Шилову взяток предлагать не стоит: монолог главного полицейского Приамурья
Такие интервью случаются не часто. Обычно у генералов душа застегнута на все пуговицы золотого мундира. Олег Павлович Шилов — редкое исключение. Честный монолог главного полицейского Амурской области о детстве, маме, профессии, любимых книгах и жизни на Дальнем Востоке.
«Корову подою легко»
— Бабушка говорила, что меня Олегом назвали честь князя Олега. В моем детстве это было редкое имя — по-моему, в классе я был единственный Олег. Я родился в Мордовии в селе Тарасово, родителей моих переводили с одного места работы на другое, было время, когда они даже порознь жили из-за работы. Мама в одном селе, отец в другом. Тогда меня воспитывали бабушки и дедушки.
Мама у меня медик, отец тогда работал экономистом, потом возглавил одно из сельхозпредприятий. Но мне удалось десять лет проучится в одной школе, мои родители до сих пор живут в том же селе, где я учился.
От работы я не устаю, надо просто уметь отдыхать. Стараюсь ходить пешком, два раза в неделю занимаюсь спортом — хоккей, футбол. Люблю разнообразие — и в компании посидеть, пообщаться, и одному побыть, помолчать.
Я рос обычным деревенским ребенком, помню себя лет с трех, в детстве были свои обязанности, в селе по-другому не бывает. Но было и много свободы, родители нам с братом привили свободу мышления. Деревня моего детства — это огород, полный двор живности, я умею делать практически всю деревенскую работу. Корову и сегодня легко подою, руки помнят.
Я старше брата на четыре года, мы с ним никогда не дрались в детстве. Но отец любил устаивать соревнования: кто кого поборет. Было дело, я за него в школе заступался. Кулаками не махал, всегда решал всё словом и поступком.
Бабушки и дедушки привили мне любовь к труду и ответственность. Мои оба деда воевали. Мамин отец, дед Андрей, воевал здесь на Дальнем Востоке, освобождал Курилы. Дед по отцу воевал на западных фронтах, потерял в боях руку.
«Говорю на мордовском…»
— Мордовская деревня в советское время — это бездорожье, стада коров и овец, натуральное хозяйство, бесконечные поленницы дров.
Сердцем дома была русская печка, на ней спали, над печкой висели вязанки лука, на ней сушились орехи.
Баня была, но нас бабушка мыла в русской печке. После топки печь внутри выстилалась соломой, мы детьми туда залазили: лежишь греешься, снаружи только голова. Прогреешься, вылезешь, потом бабушка тебя моет возле печки.
Мордва делится на три основных группы: это эрзяне, мокша и шокшане. Называли по именам рек, возле которых люди жили.
Я свободно говорю на мордовском языке. Каждый день на нем говорю, когда домой звоню, сотрудники здесь из Мордовии работают, с ними могу поговорить.
Я окончил русскую школу, думаю я всегда на русском языке. В школе учился в основном на «хорошо», были двойки и тройки, но в аттестате основная оценка — четыре балла. После школы послушал отца и пошел учиться на исторический факультет. Мы с другом за двадцать пять советских рублей полгода снимали дом на земле, небольшой. Потом нам предоставили общежитие. 90-е годы были сложные, в общежитии приходилось отстаивать свои интересы. Всё было — и попадало, и отстаивал.
«Убью-зарежу»
— У меня всегда было уважительное отношение к правоохранительным органам. Романтику к профессии привили советские фильмы и литература. Студентом я пять лет был в оперативном комсомольском отряде, мы дежурили на массовых мероприятиях — на дискотеках, например.
И в оперативных мероприятиях нас порой задействовали, если нужно было кого-то задержать, доставить или досмотреть. Свою работу я начинал простым участковым в селе. Скажу честно, у меня была самая большая раскрываемость преступлений.
Как это удавалось? Самое главное — это общение с людьми. У меня был мотоцикл, на котором я тогда ездил без шлема и номеров, все так ездили в деревне. Доедешь до деревни, мотоцикл оставишь возле первого дома, дальше пешочком идешь, с людьми общаешься.
Одно из первых преступлений, которое я раскрыл будучи участковым инспектором, была кража мотоцикла. Украл местный парнишка, мотоцикл наши изъяли.
Помню, завелась группа, которая «бомбила» совхозные склады, всё ценное оттуда вытаскивали. Сначала думали, что какие-то гастролеры приезжают. Оказалась, группа местной молодежи.
Участковый чаще всего идет один, без прикрытия, и не знает, что его ждет за дверью. Как-то я приехал в одну деревню, подошел к Дому культуры, там молодежь распивала спиртное. Представился, а мне в ответ: «Убью-зарежу…»
В этот момент стало не по себе: они были все в нетрезвом состоянии, некоторые из них с татуировками на руках. Один из них подошел кто мне и говорит: «Не обращай на него внимания, это у него кличка такая: «Убью-зарежу». Он так всегда представляется, три раза сидел уже…»
Сложно одному на земле работать, не каждый способен быстро принимать решение и отвечать за него. Не каждый способен рисковать.
Я хорошую школу прошел, по земле походил. Два года участковым, пять лет — оперативником, два года в следствии отработал. 90-е годы на дворе стояли. Хорошие жизненные уроки получил.
Благовещенск рисовали не радужным цветом
— Я служил заместителем министра внутренних дел Республики Мордовии, когда меня назначили начальником УМВД России по Амурской области.
У меня есть приятели, которые раньше здесь жили и учились. Когда меня назначили, я сразу давай им звонить, расспрашивать: что здесь за регион, какая тут жизнь? Поскольку они здесь учились давно, то и информация у них была не самая достоверная, скажем так. Обрисовывали не самую радужную картинку: население живет бедно, газа нет, Благовещенск зимой весь в дыму и угольной пыли. Мрачно всё преподнесли.
Я пошел в интернет, почитал, посмотрел и сделал определенные выводы. Мне на размышление дали всего восемь часов. Через восемь часов я дал согласие и полетел сюда. Далеко лететь, конечно.
Обо мне шла молва: Шилову взяток предлагать не стоит, за это можно получить статью. Когда мне только намекали, что можем отблагодарить, ответ у меня неизменный: «В ваших услугах не нуждаюсь».
Первое впечатление от Благовещенска было хорошее — меня встретили в аэропорту, лето, тепло, замечательно. Едем по улице 50-летия Октября, всё в зелени, симпатично.
В европейской части России есть представление, что здесь живут практически одни китайцы. А тут всё как везде — на улице наши российские лица. Замечательные улицы, чистый город, прекрасная набережная. Мне понравился Благовещенск. Приезжая на родину, я часто говорю: было бы мне лет 20–25, я бы остался на Амуре жить. Здесь много солнца, в европейской части России такого нет. Был десять дней в Москве, за десять дней солнце видел всего несколько часов. И название у города замечательное.
Я, когда ехал сюда, стал заранее изучать коллектив амурской полиции. Скажу так, любой коллектив — сложный. Задача руководителя — каждому подобрать свое место.
В своем регионе работать сложнее: тебя там все знают, ходоков больше, больше того, что называют «коррупционной составляющей».
Там просители чуть ли не каждый день приходили. Скажу честно — серьезных предложений, миллионных взяток, слава Богу, не было.
Обо мне по улице шла молва: Шилову взяток предлагать не стоит, за это можно получить статью. Когда мне только намекали, что можем отблагодарить, ответ у меня неизменный: «В ваших услугах не нуждаюсь».
«В камере порой полезно посидеть»
— Меня назначили начальником Амурской полиции в 2022 году. И тот год мы закончили с показателями, что в Амурской области — самая высокая преступность в России.
За 2023 год нам удалось улучшить показатели сразу на шесть позиций, на 9 % снизили преступность. Мы вошли в десятку регионов с наибольшим снижением уровня преступности.
Сократились убийства, грабежи, разбои, детская и уличная преступность. Меньше стало преступлений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Единственная позиция, которая выросла за прошедший год, это преступления, совершенные в IT-сфере. Но это общая тенденция сегодня. И здесь мы работаем — за первый квартал этого года мы единственные в ДФО сократили и этот вид преступлений.
В профилактике огромная роль отводится участковому инспектору: он должен зайти в проблемный дом — с кем-то поговорить, а кого-то и на несколько суток посадить. Порой полезно кое-кому посидеть, подумать. В камере административно задержанных хорошие мысли приходят быстро. Вот это и есть профилактическая работа.
Чего не хватает полиции? Личного состава.
Почему? Ответ на это вопрос очень простой. Например, в поселке Февральске Селемджинского района живет около 6000 человек. Там в дежурной части полиции должно служить порядка 8 человек. Я был вынужден дежурную часть там закрыть (этот разговор был в апреле 2024 года. — Прим. авт.). Все уволились и ушли работать на карьер: там зарплата 180 000 в месяц, а у нас 70 000. Вот и вся арифметика.
Люди не останутся без нашего внимания, дежурный участковый отреагирует на звонок по телефону «02», но самой дежурной части там нет.
Сегодня молодого сотрудника ждет зарплата 70–80 тысяч в месяц, но зато человек получит колоссальный опыт и положение в обществе, хорошие, не коррупционные связи и научится общаться с людьми. Это же время когда-то кончится.
Главным качеством полицейского должно быть неравнодушие. А на него уже все остальные легко нанизываются. Исполнительность, дисциплинированность, грамотность. Если человек равнодушный — все остальные качества падут.
Основная книга — Библия
— От работы я не устаю, надо просто уметь отдыхать. Стараюсь ходить пешком, два раза в неделю занимаюсь спортом — хоккей, футбол. С годами понимаю, что хоккей для меня легче.
Люблю разнообразие — и в компании посидеть, пообщаться, и одному побыть, помолчать.
Читать люблю, недавно перечитал «Белый клык», совсем другие ощущения, чем в детстве. Для меня основная книга — Библия, ее читать можно вечно.
Я Библию пытался читать в 14 лет и в 19. Скажу так: не заходила. А годам к 30 пришло понимание, и я ее месяца за два-три прочитал.
Для меня Библия — это объяснение жизни. Лучше сначала прочитать Евангелие, а потом Ветхий Завет, тогда будет больше понятно. Я и Коран прочитал. Эти две книги по большому счету друг другу не противоречат, Коран написан более стихотворно.
Блицопрос
— Что такое быть отцом трех дочерей?
— Это счастье и ответственность.
— Вы строгий начальник?
— Стараюсь быть справедливым. Есть задача, значит ее надо исполнять.
— Вы чувствуете лесть?
— Да, но стараюсь на нее никак не реагировать.
— Что бы вы сказали себе семнадцатилетнему?
— Ты правильным путем идешь, товарищ.
— Вам мама может сделать замечание?
— Мама может и поругать, а порой и на место поставить.
— С кем из исторических личностей бы хотели пообедать?
— С адмиралом Ушаковым.
— Море или баня?
— Из бани — в море.
— Лес или поле?
— Поле.
— Мясо или рыба?
— Мясо.
— Любимый цвет?
— Зеленый.
— Самое сексуальное место у женщины?
— Женщина.
— Лев Лещенко или Муслим Магомаев?
— Магомаев.
— Что вам хочется от жизни?
— Хочу приносить пользу себе, семье, обществу и государству.
Справка АП
Олег Павлович Шилов родился 6 сентября 1972 года в Республике Мордовии.
В 1994 году окончил Мордовский госуниверситет имени Н. П. Огарева по специальности «история», а в 1999 году – этот же университет по специальности «юриспруденция».
На службу в органы внутренних дел поступил в июле 1994 года в ОВД по Атяшевскому району Республики Мордовии, где по 2008 год работал на различных должностях оперативных подразделений.
С марта 2019 года по июль 2022 года служил в должности заместителя министра внутренних дел Мордовии — начальника полиции.
Указом президента Российской Федерации от 29 июля 2022 года полковник полиции Олег Павлович Шилов назначен на должность начальника УМВД России по Амурской области.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 14.10.2024
Добавить комментарий
Комментарии