Александр Ярошенко
Шум за сценой
Недавно приятели скинули ссылку на социальные сети Яны Стародуб-Афанасьевой. Там Яна не оставляет живого места на руководстве Амурского театра драмы, да и на самом театре. Так и пишет, что «от Амурского театра драмы осталась только драма…»
Лет пятнадцать назад Яна Стародуб — тогда она была еще обладательницей «одноактной» фамилии — вела блог на одном из амурских медиаресурсов. Помню, что она была в числе организаторов установки памятника «Мир, Жизнь и Отечество защитившим» в благовещенском сквере воинов-интернационалистов. Тот памятник вызвал неоднозначное мнение своим художественным исполнением, о чем публично высказались воины-интернационалисты. В ответ на это Яна разразилась гневным текстом, где театрально предлагала старшему поколению расстрелять младшее. Дескать, мы так старались, а вы недовольны. Помню, что споткнулся о те строки, подумал: а ведь далеко пойдет… Не ошибся.
Прошли годы. Яна живет в Москве, называет себя драматургом и из московской дали по-прежнему сильно любит Благовещенск…
«Амурский театр драмы — единственный в области», — пишет драматург. Неправда! В Приамурье есть театр кукол «Амурчонок», а в городе Тынде живет целый муниципальный театр драмы.
В этот раз Яну возмутило, что с фасада Амурского театра драмы сняли портреты режиссера Николая Уралова, актера Владимира Матвеева и фото дедушки Яны — Николая Стародуба, бывшего директора театра.
Портреты наших заметных деятелей культуры висели у входа в театр лет пять.
Под Луной давно нет ничего вечного, пришло время — портреты сняли. Трагедии в этом ноль, столько же здесь и драмы.
Николай Федорович Стародуб 32 года был директором Амурского театра драмы. Личность заметная, яркая и харизматичная. О чем Яна неоднократно говорит и пишет.
Честно скажу, резанули заведомые неточности в ее крикливой, бескомпромиссной манере повествования.
«Амурский театр драмы — единственный в области», — пишет драматург. Неправда! В Приамурье есть театр кукол «Амурчонок», а в городе Тынде живет целый муниципальный театр драмы.
«Николай Стародуб, по словам выдающегося Марка Гофмана, был основным столпом культурной жизни Приамурья второй половины ХХ века», — бойко строчит Яна. Во как! Столпом второй половины целого века!
Марк Либерович Гофман был талантливым редактором Амурского книжного издательства, но к театру имел весьма посредственное отношение. Его супруга Верлена Львовна Фраер говорила мне: «Мы в нашем театре были раз пять, не больше…»
Говорил ли Марк Гофман такие слова? Если бы знать. Нигде нет сохранившихся доказательств. А в уста почивших можно вложить и не такое. Они за себя уже не ответят.
Этот год юбилейный для Николая Стародуба, ему могло бы исполниться 100 лет. Внучку возмущает, что прогрессивная общественность, а в особенности руководство драмтеатра шумно не отметили эту дату. Николай Стародуб был умелым и грамотным директором Амурского театра драмы. А директор — это не художественный руководитель.
Убежден, что Николай Стародуб, при всем уважении, никогда не станет в один ряд с Олегом Масловым, Вячеславом Белоглазовым, Николаем Лошмановым. Он не оставил после себя художественного наследия.
Директор — это крыша, трубы, тепло, столярка и прочая канализация. Обессмертиться удается худрукам. Именно они оставляют после себя нетленку, дух и художественный почерк. Только поэтому мы помним имена Марка Захарова, Юрия Любимова, Галины Волчек, Олега Ефремова, Олега Табакова.
Кто знает имя Николая Дупака, директора легендарной Таганки времен ее триумфального расцвета? Правильно, узкий круг театрального люда. А имя художественного руководителя Таганки Юрия Любимова стало легендарным.
Убежден, что Николай Стародуб, при всем уважении, никогда не станет в один ряд с Олегом Масловым, Вячеславом Белоглазовым, Николаем Лошмановым. Слышите? Никогда!
По одной простой причине: он не оставил после себя художественного наследия. Маслов оставил талантливые стихи, Лошманов — родниковые песни, Белоглазов — хореографическую школу. Такова жизнь. И ее не перешибить никакими гневными постами бойких внучек.
«100 лет человеку, благодаря которому из Благовещенска не уезжали — в Благовещенск просились артисты, художники и режиссеры отовсюду, включая Москву и Ленинград», — утверждает Яна.
И приезжали, и уезжали. Всё и всякое было.
Прима советского времени Амурского театра драмы Ольга Дмитриевна Высоцкая уезжала из Благовещенска в киргизский Фрунзе (сегодня это Бишкек) на долгих четыре года. Это было во времена директорства Стародуба. Уезжали Любовь и Сергей Васильевы, Борис Ветров. Творческим людям часто свойственна смена жизненных декораций.
«Портрет украшал фасад Амурского театра драмы у колонн, которые, кстати, именно Николай Стародуб построил для театра в 1954 году», — цитата внучки. К слову, колонны построили в 1958 году — к столетию Благовещенска. Это история, с ней бы побережней и поделикатней.
В театре чего только не было за его большую жизнь. Легендарный Николай Уралов, которого Яна называет амурским Станиславским, последние два года жизни не работал в родном театре.
Его «ушли» из театра в 1962 году, во времена директора Стародуба.
Николай Иванович безмерно страдал от этого, последние годы жизни вынужден был консультировать народные театры от Всесоюзного театрального общества. А порог родной Мельпомены не переступил до самой смерти.
К слову, коллеги и благодарные ученики потеряли могилу Уралова. Много лет никто не знал, где он похоронен. Его заброшенную могилу нашли чудом спустя десятилетия забвения. Благовещенский переулок его именем назвали через годы после смерти режиссера.
«36 лет им правил легендарный Стародуб», — пишет Яна. Правил театром. По-королевски. Чего уж мелочиться…
Опять неправда. Николай Стародуб был директором Амурского театра драмы 32 года. С 1954-го по 1986 год. До него театром руководил Михаил Аннушкин. Это тоже исторический факт.
Читаю дальше бойкий слог разгневанной внучки. «ПОЧЕМУ НАПЛЕВАЛИ НА 100-ЛЕТИЕ ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РСФСР НИКОЛАЯ СТАРОДУБА?» — капсом кричит Яна.
Николай Стародуб был заслуженным работником культуры РСФСР. Он никогда не был заслуженным деятелем искусств РСФСР. Это другое, и более высокое звание. Некрасиво подменять понятия и регалии.
Амурский театр был, есть и будет. Будет в нем и драма, будет и комедия.
«Когда я приезжаю в какой-нибудь очередной город на гастроли или по делам, обязательно находится человек, который спросит, откуда я родом, и, услышав «Благовещенск», непременно всплеснет руками и скажет: «Ой, да там же такой гениальный директор театра работал, Николай Федорович Стародуб, его все знали», — строчит внучка.
Проехал десятки российских городов и 40 стран, нигде и никогда не спросили про «гениального Стародуба». Двадцать два года у нас проходит фестиваль театра и кино «Амурская осень». За эти долгие годы благодаря фестивалю в Благовещенске побывали тысячи актеров, режиссеров, театроведов, искусствоведов, театральных критиков.
Никто ни разу не произнес имя «гениального директора театра». Все годы нахожусь в гуще фестиваля, не слышал ни разу ни одного пафосного возгласа. Никто не всплеснул руками…
«Печально, но от Амурского театра драмы осталась только драма», — утверждает Стародуб-Афанасьева.
Господи! Амурский театр был, театр есть и театр будет. Будет в нем и драма, будет и комедия. И нет в этом и малейших сомнений.
***
Тот самый Лошманов: в амурской глубинке увековечили имя легендарного композитора
Поэт в белом халате: в Благовещенске открыли памятник знаменитому врачу Олегу Маслову
Тот самый Белоглазов: воспоминания выпускников благовещенского ансамбля «Ровесники» о наставнике
Безымянная память режиссера: место последнего покоя режиссера Уралова оказалось заброшенным
Яна, которая смеется: амурская писательница презентовала в Благовещенске книгу-антидепрессант
Яна Стародуб-Афанасьева: «Теперь у меня есть личная аффирмация от Виктории Токаревой»
Известная амурчанка возглавила Фонд Нонны Гришаевой и стала автором уникального «живого» спектакля
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 30.10.2024
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии