Александр Ярошенко
«Черный хлеб» амурского художника
Амурский живописец Владимир Красников — немногословный, вдумчивый, глубокий. Разговорить его — задача не из легких. Но он и интересен скупостью эмоций в словах и размахом этих самых эмоций в живописи. Его работы реалистичны, точны, узнаваемы. От них трудно оторвать взгляд.
Воровал морковку и черемуху
Мои предки приехали с Украины. В Приамурье ехали три года.
Я родился на прииске Апрельский в Магдагачинском районе, а в школу пошел уже в самих Магдагачах, куда переехали родители.
Во времена моего детства это был веселый, живой, рабочий поселок, вся жизнь в котором крутилась вокруг железной дороги. После окончания войны отец взял ссуду, построил дом. Я рос обычным пацаном, нормально учился в школе, у соседей воровал морковку и черемуху. Другого садоводства в Магдагачах никогда не было.
После девятого класса пошел работать в депо слесарем, 11 класс оканчивал заочно.
Желание стать художником проросло во мне еще в детстве, все школьные стенгазеты оформлял я. Подрабатывал художником в клубе железнодорожников. Копировал картины знаменитых мастеров, мне это было очень интересно. Рисование затянуло и не отпустило.
Я поступил во Владивостокский институт искусств. Удивительно, но меня приняли даже без художественных работ. Я обманул приемную комиссию. Сказал, что все рисунки в поезде украли… Посмотрели те, что я нарисовал при поступлении. Учиться мне было сложно, честно скажу. Никакой художественной школы за плечами.
Нужно было осваивать анатомию, художнику это обязательно надо знать. И искать свой подход к рисованию, но ничего, справлялся, и выходило иногда неплохо.
Во Владивостоке тогда процветали барахолки, моряки из-за границы привозили дефицитные товары и продавали. Но стипендия у меня была 25 рублей в месяц, родителям мне помочь было особо не из чего. Поэтому модные брюки-клеш не носил, с пацанами друг у друга брали одежду: куртка моя, рубашка Ванькина… Так и ходили.
Будучи студентом, я женился. Жена моя музыкант, в одном институте учились.
«Черный хлеб» профессии
В Благовещенск мы приехали после окончания института в 1971 году. Начинал работать художником в художественных мастерских. В советское время в провинции живописцы писали плакаты, скульпторы делали скульптуры. Они лепили серьезные вещи.
А сколько праздников было! Все праздники надо было художественно оформить. Это была обычная, несколько рутинная работа. Не все тогда писали картины и портреты, нужно было и «черный хлеб» профессии «печь».
Помню, я расписывал интерьеры благовещенского кинотеатра «Амур» — по мотивам русских народных сказок.
Все тогда утверждали художественные советы. Сегодня многие не знают, что такое худсовет. Но это был серьезный и нужный орган. Он во многом определял качество нашей работы.
Я обманул приемную комиссию. Сказал, что все рисунки в поезде украли…
Было время — я преподавал рисунок и живопись в Амурском государственном университете. 15 лет там работал.
Со студентами надо быть разным: и строгим, и добрым, и отцом, и наставником. Я считаю, что на художника можно выучиться, если сильно захотеть. Но лучше им сначала родиться, а потом на него учиться. Главное — цель! Для этого нужно много читать, образовываться. Познания воспитывают вкус.
Пять лет я преподавал живопись в Хэйхэ. Китайские студенты отличаются от наших. Они очень стремятся получить образование, они выкладываются по максимуму. Лентяев я там не видел.
По команде — только плакат
Как рождается картина? Так же, как у вас зарождается желание съездить в отпуск, например. Начинает внутри болеть и беспокоить. Вы собираете средства, силы, желание — и поехали. Так и картина. Все начинается внутри и в болях. Если не заболело, не зацепило — ничего интересного не получится.
Сначала зреет внутри и в голове, потом выходит на маленькие эскизы. Затем на большой холст — когда уже невыносимо носить в себе. Картины пишутся по-разному: может месяц, может два, а может и год. У меня есть работа «Масленица». Я только на третий год сообразил, что именно нужно сделать. Там много деталей, которые нужно было найти и прорисовать. Главное — найти в душе.
По команде «Давай!» могу исполнить только плакат. Для картины должно быть настроение.
Что касается авангарда, я пытался в этом стиле разобраться, но у меня не получается.
Реализм… Когда смотрю портреты великих художников, написанные века назад, то всегда поражаюсь как точно, как верно там выписаны все мельчайшие детали. Вот все это и толкает меня быть реалистом в живописи. Чтобы человек видел твою работу и узнавал окружающую жизнь, а не додумывал.
Что касается авангарда, я пытался в этом стиле разобраться, но у меня не получается.
Охота пуще неволи
Мне 78 лет всего. Я занимаюсь охотой с 18 лет. Получается, что 60 лет.
Скажу так, охота — это не про мясо. Во-первых, получаешь удовольствие как художник, много нового замечаешь и находишь в природе. Охотничьи палатки, зимовье — это все мне до сих пор интересно. Чтобы заниматься охотой, нужно быть каким-то мастером. Не просто стрелять, а добывать. Охота — это особое мужское общение, компания, новые, часто интересные знакомства.
Сложные ли люди художники? Сложные, конечно. Выполнить работу, написать картину — это не так уж и просто.
Зависть? Чаще всего завидуют те, кто сами не могут. Ну, наблюдаются такие в нашем сообществе. Я, когда чувствую зависть, реагирую на это просто: был другом и перестал им быть. Все! Завистников надо обходить стороной.
Возраст… 78 лет — обычная дата. Желательно, чтобы жизнь продолжалась и дальше, продолжалась и живопись. Годы дают мудрость.
Блиц-вопросы
— Что бы вы попросили у золотой рыбки?
— Время для поездок.
— Ваша первая тройка русских художников?
— Серов, Левитан, Кончаловский.
— Первая тройка амурских художников?
— Владимир Обидион, Василий Семенихин, Валентина Жукова.
— Если вам доведется встретиться с Господом Богом, что вы ему скажете?
— Я у него попрошу прощения за то, что мало написал, мало сделал, мало передал…
— Вы счастливый человек?
— Думаю да.
Справка АП
Владимир Красников родился в 1946 году. Профессиональный художник, член Союза художников России. Автор более чем 500 картин. Награжден золотой медалью имени Сурикова, Союза художников России. Работы Владимира Красникова находятся в музеях Благовещенска, Зеи, Москвы, в частных коллекциях в США, Канаде, Японии, КНР.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 16.12.2024
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии