История роста
Три года — с 2021 по 2023-й — амурчане жили без повышения тарифов на капремонт. Федеральная программа, которая работает в регионе с 2014 года, стартовала с 6,5 рубля за квадратный метр. К 2021 году сумма выросла практически на треть — до 8,6 рубля. И затем тариф на три года заморозили.
Тогда, в 2021-м, губернатор Приамурья Василий Орлов поручил Заксобранию отозвать законопроект о повышении цен на капремонт: фонд показал низкую эффективность, выполнив только половину от запланированных работ. «В связи с большими остатками на счетах фонда предлагаю тарифы для населения не повышать. Не вижу смысла забирать у людей дополнительные средства, чтобы потом деньги просто лежали на счетах», — справедливо заявил глава региона.
Благодаря повышению тарифа в регионе дополнительно отремонтируют около 15 домов только в следующем году.
Без изменений для стоимости тарифа прошел и 2022-й, а в 2023-м цену подняли до 9,2 рубля. В 2025 году стоимость снова вырастет — на 16 процентов. Таким образом за 10 лет тариф увеличился чуть меньше чем в два раза. По оценкам экспертов, инфляция за эти годы выросла больше.
Серьезный дефицит
— Для того чтобы реализовать программу капитального ремонта домов до 2055 года, региону необходимо 252,8 миллиона рублей. Если мы продолжим собирать по 9,2 рубля, то к 2055-му получим 51 миллиард. Это позволит выполнить только 20 процентов программы, — рассказал на заседании министр ЖКХ Алексей Тарасов. — Учитывая, что средства фонда на сегодня использованы почти полностью, реализация программы ставится под вопрос — ведь возникает дефицит.
Так, стоимость ремонта крыш за годы работы программы выросла, по оценке специалистов регионального министерства ЖКХ, на 65 процентов. Ремонт сетей теперь обходится дороже на четверть (24,3 процента).
— Мы понимаем, что рост тарифов — вопрос социально острый, но всё же обязанность по содержанию и ремонту жилого фонда лежит на собственниках, — отметил Алексей Тарасов. — Поэтому они должны либо вносить плату в фонд капремонта, либо откладывать деньги на специальный социальный счет. На конец года в фонде капремонта образуется дефицит порядка миллиарда рублей. Исходя из этого, предлагаем повысить взнос до 10,7 рубля — это позволит дополнительно отремонтировать около 15 домов только в следующем году и уменьшить кассовый разрыв фонда.
Искомый процент
Фото: Заксобрание Амурской области
Озвученные суммы вызвали оживленное обсуждение. Так, зампреда комитета по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламента Наталью Михайлову интересовало, почему именно 10 рублей и 70 копеек предложило в качестве тарифа министерство ЖКХ региона.
4436
домов в Амурской области включено в программу капитального ремонта
— Вы посчитали, что экономически обоснованный тариф на 2025 год – почти 42 рубля. Сейчас у нас взнос 9,2. А как мы вообще пришли к сумме 10,7 рубля, каким образом ее определили? Почему не 9, не 11 рублей? — спросила она.
— Мы рассчитывали тариф исходя из общего среднего уровня роста стоимости ЖКХ. Учитывали и то, что населению должна быть относительно посильна эта плата. То есть исходили из инфляции и платежеспособности населения, — объяснил министр. — Но, если от вас поступит инициатива поднять тариф до 42 рублей, мы готовы ее рассмотреть.
Депутата Сергея Рафальского интересовало, можно ли выйти на федеральный уровень и попросить деньги на будущие расходы из бюджета? «Нам далеко не новое имущество досталось от Советского Союза», — подчеркнул он.
— Я думаю, можно. И если будет такая законодательная инициатива — мы поддержим, — ответил Алексей Тарасов. — Меня интересует еще вот такой вопрос: почему никто не говорит о сельских жителях? Мы субсидируем плату теплоснабжающим организациям, а владелец дома в селе за свои деньги закупает дрова, латает крышу и не считает, что его имущество должен кто-то ремонтировать.
Где деньги лежат
— Сегодня в банках очень привлекательный процент для вкладов. Скажите, а где фонд капитального ремонта размещает средства амурчан? Используются ли банковские инструменты для этого, мы зарабатываем на этих деньгах? Объясните, пожалуйста, где лежит сумма и под какой процент, — задала еще один вопрос депутат Ольга Лазаренко.
— Если мы говорим о средствах тех домов, которые копят деньги на своих спецсчетах, то эти средства мы размещаем в банках. Сейчас — в ВТБ. Вообще реестр кредитных организаций для фондов определило государство, — рассказал министр ЖКХ. — У нас таких банков пять. Недавно с предложением вышел Сбербанк, но процентную ставку они пока не озвучили. Сейчас у нас доходность выше 16 процентов годовых, то есть примерно в тех же значениях, что и вклады для населения.
«Почему никто не говорит о сельских жителях? Мы субсидируем плату теплоснабжающим организациям, а владелец дома в селе за свои деньги закупает дрова, латает крышу и не считает, что его имущество должен кто-то ремонтировать».
Однако Ольгу Лазаренко интересовало, размещают ли на депозитах средства тех, кто платит в общий фонд капремонта. И если да — имеют ли свою выгоду от процентов, которые зарабатывает фонд, те, кто в него платит?
За кого заплатят соседи
Фото: Архив АП
— Здесь деньги используются по принципу одного котла. То есть собственники дома оплачивают взнос на капремонт, но эти средства идут на другой дом, ремонт которого стоит в программе на сегодняшний день, — объяснил схему работы Алексей Тарасов. — Например, ваш дом отремонтировали, а вы продолжаете платить за капремонт. И ваши деньги не размещают на вкладах, они идут на ремонт следующего дома.
41,96
рубля за квадратный метр — экономически обоснованный тариф на капремонт в Приамурье
Такая «котловая система», по словам министра, привела к тому, что у некоторых домов образовался долг перед фондом, который жильцы не смогут покрыть даже новым десятирублевым тарифом до 2055 года. Поэтому в дальнейшем минЖКХ региона планирует инициировать выделение средств на эту программу из областного бюджета.
— Есть ряд территорий, где на два года вперед израсходовали средства. Мы два года назад внесли изменения в областное законодательство: ограничили проведение ремонтов на тех территориях. Например, в Архаринском округе, который уже позаимствовал средства у Благовещенска, Свободного, Белогорска — это самые крупные на сегодняшний день держатели фонда, — продолжил Алексей Тарасов. — Кстати, Белогорск уже тоже в ноль использовал свои средства и дальше заимствовать не сможет — будет жить только на то, что собирает в пределах календарного года.
В итоге большинство депутатов (20 против 5) проголосовало за принятие законопроекта сразу в двух чтениях. Так что с нового года амурчане будут платить за капремонт на 16 процентов больше — и надеяться, что разницу с экономически обоснованным тарифом компенсирует регион или федеральный бюджет.
Математика с министром
Алексей Тарасов, министр ЖКХ Амурской области:
— Сегодня на счетах фонда капремонта есть 1,5 миллиарда рублей, на начало года — 1,8 миллиарда. Причем эти средства на сегодня уже использованы. 219 миллионов рублей — неснижаемый остаток, который, согласно областному законодательству, фонд использовать не имеет права. 1 миллиард 107 миллионов рублей — деньги, которые уже законтрактованы. Есть договоры, подрядчики сейчас выполняют работы. До конца этого года и первой половины 2025-го эти деньги должны будут оплачены. Таким образом, в фонде средств уже почти не осталось. Есть еще 745 миллионов рублей – но это доходы от размещения денег, которые собственники домов собирают не в общий котел, а на свои спецсчета, и тратить их мы не имеем права — проценты от этих вкладов распределяются пропорционально каждому такому дому. Исходя из этих расчетов, на конец года мы выходим с дефицитом порядка миллиарда рублей.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии