• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

Кто подружил вахтанговцев и амурчан  

Возвращения театра Вахтангова амурчане ждали два года. Ведь именно благодаря ему в 2022-м все поняли, что такое настоящий академический театр. Вахтанговцы пообещали, что спектакли на Амуре пройдут ничуть не хуже, чем на Арбате. И слово сдержали: лучшие постановки, включая легендарного «Евгения Онегина», восемь фур с оборудованием, внимание к каждой мелочи и огромное уважением к зрителю. Спустя год, в ноябре 2023 года, губернатор Василий Орлов и директор театра Кирилл Крок на выставке «Россия» подписали соглашение о сотрудничестве. И теперь театр — большой друг Амурской области.

А подружил вахтанговцев и Приамурье тот самый Новожилов — главный вдохновитель и двигатель любимого фестиваля «Амурская осень».

— Благодаря конкурсу антреприз в Благовещенске за эти годы перебывали практически все звезды. Но эти спектакли не стационарные — антреприза, а в ней очень мало не то что театральных шедевров, а просто хороших спектаклей. Даже несмотря на то, что в антрепризу приходят режиссеры академических театров и даже иногда делают что-то такое, о чем можно говорить, как о серьезном спектакле, — признался президент «Амурской осени». — И каждый год очень сложно находить те имена, те творческие силы, которые здесь не были. И когда у меня в голове уже возник кризис от того, что же делать, вдруг меня познакомили с Кириллом Игоревичем Кроком. И так все и произошло. Два года назад в Благовещенск приехал лучший театр — Вахтанговский. И для фестиваля это было дуновение свежего воздуха. Мы не отменили антрепризу, но теперь она по-другому звучит, потому что зритель может прийти на спектакль профессионального театра. И теперь есть планка, к которой зрителю нужно тянуться.

На вопрос, как отбирали спектакли для нынешних гастролей вахтанговцев на Амуре, Сергей Новожилов отшучивается:

— Я практически раз в неделю бываю в театре, если меня не выгоняют! И в этот раз пришел, кинулся к Кириллу Игоревичу в ноги: «Батюшка, хочется «Амадея» и «Павла I»! Примерно так! Я очень хотел, чтобы Витя Добронравов был в Благовещенске. Потому что я очень много слышал отзывов о спектакле «Амадей».

— Спектакль «Война и мир» (16+) только что вернулся из Китая — ему отдохнуть надо чуть-чуть! — с улыбкой добавляет Виктор Добронравов.

— Абсолютно правильный ответ Виктора, который прекрасно знает вахтанговскую кухню. А если серьезно, то не слушайте Новожилова. «Батюшка» он не говорил, в ноги не падал, — говорит Кирилл Крок. — Сергей действительно посмотрел у нас в театре спектакль «Павел Первый» и сказал: «Очень хорошая работа! Давай подумаем: может быть, он поедет в Благовещенск»? Мы всегда слушаем президента фестиваля «Амурская осень». А второй спектакль он не видел, но, надеюсь, посмотрит в один из вечеров. А если серьезно, то в 2022 году мы привозили вам «Евгения Онегина», «Дядю Ваню», «Мадемуазель Нитуш» и «Люсю». Было бы странно, если бы в этом году мы привезли спектакль, который поставлен очень давно. Поэтому амурчане увидели одну из наших премьер — «Амадея» поставил главный режиссер театра Анатолий Шульев. Поэтому вполне логично, что эти два спектакля, которые выпущены не так давно, в Благовещенске.

«Вы не узнаете Сашу Олешко»

Было решено, что каждый спектакль покажут трижды. Во вторник, 17 сентября, на сцене ОКЦ в третий раз пройдет «Амадей» с народным артистом России Алексеем Гуськовым и заслуженным артистом России Виктором Добронравовым. Постановка потрясла зрителей.  

— Люди на спектакле плакали и смеялись — вот это главная функция, которую взял на себя наш театр. И он ее выполняет, — признался Кирилл Крок. — По моему мнению, в театр, если говорить простым, русским, доходчивым, понятным языком, зритель ходит за двумя эмоциями — поплакать или посмеяться. И если в течение спектакля полный зал сострадает тому, что происходит на сцене, или испытывает счастье от того, что видит — мне кажется, в этом и есть великие культурные, национальные смыслы, которые мы порой очень часто ищем.

А с 19 сентября три вечера подряд амурский зритель проживет историю императора Павла I. Неожиданно для многих эту драматическую роль играет любимец публики, телеведущий и популярный актер Александр Олешко. Впрочем, для театра в этом ничего неожиданного нет.

— Мы очень давно с Александром Олешко разговаривали, и я говорил: «Саш, тебе нужно сделать очень серьезную драматическую роль. Потому что последнее время, к сожалению, профессиональное сообщество и зрители тебя воспринимают как артиста синтетического жанра: эстрады, цирка, телеведущего и так далее. Нужно всем, а в первую очередь тебе самому себе доказать какой-то очень серьезной драматургической ролью, что ты в своей профессии — актер драматического театра. Что ты, пока был в кино, на телевидении, на эстраде, природу актера, мастерство, этот дар не растерял. И мы с ним все время об этом говорили, — рассказывает директор театра имени Вахтангова.

А потом, как бывает в театре, всё совпало.

— Ко мне пришла наш режиссер Наталья Ковалева и сказала, что ей очень интересна пьеса Мережковского «Павел I». И спросила, кто может быть Павлом. Я ответил: «Вы знаете, поговорите с Сашей Олешко — он очень активно ищет материал. У него должна быть роль на преодоление. Вы не хотите с ним пообщаться?» Собственно говоря, так родился спектакль. Сегодня главную роль играет не только Саша, потому что он очень востребован, вы увидите и талантливого артиста Юру Поляка. Но я убежден: когда Александр Олешко выйдет на сцену в этой роли, вы его не узнаете. Вы его не узнаете! — обещает Кирилл Крок.

Советский физик как рок-звезда

Один из главных и самый популярный театр России (в прошлом году он впервые в истории заработал миллиард рублей! — Прим. АП) не перестает удивлять. Впереди новая постановка, которую, возможно, через несколько лет увидят и на Амуре. «Очень интересная задумка, я сам уже загорелся этой идеей», — признается Кирилл Крок.

— Я понял, что в этом сезоне мы пойдем сложным, но интересным путем. Мне кажется, на сцене не хватает героев из науки. Тем не менее у нас есть легендарные ученые, которые прожили жизнь, можно сказать, рок-звезды, — рассказывает главный режиссер театра Анатолий Шульев. — Они такие парадоксальные, необычные. Вот Лев Ландау, наш физик. Когда я поближе познакомился с его биографией, просто очень сильно был удивлен, сколько всего происходило в его жизни и чего мы не знаем. И, мне кажется, важно выводить эти темы, этих героев на сцену. Важно смещать фокус для молодежи: что мир не ограничивается популярными блогерами в интернете, а есть огромное количество сфер, профессий, миров, которые можно открыть, и прожить совершенно сумасшедшую, неординарную жизнь. Мы попытаемся воплотить это на сцене, благо драматургия жизни этого ученого позволяет построить интересное повествование.  

За что Крок раскритиковал театральных критиков

Буря эмоций разразилась на пресс-конференции, когда московские журналисты напомнили Кириллу Кроку его высказывание о том, что в стране нет настоящих театральных критиков. И поинтересовались: может ли он лишить аккредитации за острые рецензии на спектакли.  

— Я сказал, что настоящих театральных критиков, к сожалению, осталось очень мало. И виноваты не они, а та ситуация, которая сложилась в театральной журналистике в стране, — парировал директор театра имени Вахтангова. — Раньше мы знали, что каждое уважающее себя федеральное, региональное, городское издание, журнал имеет отдел культуры. В нем работали журналисты, которые профессионально обозревали, описывали, систематизировали культурный процесс, в том числе театральный. Сегодня, когда многие редакции сжались до двух-трех человек, а остальные — на аутсорсинге, отделы культуры были сокращены. И что произошло: когда театральных критиков отстранили от СМИ, когда они потеряли фактически возможность печататься, заниматься профессиональной деятельностью и быть независимыми — людям же надо жить, существовать — они стали искать работу в театрах, на театральных фестивалях, в жюри, в экспертах. И фактически превратились из людей, которые обязаны описывать театральный процесс и его фиксировать, в обслуживающий персонал тех, кто формирует программу или жюри конкурса определенных театральных фестивалей. Что касается аккредитации: если это критика — разбор спектакля с аргументацией, а не мочилово создателей и артиста — конечно, да, интересно такое мнение! А если это сведение счетов, конечно, я такого критика не аккредитую! Вон отсюда! (Показывает рукой на выход.) Вон — и всё! Вы пришли с нами счеты сводить?! Не получится! Загрызу!

«Никому еще не удавалось отменить культуру и язык искусства»

Перед Благовещенском вахтанговцы побывали с масштабными гастролями в Китае.

— Международные гастроли у театра, слава богу, есть. В условиях отмены русской культуры на Западе остались страны, где нас любят и ждут. Этим летом мы были два раза в Китае: спектакль «Евгений Онегин» (16+) был показан 12 раз, спектакль «Война и мир» тоже 12 раз, — подчеркивает Кирилл Крок. — За тот театральный сезон мы были с гастролями в Белоруссии и на Кипре. Мы убеждены в том, что любые времена, даже такие сложные, как сейчас, надо пережить. Никому еще не удавалось отменить культуру и язык искусства. Поэтому мы обязательно с нашими легендарными спектаклями, новыми спектаклями вернемся. Все будет!

Вахтанговцы признаются: китайский зритель как большой ребенок, который не может скрыть своих детских восторгов и эмоций. Впрочем, у актрисы Екатерины Крамзиной от Поднебесной остались и другие воспоминания.

— Я была в Китае дважды. Первый раз я очень поправилась, потому что, кроме риса, ничего там не ела. Хотя, когда мы собирались на гастроли, все предупреждали: «Надо брать с собой пароварку!» Я крутила у виска и говорила: «Вы что? Мы что, не найдем там еды?!» А потом вспомнила слова своих коллег, — улыбается Екатерина и добавляет: — У меня огромное количество мыслей о Китае, но самый большой вопрос: как они перевели «Войну и мир»?! У них есть иероглиф, который означает символ. То есть надо философский текст Толстого, который априори имеет какую-то мысль, разгадать и не просто перевести, а выбрать какие-то символы, которые будут близко по смыслу этому тексту.  Я не представляю, насколько это возможно и что получает в итоге китайский зритель.  

Как вахтанговские фуры кошку увезли

Рассказывая о гастролях на Амуре, Кирилл Крока снова напоминает главный принцип:

— Мы должны сделать все возможное, чтобы, когда откроется занавес, визуальная картинка была так, как будто на Арбате: и для артиста, и прежде всего, конечно, для зрителей.

А исполнительный директор фестиваля «Амурская осень» Ольга Смирнова, которая вместе с командой министерства культуры и областной филармонии начинает готовиться к приезду академического театра за год, признается в своем главном страхе.

— Мой самый страшный сон, который иногда сбывается — не дай бог не ответить на звонок двум людям: лучшему театральному менеджеру России Кириллу Игоревичу Кроку и лучшему кинопродюсеру страны Сергею Владимировичу Новожилову. Иногда этот сон сбывается и становится очень страшно. А как мне с ними работается? Скажу так: учась, мучаясь и радуясь! — с улыбкой признается Ольга Смирнова.

Она рассказывает: после прошлых гастролей вахтанговцы увезли не только любовь зрителей, но и совсем неожиданно — кошку!

— В 2022 году с театром Вахтангова приехало восемь фур с оборудованием и декорациями. Они все стояли возле ОКЦ, ребята-монтировщики прикормили кошку-подростка, она все восемь дней жила здесь, — раскрывает подробности детективной истории исполнительный директор «Амурской осени». — Четыре фуры уезжали после первых спектаклей — она залезла в одну фуру, но ее нашли и вытащили. Сказали: оставайся дома! А через несколько дней уехали остальные четыре. И вот в восьмой фуре где-то возле Читы водитель услышал мяуканье. Это была кошка. Пока фура шла до Питера, где находится транспортная компания, мы пытались ее пристроить: в Улан-Удэ, еще где-то. Но не получилось. Но водитель Сергей так подружился с кошкой, что оставил ее себе и назвал Турандот («Принцесса Турандот» (12+) — последний прижизненный спектакль Евгения Вахтангова, считающийся шедевром театра. — Прим. АП). И теперь Сергей и Турандот дружно живут в Санкт-Петербурге. Кого вахтанговцы увезут в этот раз, пока не могу сказать!

— Дайте нам черную белку из вашего парка! — попросил режиссер Анатолий Шульев.

«Театр и кино должны делать людей лучше!»

Будет ли выполнена просьба режиссера, сказать трудно. Но артисты точно знают, что увезут с собой с Амура воспоминания о замечательной амурской осени и вдохновленных зрителях.

— Для меня гастроли — это всегда как мини-путешествие, во время которого ты попадаешь в безвременье. Все задачи, которые стоят перед тобой в Москве, неважны. Плюс — разница в часовых поясах, до меня не доходят сообщения в родительском чате, — улыбается Екатерина Крамзина. — Это возможность напитаться, подышать, посмотреть вокруг. Это всегда очень интересно. Очень интересно слушать зрителя, он иногда выдает такие реакции, которые вдохновляют. Вчера у меня было абсолютное счастье! Это так здорово ощутить и хочется дальше работать!

— Когда мы приезжаем в регионы, гораздо мощнее, понятнее вот это ощущение разговора о важном. Потому что 15 лет наш режиссер Римас Туминас нас учил, что театр должен говорить о важном, должна происходить какая-то магия, волшебство. Разговор со зрителем, пусть сложный, непростой, длинный, вкрадчивый, вдумчивый, но разговор, — признается Виктор Добронравов. — Вот спектакль «Война и мир» — сложно сказать, где он не был, по крайней мере все города-миллионники проехал. И когда спустя пять часов ты видишь, что зал стоит, аплодирует и никто не тянется в гардероб — это сильно. Пускай «Амадей» — другой спектакль, другой жанр, но мы старались работать и говорить о важном. Такие вещи очень явно видятся в регионах, потому что в Москве люди просто после работы встретились на Арбате, приехали по пробкам. А у вас наш спектакль — это событие! Зрители надевают платья, костюмы, пиджаки! И когда оно подпитано глубоким внутренним смыслом, это очень важно, особенно в наше непростое время! Театр и кино должны делать людей лучше!  

***

Как вахтанговцы сменили Арбат на Амур: артисты о далеких гастролях и силе театра

 

Онегин, который всех удивил: лучшие моменты выдающегося спектакля Театра имени Вахтангова

 

Возрастная категория материалов: 18+