«Я живу только потому, что помогаю таким же зависимым»
«Свобода» — центр поддержки и адаптации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, находится в живописном месте в Белогорье, среди сопок, вблизи озера. Журналиста АП здесь встретили дружелюбно и открыто, сразу проведя экскурсию по территории. Большой двор и две добродушные собаки, строящаяся баня, спортивная площадка с футбольными воротами и просторный дом, где вкусно пахнет едой и море тапочек на входе — всё как-то по-домашнему уютно.
Руководитель центра «Свобода» Анатолий Афанасьев встречает на входе и приглашает в дом, где в большом учебном классе нас уже ждут 20 ребят. Это мужчины и женщины, парни и девушки с зависимостью от алкоголя и наркотиков.
В доме несколько комнат, мужские и женские спальни, просторный класс, комната со спортивным инвентарем и кухня, где в фартуках трудятся двое мужчин — они сегодня дежурные по кухне, объясняет Анатолий. Оставив на некоторое время ребят, остаемся с ним вдвоем, и я честно признаюсь — ожидала увидеть совсем другое.
«Я стал рабом изменяющих сознание веществ»
Фото: Алексей Сухушин
Руководитель ребцентра честно рассказывает свою историю выздоровления. Началось всё с алкоголя. В раннем возрасте, когда Анатолию было 7 лет, он попробовал водку с ребятами, которым было уже лет 14–15.
— Этот эффект легкости, свободы, непринужденности, взрослости и зрелости, как мне тогда казалось, дала мне водка. Мне понравилось это состояние, и с тех пор я не упускал возможности изменить свое сознание. Выпивал, где это возможно, — например, когда родители собирались по праздникам и можно было незаметно слить из рюмок и выпить, — вспоминает мужчина. — Это настолько укоренилось в моем сознании, внедрилось на молекулярном уровне, что когда в средних классах я узнал про коноплю — начал употреблять и ее. Всё это копилось как снежный ком, постоянные пьяные дискотеки, в школе употребление веществ, и я стал рабом этой системы, уже ничего не мог противопоставить этому желанию изменить сознание.
В реабилитационном центре зависимого учат жить по-новому, давая ему шанс на выздоровление. С воспитанниками здесь занимаются квалифицированные психологи и психотерапевты, а ежедневные зарядка и обливание помогают поддерживать здоровыми не только душу, но и тело.
От такой жизни у Толи начались проблемы в отношениях с родителями, сверстниками и учителями в школе.
— Грубость, чрезмерная агрессия. Считал, что я единственно правый, а они все не правы. Появилось ощущение, что я властелин своей жизни, делал, что сам хотел. Драки и приводы в милицию стали обычным делом еще в школьном возрасте. С 12 лет уже по пьяни начались проблемы с законом: где-то разобьешь стекло, фонарь, хулиганили с пацанами из параллельного класса — дрались, — вздыхает Анатолий.
«Мои дни проходили в пьяном угаре»
5
лет в Благовещенске работает «Свобода» — центр поддержки и адаптации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. За это время десятки мужчин и женщин нашли здесь свое спасение и надежду на дальнейшую трезвую и счастливую жизнь
Хулиганские выходки становилось всё серьезнее, после окончания школы в 2003 году Анатолий пошел учиться в техникум и познал там неограниченную свободу. Без родительского контроля употребление алкоголя и «травы» начало расти в геометрической прогрессии.
— Два дня в неделю максимум я находился трезвым. Ну как трезвым — под воздействием марихуаны. Остальные мои дни проходили в пьяном угаре: конфликты, драки, пьяные дебоши продолжались, — рассказывает глава ребцентра. — Но техникум всё-таки удалось окончить.
В армии, в которую парень пошел после окончания учебы, также продолжалось употребление алкоголя и наркотиков, проблемы с законом становились всё серьезней.
Позже Анатолий познакомился с тяжелыми наркотиками, алкоголя и марихуаны стало мало. Он подсел на героин.
— Это продолжалось 8 месяцев, пока я не попросил помощи у матери и через наркологию попал в первый реабилитационный центр: его основой была 12-шаговая программа выздоровления. Я не прошел программу до конца, ушел из центра и сорвался — вновь вернулся к употреблению и просидел на опийной системе вперемежку с алкоголем еще 4,5 года.
«Просто устал так жить»
После продолжительного употребления Анатолий вновь отправился в реабилитационный центр, и не один. Всего он прошел пять разных учреждений подобного типа.
— Когда я был в центре, то начал задумываться о своей жизни, я просто устал так жить, устал видеть страдание матери, жены. И понял наконец-то, что пора завязывать с такой жизнью, — говорит мужчина. — В реабилитационном центре я получал знания о себе, о мире, о мироздании, о внутренних процессах — и своих, и мира, мне всё это стало интересно, появилась тяга к знаниям.
Анатолий поступил учиться на психолога, узнал, что такое гештальт-терапия, прошел множество курсов, семинаров, вебинаров, касающихся химической зависимости.
— Я понимал, что у меня стало получаться, что люди мне доверяли, слушали меня, я мог вдохновить таких же зависимых, как и я, людей на выздоровление, тянуть за собой к трезвой и полноценной жизни, — отмечает мужчина.
«Было желание помогать людям»
Фото: Фото: Алексей Сухушин
Тогда у Анатолия родилась мысль, что он может открыть свой центр. Сравнив опыт всех центров, в которых он был, Толя понял, что, применив все знания, сможет действительно помогать людям.
— Мы зарегистрировали организацию, я нанял на работу психологов, психотерапевтов, которые заинтересовались этой проблемой, у которых так же, как и у меня, было желание помогать людям. Это не просто работа, это нужно проживать, нужно болеть этим, в хорошем плане. Надо самому до глубины души понимать эту проблему, чтобы помогать людям, — уверен Анатолий.
Название придумывали с одним из выпускников
Идея открытия центра появилась в 2019 году. В то время Анатолий работал руководителем программы в одном из немногочисленных реабилитационных центров в Приамурье.
— Мне позвонил бывший пациент, он был в срыве, пьяный, и сказал, что ему нужна помощь. Я приехал к нему домой и предложил отвезти его в один из ребцентров. Но он отказался и сказал, что поедет ко мне домой, — рассказывает Толя. — Наверное, с этого всё и началось. Я забрал его домой, мы переночевали, потом сняли однокомнатную квартиру в микрорайоне, и я поехал с ним там жить. Затем начали приходить волонтеры — выпускники центра, оказывать помощь, поддержку в работе. Мы позвонили юристам и начали процесс оформления организации.
«Мы зарегистрировали организацию, я нанял на работу психологов, психотерапевтов, которые заинтересовались этой проблемой, у которых так же, как и у меня, было желание помогать людям. Это не просто работа, это нужно проживать, нужно болеть этим, в хорошем плане. Надо самому до глубины души понимать эту проблему, чтобы помогать людям», — уверен Анатолий.
Когда у ребят появились документы и их деятельность стала законной, они сняли коттедж и начали делать в нем ремонт. Затем переезжали с места на место, снимали дома, потому что не было частной собственности.
Весной 2024 года у Анатолия получилось купить дом в окрестностях Благовещенска, и вот сейчас ребята своими силами делают здесь ремонт, наводят уют и строят дальнейшие планы по развитию.
— Название придумывали с одним из выпускников. Сидели и размышляли, начали с себя, со своей жизни: в употреблении мы были не свободными. Мы были рабами алкоголя, рабами наркотиков и, конечно же, нам хотелось освободиться от этого и дать эту свободу другим людям. Вот так и получилось это название «Свобода» — оно очень точно подошло к нашей проблеме, — рассказал руководитель реабилитационного центра.
Трезвая голова, здоровое тело и дисциплина
В основе занятий в центре лежит 12-шаговая программа выздоровления
Фото: Алексей Сухушин
Обливание, зарядка и занятия с психологами — каждый час здесь расписан. В основе занятий в центре лежит 12-шаговая программа. Плюс обязательный духовный аспект. При этом центр «Свобода» — нерелигиозная организация, но моменты духовности здесь изучают обязательно, потому что считают, что это очень важная сфера, на которую уже накладывается всё остальное выздоровление.
Йога, медитации, пробежки и закаливание
Фото: Алексей Сухушин
В центре с воспитанниками занимаются психологи по личным травмам, которые связаны с детством, медикаментозного лечения здесь не оказывают. Лечат в основном душу, но и не забывают о теле.
— К нам приезжает мастер по занятиям йогой и медитациям, проводят спортивные игры. День у нас начинается в 8 утра с зарядки, пробежки, затем закаливание — обливание либо обтирание холодной водой, — рассказывают уже сами ребята. — Есть настрой на день, есть такое мероприятие, где консультант по химической зависимости либо психолог задает нам тему, по которой сегодня мы должны попытаться прожить день. Вот, например, сегодня наш настрой — «Наша личная история». И вы как раз к нам приехали, — смеются ребята.
Фото: Алексей Сухушин
Воспитанникам центра обязательно дается планирование, как общее, так и для каждого в отдельности. Это важный момент, когда недисциплинированный зависимый учится ставить перед собой небольшие цели на день и их выполнять.
В конце дня – анализ чувств
Также для ребят готовят и преподают лекционный материал, проводят различные тренинги на взаимодействие и сплочение, развивающие, расслабляющие игры, на познание себя.
Фото: Алексей Сухушин
Обязательными являются индивидуальные консультации с психологом, с консультантом и прием личных заданий.
— У каждого из ребят есть индивидуальные задания, которые они выполняют письменно, потом рассказывают их всем. Заканчивается день анализом чувств, где ребята пишут: как прошел их день. Анализ чувств необходим, чтобы увидеть свое отношение к вещам, отношение к жизни, реакцию на различные обстоятельства, — объясняет Анатолий.
Руководство центра старается создать мини-социум, где люди каждый день учатся жить по-новому, коммуницировать, налаживать связи — методом своих проб и ошибок. Консультанты и психологи лишь направляют человека к полноценной жизни.
«Мы становимся одной большой и дружной семьей»
Фото: Алексей Сухушин
После того как прошедшие реабилитацию возвращаются домой, они не остаются одни, с ними также продолжают занятия психологи и консультанты центра. Также они посещают группы анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов, это важный этап выздоровления, считают специалисты «Свободы».
— Поддержка дополнительная нужна обязательно, на группах ребята находят друзей, уже продолжительное время остающихся трезвыми, наставников. Это очень важно — не остаться вновь одному, в одиночку пытаясь справиться. Здесь они находят самое главное — надежду на то, что остаться трезвыми реально в любых жизненных ситуациях, — рассказывает Анатолий. — Центр существует пять лет, и у нас есть выпускники, которые по сей день остаются трезвыми. После прохождения курса реабилитации мы с ребятами остаемся в хороших дружеских отношениях, можно сказать, становимся одной большой дружной семьей. Вместе встречаем разные праздники и торжества. Всегда на связи и оказываем поддержку, рождаются дети, создаются семьи и мы всегда рядом, поддерживаем, помогаем друг другу.
Наркоманы молодеют, а наркотики становятся все более опасными
Фото: Алексей Сухушин
На вопрос, с какими сложностями приходится сталкиваться, руководитель центра «Свобода» отвечает:
— Трудности с тем, что у нас в стране долгое время считалось, что алкоголизм, наркомания — это распущенность; долго не могли признать и обозначить, что это заболевание — хроническая, прогрессирующая и смертельная болезнь. Тяжелое заболевание. Считалось, что поможет труд, был такой стереотип, и создавались трудовые лагеря для алкоголиков, но, как показала практика — это малоэффективно, — отмечает Анатолий.
По его словам, с течением времени начали меняться и употребляемые людьми вещества.
— На сегодня самый популярный наркотик — синтетический, «соль». От него поражается мозг, поражается нервная система, очень тяжело избавляться от такой зависимости. Просто трудом этой проблемы не решить, здесь необходимо подходить к проблеме в комплексе, — уверен Анатолий.
После реабилитации выпускники центра посещают группы анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов, это важный этап выздоровления, считают специалисты «Свободы»: «Поддержка дополнительная нужна обязательно, на группах ребята находят друзей, уже продолжительное время остающихся трезвыми, наставников. Это очень важно — не остаться вновь одному, в одиночку пытаясь справиться».
Он рассказывает, что если раньше для того, чтобы достать наркотик, нужно было найти употребляющих людей, договариваться и налаживать контакты, то сейчас всё доступно в приложениях в телефоне и поэтому становится всё более опасным.
Провожая журналиста до машины, ребята центра дружно машут руками и обнимают. Стереотип, что наркоманы и алкоголики — агрессивные и неуравновешенные, рассеивается. Глядя в глаза мужчин и женщин, слушая, как они общаются между собой, становится понятно, что они продолжают быть людьми. Реабилитационный центр для них как детский сад, где их заново учат жить, делать элементарные вещи, заботиться друг о друге и о людях вокруг, быть внимательными к ближним и жить полноценной жизнью, а не прозябать в дурмане.
Руководство центра старается создать мини-социум, где люди каждый день учатся жить по-новому, коммуницировать, налаживать связи — методом своих проб и ошибок. Консультанты и психологи лишь направляют человека к полноценной жизни.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии