Сотни разных людей явились чествовать своего любимого мастера кисти. Никто не мог подумать, что это последняя выставка, на которой живописец сам мог рассказать о своих картинах. Не мог представить себе этого и журналист «АП», готовящий материал о художнике-юбиляре.

Почти три сотни полотен, представленных на этой выставке, — только мизерная часть работ заслуженного художника России, лауреата премии «Молодость Кузбасса», лауреата премии губернатора в области литературы и искусства в Амурской области, члена Союза художников СССР Василия Семенихина. Его картины приобретены в собственность Художественным фондом РФ, Министерством культуры России, Новосибирским, Томским, Кемеровским художественными музеями.

Художник родился 21 мая 1932 года в сибирском городе Кемерове. Шестой ребенок в семье, в 12 лет Вася оказался сиротой. Но его желание быть кем-то значимым, а также помощь государства дали ему возможность найти свое место в жизни, а потом войти в десятку лучших художников страны. Семенихина охотно стали включать в состав творческих групп, путешествующих не только по Стране Советов, но и за рубежом. Так, в середине семидесятых годов прошлого века он был командирован Союзом художников в Восточную Германию, где написал картины, которые остались в немецких музеях. Василий Николаевич по собственной инициативе исходил с этюдником вдоль и поперек Среднюю Азию. А чтобы созерцать морскую стихию, житель Кемерова уезжал на Балтику, Сахалин и Курилы.

— Здесь, на выставке, представлены картины разных этапов моей жизни, — рассказывал юбиляр. — Самая старая работа датирована 1951 годом. Она называется «Сибирская деревня». Обожаю сельскую тематику!

Было время, когда Семенихин увлекался промышленным пейзажем. Во времена экономического расцвета страны молодой художник с восторгом воспроизводил на картинах огнедышащие домны и мощные заводы-гиганты Сибири. Ну а о романтических пейзажах Василия Николаевича, наверное, можно говорить часами. А лучше смотреть и любоваться ими. Как, например, его картиной «Майский снег». Посетители выставки надолго останавливались возле этого полотна и восхищались умением творца так точно передать смятение природы — когда неожиданно небеса высыпали на деревья и траву тонны липкого снега. Но не только пейзажем удивлял Семенихин. Его жанровые зарисовки эпизодов Великой Отечественной войны настолько понравились японцам, что они увезли их к себе на родину. А часть разошлась по музеям нашей страны. Художник жалел об их отсутствии и хотел написать их заново. Как уже однажды случилось с ним в Китае, когда на одной из его многочисленных выставок пропали две его картины. С одной стороны, факт приятный для любого художника. Раз картины украдены, значит, пользуются повышенным спросом. С другой — огорчительно. Лучше бы уж подарил кому-нибудь. Через некоторое время директор Айгунского художественного музея попросил Семенихина восстановить по памяти одну из пропавших картин. Да еще в увеличенном виде — 4,5 на 2,8 метра. Что он охотно и сделал.

Василий Николаевич считал, что он счастливый человек — хотя бы уже потому, что ему повезло с семьей. Он был всю жизнь благодарен Зинаиде Кирьяновне: далеко не каждая супруга будет терпеть вечное отсутствие мужа. Больше месяца находиться в домашних стенах он не мог — хотелось ехать на натуру. Сыну Жене едва исполнилось три года, когда папа стал брать его с собой на пленэр. Нарежет ему кусочки холста, всучит кисточки, краски: «Рисуй, сынок!» Он и рисует поныне. И тоже стал талантливым живописцем. Дочь Инна пошла по другому пути. Живет в Санкт-Петербурге и работает врачом.

— После задымленного Кемерова, — вспоминал Василий Николаевич, — Благовещенск показался мне городом утренней свежести! Когда переехал сюда, поначалу даже растерялся: что я буду писать на своих холстах? Заводов таких нет, как в Сибири. Но покорила красота окружающей природы...

Однажды обком партии попросил его написать картину «Леонид Ильич Брежнев встречается на станции Сковородино с первыми посетителями БАМа». Сроки установлены минимальные: на создание эскиза 5 дней, на картину — 15. Трудился в бешеном темпе, но успел.

— Приношу эскиз в обком, а меня чуть ли не заворачивают назад — я в задрипанной куртке, небритый, — рассказывал художник. — Слышу: «Идите домой, наденьте костюм, галстук». Я заявляю: «У меня нет галстука. Отродясь его не носил. Я же художник!» Им деваться некуда, вдобавок первый секретарь Авраменко уже поджидает в своем кабинете. Вошли. Все навытяжку стоят, слово лишнее молвить боятся. А я к первому смело эдак обращаюсь: «Послушайте, Сергей Сергеевич!» Чиновники обмерли от такого святотатства! А я на самом деле не знал точно, как его имя-отчество. Он заулыбался, махнул рукой, дескать, ничего страшного, и к эскизу направился. Понравилась Степану Степановичу моя работа. И Брежневу, должно быть, понравилась, если поместили мою картину в Музее революции в Москве.

...Вот в этом коротком рассказике — весь Василий Николаевич. В карьеристы не лез, звезд с неба не хватал. Помещал их на своих полотнах, дарил звездный свет людям. Картины его полны добра и тепла. Они остались доброй памятью о художнике всем нам.

Управление культуры администрации Амурской области выражает искренние соболезнования родным и близким, друзьям по поводу тяжелой утраты — ухода из жизни Семенихина Василия Николаевича, заслуженного художника Российской Федерации, члена Амурской областной общественной организации ВТОО «Союз художников России». За многолетнюю творческую деятельность, высокое профессиональное мастерство, выдающиеся достижения в области изобразительного искусства Василий Николаевич получил широкое общественное признание.

Все, кто знал Василия Николаевича Семенихина, навсегда сохранят добрую память об этом человеке. Прощание состоится 26 мая с 10.00 до 12.30 по адресу: Благовещенск, ул. 50 лет Октября, 2, выставочный зал.

Возрастная категория материалов: 18+