времена, когда вышли три артиста, постелили коврик и сыграли спектакль, — прошли. Конечно, когда в 19‑м веке строили театр, никто и предположить не мог, что одной этой сцены будет недостаточно. Нам нужна малая сцена. К сожалению, нет сегодня меценатов, способных размахнуться на пристройку и расширить границы театра, — это фантазия!
Театр готовит красочное шоу «Летучий корабль». Художник вместе с технической командой ломает голову над тем, как поднять в воздух огромный корабль с актерами.
Хотя наши амурские предприниматели помогали нам, особенно когда театр вставал на ноги и не было государственных программ поддержки. Мы стараемся участвовать в различных грантовых проектах: Министерства культуры, Президентского фонда культурных инициатив, дальневосточного конкурса на постановку молодой драматургии и режиссуры.
Правда, бывают и такие условия: поставить спектакль, показать его, отчитаться за проект, то есть вложиться, а потом получить потраченные средства.
Два года назад для постановки спектакля «Луноход» необходимо было техническое оборудование, которое стоило 2 миллиона рублей. Крупная сумма, какой театр не располагал. Кредит в банке на один месяц не дали — нет обеспечения. Я стучалась в разные инстанции — взять в долг на один месяц, и везде получила отказ. Тогда обратилась к нашему земляку, предпринимателю. Подписали договор, получили ссуду, осуществили проект и рассчитались! У нас осталось оборудование, которое теперь работает во многих спектаклях. Этот меценат скромно не захотел разглашать свое имя, но театр ему очень благодарен — он наш друг.
Ремонт переместит артистов на другие площадки
— Конечно, историческому зданию необходим ремонт, которого театр ждет с нетерпением уже несколько лет. Четыре года назад была составлена проектно-сметная документация, проведена госэкспертиза, но этим планам помешала пандемия коронавируса.
Сейчас планируется выделение средств из областного бюджета и федеральных — по программе «Национальная культура». Смета отправлена на актуализацию цен и в следующем году начнется замена окон, дверей, ремонт внутренних помещений и фасада.
Понятно, что некоторое время театр не сможет работать на своей площадке. Планируется показывать спектакли на площадках других учреждений культуры, выезжать на гастроли. Конечно, это потери и трудности, но ремонт нужен, хотя никаких грандиозных изменений не предвидится. Наше здание — памятник истории культуры, и оно должно сохранится в своем облике и границах.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии