В центре практикуется ежедневное утреннее обливание. Фото: Развитие-Центр.РФВ центре практикуется ежедневное утреннее обливание. Фото: Развитие-Центр.РФ

Дайте волшебную таблетку

6—12

месяцев – на такой срок рассчитана реабилитация по программе «12 шагов»

— Люди приходят за помощью и хотят волшебную таблетку. Но даже трезвые родственники не всегда понимают, что процесс, который был запущен несколько лет назад, не изменить волшебным уколом или пилюлей. У больного нарушено всё — здоровье, психика, всё социальное окружение, отсутствует критика, но в его субъективной картинке мира всё в порядке. На приеме у нарколога необходимо заполнить документы, там есть строка: критика у пациента отсутствует, присутствует или критика частичная. Так вот, если анализ показывает частичную критику, то это уже вторая стадия алкоголизма. И в 99 % случаев человек сам не пойдет добровольно от этого избавляться, потому что он счастлив, у него всё прекрасно, и он отрицает все проблемы, говоря: «Если вам не нравится, то не терпите меня или не живите со мной». А то, что от него уже жена ушла, с работы выгнали, дома нет, долгов полно — его не волнует.

В основном решение о кодировке или лечении в реабилитационном центре принимают родственники. Самостоятельно такие больные не приходят лечиться.

Ловцы эйфорического состояния

— В обществе бытует самый большой ошибочный стереотип, что нужно желание, без желания лечиться нельзя. А желания у него нет, потому что это болезнь. Это когда болит живот, мы идем к врачу и просим, чтобы нам помогли, чтобы живот перестал болеть. У алкоголиков ничего не болит, они это делают, чтобы поймать эйфорическое состояние, которое родственники пытаются забрать.

Ошибочное утверждение — надо, чтобы человек дошел до дна, тогда он поймет и сделает первый шаг. Но в это время он уже ничего не понимает. А дно подразумевает полную социальную, психологическую, интеллектуальную, личностную деградацию. Если говорить о кодировке, то на самом деле дело не в ней, а в мотивации больного. Он самостоятельно должен осознать, что катится на дно. Но болезнь такая хитрая, что человека она добровольно не отпустит и не даст войти в состояние критического отношения. Потому что он все время либо пьян, либо под наркотиками. В такой ситуации очень хорошие результаты показывают реабилитационные центры. Мы работаем на основе 12‑шаговой программы с применением психотерапевтических методик. Пока ничего эффективнее не придумали.

Программа «12 шагов» реально помогает

В ребцентре большое внимание уделяется полной занятости  с утра до вечера. Фото: Развитие-Центр.РФ

— Программа «12 шагов» глубоко терапевтическая, и кто открыл ее для себя — понимает, что она реально может помочь. Программа доказала свою эффективность во всем мире и может помочь преодолеть наркотическую или алкогольную зависимость. А началось всё очень просто, во всяком случае, легенда звучит так: однажды два алкоголика встретились и проговорили всю ночь, а после общения поняли, что во время разговора им не захотелось выпить. Они стали встречаться регулярно и осознали, что для общения им не нужен алкоголь. Главное, чтобы рядом были люди, которые тебя понимают. Как в психотерапии, когда изливаешь кому‑то душу, делаешь выводы и получаешь обратную связь. Выйти на нормальную человеческую жизнь можно лишь с одним ограничением: главное — не употреблять. И это дает человеку реальный шанс выжить. И потом жить нормальной жизнью.

«Есть заблуждение: надо, чтобы человек дошел до дна, тогда он поймет и сделает первый шаг. Но в это время он уже ничего не понимает».

Программа «12 шагов» дает 100‑процентную гарантию пожизненной трезвости человека — при условии, что он будет соблюдать определенные рекомендации. Тогда, при соблюдении этих рекомендаций, он останется трезвым на всю жизнь. В ремиссии ему придется жить с этой зависимостью, как и с любой другой хронической болезнью. И наша задача — научить человека с этой болячкой жить. Вот у меня астма с детства. И много чего мне недоступно, но при соблюдении правил я многое могу себе позволить. Например, с парашютом прыгала, марафон бегаю — конечно, не 40 километров, но 5 пробегаю точно. Чтобы держаться и не употреблять, нужно постоянно находиться в процессе. Для этого существует много форм социальной поддержки, самые известные — это группы анонимных алкоголиков. Единственная сложность в том, чтобы человек пришел в эту группу самостоятельно и понял, что ему это нужно. У меня есть близкий друг Миша, с которым мы познакомились в наркологии. Он уже 13 лет в трезвости. Но его пример — скорее исключение из правил. У него очень интересный путь: «трезвился на зубах», на терпении, на восьмом году трезвости пришел в программу «12 шагов» и только тогда обрел внутреннюю свободу. Программа дала понимание, что ему повезло гораздо больше.

«Спасут только изоляция и вывод человека из привычного социума»

Людмила Тракова со своими подопечными в реабилитационном центре. Фото: Развитие-Центр.РФ

— Такая терапия может занять многие годы. Человека нужно протрезветь, привести в здравомыслие, убедить, что все проблемы в его жизни не потому, что мир такой, а потому, что он употребляет. Это как кривое зеркало: он смотрит на мир уже через преломление, и у него там всё поставлено с ног на голову. Алкоголики, пока трезвые, — милые люди.

Есть, кстати, заблуждение, что можно сходить на сеанс к психотерапевту и решить проблему. Но один сеанс ничего не решает. Мое твердое убеждение, что только изоляция и вывод человека из привычного социума поможет спасти ситуацию. Для излечения такого больного требуется от шести месяцев до одного года. Всё зависит от стажа употребления, возраста, здоровья и прочих факторов.

«Никто не пьет потому, что мечтал всю жизнь стать алкоголиком. Употребление — это следствие ранее нерешенных проблем». 

Сейчас у нас в центре находятся 50 человек. И все восстанавливают физическое и психическое здоровье по единой программе, основная работа которой направлена в основном на исцеление души. Это не религиозная, но глубоко духовная программа. Никто не пьет просто потому, что мечтал всю жизнь стать алкоголиком. Употребление — это следствие ранее нерешенных проблем. При этом самыми трудными являются первые несколько месяцев — переходный период, рубеж между алкоголизмом и трезвой жизнью. Вне зависимости от метода лечения отказ от алкоголя сопряжен с высокой психологической нагрузкой. Больной страдает не только от утраты привычной эйфории, но и от пустоты, образовавшейся на месте, которое в его жизни раньше занимало спиртное. Часто наблюдается раздражительность, вялость, растерянность, агрессивность и излишняя требовательность к окружающим. Возможны депрессии и ухудшение отношений с близкими. Пациент может переживать ощущение безысходности жизни и бессмысленности усилий, затраченных на избавление от алкогольной зависимости. Вещество приходит туда, где пустота в душе — я про это могу говорить бесконечно. И не зависит от кошелька. Есть богатые, но пресыщенные всем. Есть, которые собирают на бутылку или дозу. Наша программа относится к людям не как к маргиналам, а как к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Связанную с веществом. И только через гуманное человеческое отношение у них есть шанс вернуться к нормальной жизни.

«Посмотрите, у нас получилось — и у вас получится!»

Бывшие выпускники часто приезжают в центр, чтобы поделиться своей историей выздоровления. Кроме того, выйти в ремиссию людям с зависимостями помогают бесплатные собрания, которые проводят для их родных и близких. Фото: Развитие-Центр.РФ

— Когда мы заболели, например, насморком, то сразу всё хотим знать про насморк и лечение. А если родственник страдает алкоголизмом, родные от этого страдают, но ничего не знают ни про алкоголизм, ни про лечение. Работаю больше 20 лет и каждый раз вижу полную безграмотность. Зависимость — это, прежде всего, хроническое заболевание, которое, как многие другие болезни, поддается успешному лечению. Но потребуется немало усилий не только со стороны зависимого, но и со стороны близких.

Собрания для родных и близких помогают зависимым

— Созависимость родных растет, как и сама болезнь. Например, жена, у которой муж пил по два дня не просыхая, сильно негодовала. Но потом он начинает пить неделями. И если неделю не пьет, то она уже радуется — ну вот неделю‑то не пьет. Значит, еще может остановиться, работать… В такие моменты появляется надежда, что родной человек может самостоятельно справиться. Но это не так.

«Алкоголизм — не какое‑то конкретное место, где болит. Это когда болит вся твоя жизнь».

Чтобы помочь созависимым людям справиться с проблемой, каждую неделю в Центральной городской библиотеке на Красноармейской, 128 в Благовещенске мы проводим бесплатные собрания, на которые могут прийти все желающие, родные и близкие алкоголиков, братья, сестры — все, кто хочет помочь. Собрания носят информационный характер, на такие группы часто приходят наши выпускники и их родные, рассказывают о себе и своем выздоровлении. Это уникальная форма работы, когда бывшие больные могут на личном примере показать: «Посмотрите, у нас получилось — и у вас получится!» Созависимые родственники уже жили в этом кошмаре и больше не хотят, помогают другим и рассказывают, как можно выйти из этой ситуации.

Работать с родными очень важно, потому что уметь выстраивать отношения с бывшим зависимым непросто. Не все понимают, что их ожидает, что от них требуется, и не знают, каким вернется их родной человек. Часто бывает так, что, пролечившись, какой‑нибудь Вася возвращается домой — он осознал, что неправильно живет и хочет жить по‑другому. Но возвращается в привычное окружение, а там ему говорят: «Ты посиди, а мы выпьем, мы же не алкоголики». А Вася на это смотрит и думает: «А что за несправедливость?» После терапии главное — не бывать в таких местах и не общаться с теми, кто пьет.

Никита и Яна нашли друг друга и счастливы в новой «чистой» жизни

28–30

дней нужно только для того, чтобы организм более-менее очистился от алкоголя

— Сегодня день рождения у нашего выпускника, который уже три года не пьет. Будем все вместе отмечать праздник. В наш центр Никиту* привели родители. Совместно с родными он занимался бизнесом, у них своя автомастерская. Папа тоже крепко выпивал, но был не запойный, мог вовремя остановиться. А у Никиты так не получилось. Алкоголизм или наркомания — это семейная болезнь. Если в семье появляется зависимый, то, так или иначе, вовлекаются все — страданиями, злостью, всеобщими потерями. И у Никиты семья это понимала. Мама не пропустила ни одно собрание для созависимых, папа полностью отказался от алкоголя. И когда Никита вернулся домой, у него была крепкая поддержка родных. Стал снова помогать отцу, а потом открыл самостоятельный бизнес. Сейчас у 42‑летнего мужчины прекрасные отношения с родителями. Уже три года устойчив. Он развелся с женой, она его не дождалась, обид было много. Сейчас Никита живет с нашей выпускницей Яной*. Прекрасная пара, взрослые, состоявшиеся люди. Познакомились у нас в центре, но стали жить вместе уже по выходе из него.

«В обществе бытует самый большой ошибочный стереотип, что нужно желание, без желания лечиться нельзя. А желания у алкоголика нет, потому что это болезнь».

У Яны тоже нелегкая судьба, в которой близкие сыграли не последнюю роль. Девушку в центр первоначально привела мама, чтобы помочь дочери справиться с наркозависимостью. Но после лечения Яна не справилась с главной рекомендацией — обрубить все контакты. Она снова сошлась с молодым человеком, который предложил дозу. Отказаться 34‑летняя молодая женщина не смогла, сорвалась. Но зато вовремя поняла, что натворила — и вернулась в центр на повторное лечение. Уже три года Яна не принимает наркотики. Работает в семейном бизнесе. Нашла свою любовь и счастлива в своей новой чистой жизни. Идеальный вариант — когда в паре оба друг друга поддерживают и понимают, что является залогом совместной трезвости.

Праздник без алкоголя

Праздники отмечают все вместе, но без привычного алкоголя. Фото: Развитие-Центр.РФ

— Праздники проходят у нас, как в обычной семье, только без алкоголя. Вот сегодня Никита приедет к ребятам с угощением, будем жарить шашлыки, топить баню и, конечно, разговаривать. Именинник сам меня попросил, чтобы мы не готовили ему поздравление. Сказал, что лучше устроить спикерскую и поговорить с ребятами. Для него будет лучшим подарком, если своим примером он сможет кому‑то помочь. Ведь не все верят, что эти успешные, трезвые молодые люди были когда‑то такими же запойными, как и они сами. В личном общении посетители центра могут задать ребятам любой вопрос — спросить у Никиты, дождалась ли жена, как у пары с работой и планами на дальнейшую жизнь.

«Нет ни одной свободной минутки, всё расписано по часам»

Выход в социум — важная часть лечения. Фото: Развитие-Центр.РФ

— За весь день у пациентов реабилитационного центра «Развитие» нет ни одной свободной минутки, всё расписано по часам. В восемь утра подъем, зарядка, обливание водой в любое время года, завтрак. Многие удивляются, что у нас обязательное обливание круглогодично, но поверьте — это любимое занятие в центре. После утренних процедур и завтрака у нас проходят психологические занятия, лекции, тренинги, другие занятия, школа трезвости, труды, уборка. Все, кто живет в центре, сами себя обслуживают, убирают, готовят, заготавливают дрова, топят баню и делают многое другое. У каждого человека есть своя ответственность, которая переходит от одного к другому. Чтобы все люди могли себя попробовать в разных сферах. У нас есть небольшое хозяйство, собаки, всегда есть чем заняться.

«Программа «12 шагов» дает 100‑процентную гарантию пожизненной трезвости человека при условии, что он будет соблюдать определенные рекомендации», — объясняет клинический психолог, руководитель реабилитационного центра «Развитие» Людмила Тракова.

Задача реабилитации — восстановить все сферы жизни, в том числе здоровье. Здоровое питание, здоровый образ жизни, много спорта, много психотерапевтической работы, много общения. На втором полугодии жизни в центре наши подопечные начинают выходить в социум и проходят социальную адаптацию. Распорядок дня такой же, как и в центре, но они уже живут самостоятельно на волонтерской квартире: 5 дней в городе, 5 дней в центре. Чтобы они понимали, что им делать, когда выйдут из центра и вернутся к обычной жизни. Многим страшно выходить в социум. Они понимают, что до этого был кошмар, и не помнят, как жили до него. Имея свободу выбора, они абсолютно добровольно находятся в процессе излечения. Постоянно в центре работают четыре человека: круглосуточно два консультанта, руководитель соцадаптации и психолог.

«Наша группа — сообщество близких людей»

В центре регулярно играет музыка для души. Фото: Развитие-Центр.РФ

— У нас есть группа выпускников в одном из мессенджеров, туда входят только самые устойчивые, гарантированно трезвые, которые, выйдя из центра, не употребляют. Мой ресурс — это результат. Когда я вижу результат, это дает силы. Если этого нет, то очень быстро происходит выгорание. В группе 70 человек. Я за каждого из них отвечаю, и каждый срыв воспринимаю как личную неудачу, это и моя репутация. Я их всех люблю и радуюсь их успехам, как своим. А эти люди становятся моими помощниками, работают у нас в центре руководителями соцадаптации, проводят беседы с родственниками и теперь уже сами первыми приходят на помощь. Неделю назад я похоронила маму… они все были со мной рядом, поддержали и помогли.

«Зависимость — это прежде всего хроническое заболевание, которое, как многие другие болезни, поддается успешному лечению. Но потребуется немало усилий — не только со стороны зависимого, но и со стороны его близких».

Собаки не предают

— У нас на базе центра есть небольшой собачий приют, это была моя детская мечта. Мы подбираем на улице животных-калек, берем к себе самых несчастных. Сейчас у нас живут 3 собаки-инвалида, и остальные побывали в таких сложных ситуациях, похлеще, чем у людей. Однажды один выздоравливающий меня спросил, почему я собираю таких калек, не проще ли усыпить? А я ему предложила понаблюдать за одной собакой — это же ходячий позитив. Такая жажда к жизни, любовь к людям и другим собакам. Пес и сейчас не может встать, но мы видим, что он уже начал подниматься, и очень надеемся, что он обязательно побежит. Наши клиенты приходят бездушные, эгоистичные, а потом видят, какая жажда жизни у этих бездомных собак, как они радуются, борются за каждый день. И начинают за ними ухаживать, подкармливать, а потом сами привязываются к ним. У нас два выпускника ушли домой с собаками из приюта.

Возрастная категория материалов: 18+