
Почему поселок — Красноармейский
— Война застала нашу семью в золотодобывающем поселке Красноармейском, который начали строить только перед началом войны. Его давно нет: его, как и несколько таких же, где работали маломощные гидравлики с естественным напором воды, закрыли в 70‑е годы. На смену им пришли мощные драги, которые получали электроэнергию от Зейской ГЭС.
Я стою на месте, где когда‑то был этот поселок, жили люди, где прошло босоногое детство, откуда ушел и не вернулся с войны отец. По этому месту прошли электрические драги, оставив отвалы пустой породы. Только горы напоминают о том месте, где стояли дома.
«В поселке был один радиоприемник в кабинете начальника, иногда мы с директором школы слушали радио. Звук был плохой, слова было трудно разобрать, но после шипения и треска появлялся голос диктора из Москвы, мы слушали последние известия о войне».
Новый поселок возводили сотни строителей со всех мест: было необходимо построить гидравлику с естественным напором воды. К началу войны она уже работала и добывала золото. На строительство после окончания службы приехали красноармейцы, поэтому после окончания войны он был переименован в Красноармейский. Возводились жилые дома, школа-десятилетка, другие объекты. Люди временно жили в старых домах, оставшихся от старого поселка, отгораживаясь семья от семьи занавесками. Пищу готовили на одной большой железной печи, но жили дружно, весело, в надеждах на будущее, которому не суждено было сбыться. Война нарушила планы и разрушила надежды людей.
«Отец ушел на войну в 1943 году»
— Я помню 22 июня 1941 года: проснувшись утром, увидел в нашей квартире много людей, в их разговоре часто слышал слово «война»… А вскоре по всему поселку разнесся тревожный звон. В то время всё оповещалось ударом по трубе, звон от которой был слышен далеко вокруг. Люди собрались у конторы участка на митинг. Начальник участка сообщил людям трагическую весть о том, что утром 22 июня без объявления войны немецкие самолеты бомбили наши города, села, началась война с фашистской Германией. В первые же дни строители начали разъезжаться по своим местам, поселок быстро опустел.
Каждый день кого‑то провожали на войну. Это были первые, очень тревожные дни начала войны.
Наш отец ушел в 1943 году, до этого был на брони. Он воевал под Москвой, в лыжном батальоне. Написав домой несколько коротеньких писем, пропал без вести. До сего времени в памяти тот хмурый, осенний день, когда мы провожали его на войну. Туман, моросящий осенний дождь и злая тишина… Мы молча шли, глотая слезы, держались за руки отца: три пацана, войны подранки, и наша сестра Аллочка. А мать платочком утирала слезы, смотрела грустно на отца, не зная, что ей суждено судьбой жестокой прожить вдовою до конца своих дней.
Младший брат отца был призван в армию еще до начала войны. Офицер, провоевал всю войну и не дожил несколько дней до ее окончания, погиб под Кёнигсбергом. Не вернулся с фронта и муж их сестры.
Жили без света и огородов
— Трудно пришлось людям на новом, необжитом месте пережить долгие военные годы. Большинство семей остались жить в старых домах, не было электричества, радио, почту привозили редко. Дома обогревались железными печами, дрова из леса возили на санках. Зимой на окнах намерзал толстый слой льда. В магазинах ничего не стало, всё начали выдавать по карточкам, по норме. Хлеб выпекался с добавлением мёрзлой картошки и еще чего‑то, не стало спичек, мыла, свечей.
«Хлеб выпекали с добавлением мёрзлой картошки и еще чего‑то. На новом месте люди не успели разработать огороды, обзавестись хозяйством. Не было овощей, картофеля, который выручал многих в те трудные времена».
На новом месте люди не успели разработать огороды, обзавестись хозяйством. Не было овощей, картофеля, который выручал многих в те трудные времена. Не успели достроить школу, дети занимались в неприспособленном помещении, не было парт, доски. С четвертого класса нужно учиться в соседнем поселке, жить в интернате. Занятия в школе начинались позже, каждый день вместе с учителями, директором школы шли в лес, собирали ягоду, грибы для столовой интерната. Воспитательница на ночь уходила, а мы оставались с истопником печей. Электричества не было, в темноте мы собирались у теплой печи и пели песни. Каждый выходной, несмотря на погоду, за 15 километров мы ходили домой.
Женщины вязали варежки и вышивали платочки для солдат
— В поселке был один радиоприемник в кабинете начальника, иногда мы с директором школы слушали радио. Звук был плохой, слова было трудно разобрать, но после шипения и треска появлялся голос диктора из Москвы, мы слушали последние известия о войне. За проживание в интернате нужно было платить деньги, но не у всех была такая возможность. Вспоминаю, как долгими зимними вечерами, при тусклом свете самодельных коптилок, женщины готовили посылки для фронта. Вязали варежки, шили рукавицы, вышивали платочки, кисеты. Везде висели плакаты: «Всё для фронта, всё для Победы». Намучившиеся за долгую зиму люди ждали весну, тепла, когда начнет расти трава, лебеда, крапива, ягода, грибы, тогда поселок оживал. До сего времени ощущается горький вкус лебеды.
Сдал золото — получил продукты
— Летом добывали золото вручную. На сданные граммы металла выдавали продукты, но не у всех была такая возможность — это тяжелый труд. На работу принимали с 16 лет, работали посменно, по 8 часов. Спецодежду не выдавали. 12–14‑летних мальчишек и девчонок организовывали в бригады, и под руководством опытного рабочего они тоже добывали золото. В поношенной одежде, полуголодные, мы спешили на работу, чтобы не опоздать, а бригадир уже ждал, смотрел на часы. Но мы не унывали, вечерами ходили в клуб, играли в игры, пели песни и танцевали под балалайку. Ждали окончания войны, Победы.
«Летом добывали золото вручную, а на сданные граммы металла выдавали продукты, но не у всех была такая возможность. Это тяжелый труд».
И этот день настал, как долго пришлось его ждать! В тот год была ранняя, теплая весна, необычайно рано расцвел багульник. 9 мая 1945‑го был теплым солнечным днем. Неожиданно утром по поселку раздался долгожданный звон, люди спешили к конторе. Начальник участка объявил радостную весть: только что по телефону сообщили, что война закончилась! Давно ждавшие этого дня люди радовались, поздравляли друг друга с Победой! Плакали и смеялись. Скоро их близкие, оставшиеся в живых, будут возвращаться домой! Но у многих ждать было некого.
Война закончилась. Намучившиеся за долгие годы люди думали, что теперь жить станет легче, отменят норму на хлеб, продукты, но этого ждать пришлось еще долго. Впереди был неурожайный 1946 год и еще много трудностей, которые пришлось пережить. Но главное — это было уже мирное время.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии