Сами свободненцы помимо цветов несут к подножию памятника Гайдаю пачки сигарет, отдавая тем самым дань памяти известному земляку. О новых традициях и жизни, кипящей сегодня вокруг бронзовой статуи, корреспондент «АП» узнал, побывав на родине Гайдая.

Редкий консерватор захочет сегодня назначить романтическое свидание у подножия памятника кумиру. Большинство монументов, открытых в последние годы, вызывают интерес разве что у туристов. Приятное исключение, пожалуй, составляет бронзовая статуя Гайдая. Его почитание на родине в городе Свободном не закончилось помпезным открытием прошлой осенью. Живые цветы там можно увидеть и сегодня, а неделю назад свободненцы отметили день рождения великого комедиографа. 30 января Леониду Гайдаю исполнилось бы 84 года. Были речи, воспоминания и аплодисменты. Местные литераторы читали стихи, и даже политические партии не прошли мимо — борцы за идеи привезли корзины с цветами.

Гайдай для многих свободненцев и сегодня как живой. Местные тинейджеры уже ввели в обиход понятие «гайдаевка» — так называется площадка, где установлен памятник, и кинотеатр, носящий его имя. Вандалы обходят стороной это место не из опасений попасть в объектив охранной видеокамеры, а потому, что там практически всегда многолюдно. Днем приезжают молодожены, по вечерам тусуется молодежь, на «гайдаевке» назначают свидания. Да и у кого рука поднимется на столь знаменитого, пусть и безмолвного земляка. В городском отделе культуры в этом году надеются продолжить облагораживание территории.

— Сразу воплотить в жизнь все планы вряд ли удастся, — рассказывает руководитель отдела культуры Свободного Сергей Штефан. — Нам сейчас в первую очередь необходимо подумать об установке постоянных лавочек, может, позже появится вторая видеокамера.

Кстати, нельзя надеяться на одну только усиленную охрану, надо скорее думать о мышлении людей. Раз там собирается молодежь, традиции зарождаются, то это уже социально значимый объект. Отношение населения к нему будет складываться от его облика. Однако все будет зависеть от финансирования. Популяризация «гайдаевки» — дело дорогостоящее, если учесть, что на отливку самой статуи и облагораживание площадки вокруг нее уже ушло около трех миллионов рублей. Половину этих денег выделил областной бюджет, другую нашли в казне города.

Особую роль в деле привлечения внимания людей должен сыграть кинотеатр. Как оказалось, народ не отлучился от кино. Настоящего, старого, гайдаевского. В прошлом году чуть ли не весь город ломал голову над названием кинотеатра. Раньше он назывался «Юность», поэтому была масса вариантов, вплоть до «Юности Гайдая». В итоге депутаты горсовета остановились на сегодняшнем имени кинотеатра, а когда осенью объявили о нескольких бесплатных сеансах фильмов Леонида Иовича, то народу пришло раза в три больше, чем мест в зале. И это при том, что сегодня почти у каждого дома есть DVD, а полки видеосалонов завалены дисками и кассетами с его работами.

В отделе культуры считают, что было бы хорошо, если, допустим, солдаты, студенты или инвалиды могли смотреть фильмы по сниженной цене, например по 30 рублей. Это и есть так называемые социальные сеансы. Для придания кинотеатру еще большей колоритности, к осени в фойе должна появиться фотоэкспозиция. По словам Сергея Штефана, идею одобрила вдова режиссера Нина Гребешкова.

— Мы с ней 28 сентября в течение 45 минут обсуждали этот вопрос, — продолжает Сергей Валентинович. — Поддерживать связь с Ниной Павловной нам пообещала помочь Валерия Александровна Гущина, директор центрального Дома кино.

Наиболее сложным моментом будет отобрать фотографии. К сожалению, иллюстраций о свободненском периоде жизни Гайдая практически нет. Поэтому нам пообещали помочь в иркутском краеведческом музее. Мы знаем, что значительная часть его карьеры связана с Сибирью. Скорее всего, это будут фотокопии, и тем не менее они как нельзя лучше подойдут к интерьеру кинотеатра. Хотя последнее слово в любом случае будет за Ниной Гребешковой. Экспозиция появится только после окончательного согласования с ней.

Кстати, с Ниной Павловной поддерживают связь не только чиновники. Вдова режиссера волею судьбы познакомилась и со многими свободненцами.

— Когда в ноябре мы готовились ко дню смерти Гайдая, то созвонились с вдовой, — поделился свободненский краевед Евгений Паршин. — Тогда ведь тоже митинг был, венки возлагали.

Нина Павловна в телефонном разговоре сказала, что они с Димой Харатьяном тоже собираются на кладбище и запасаются пачками сигарет. Там поклонники и актеры, которые у Гайдая снимались давно, именно таким образом поминают режиссера: просто приносят на могилу или к памятнику пачку сигарет. Нечто подобное сегодня происходит и в Свободном.

Кстати, свободненцы оказались едва ли не самыми благодарными земляками Гайдая. В Иркутске, где он учился и начинал свой творческий путь, до сих пор нет ни памятника, ни музея, ни даже улицы, носящей имя режиссера. Все ограничено двумя мемориальными досками, одна из которых прикреплена к стене его дома, вторая на школе, где Леонид Иович постигал грамоту. Хотя там он провел гораздо большую часть жизни, чем в Амурской области, имеющей в своем активе бронзовую скульптуру, кинотеатр и настоящий сквер имени мастера.

По словам коллег, сам Гайдай очень редко и мало вспоминал небольшой амурский город. Отец железнодорожник перевелся в Читу, а потом и в Иркутскую область гораздо раньше, чем у маленького Лени настала пора идти в первый класс. Зато Свободный, как оказалось, очень хорошо помнит мастера советской комедии. И, по всей видимости, забывать не собирается.

Возрастная категория материалов: 18+