Никаких неудобств для участников внешней экономической деятельности, заверили на Благовещенской таможне, это не создаст — все технически отработано. А вот нынешняя аномально теплая весна принесла массу проблем и «поломала» все отпускные графики и планы на отдых.
150 машин чуть не ушли под лед
Апрель на автомобильном пункте пропуска «Благовещенск — речной порт грузовой», где побывали корреспонденты «АП», — традиционное время отпусков для большинства сотрудников. Обычно в этот период здесь мало работы. Но в этом году впервые, по меньшей мере за последние десятилетия, зимнюю навигацию на Амуре из-за погодных условий закрыли на десять дней раньше обычного — 15 марта. На сопредельном берегу скопилось очень много товара — в Хэйхэ переполнены все склады. Китайцы стремятся переправить все на судах на воздушной подушке (СВП). Дорого, но что делать? Весь межнавигационный период на грузовом пункте пропуска за смену принимают по 10 — 12 судов из Хэйхэ. В день перевозят до 100 тонн. Сотрудники отдела таможенного досмотра вместе с пограничниками находятся на передовой линии, обеспечивая экономическую безопасность государства российского на Дальнем Востоке. А на передовой всегда жарко. Об окончании зимней навигации здесь не хотят даже вспоминать. В последние дни инспекторский состав работал с восьми утра до двух- трех часов ночи.
— Даже если бы мы работали круглосуточно, все равно не успели бы инспектировать весь огромный грузопоток, — говорит заместитель начальника отдела таможенного досмотра благовещенского таможенного поста грузового направления Олег Никитин. — Прямо напротив этого места 15 марта на реке скопилось более 150 груженных товаром машин. Их не пропускали, но китайцы стояли до конца. Была реальная опасность, что все машины могли провалиться в любую минуту и уйти под лед.
Разговор глухого с немым
Острые моменты на Амуре, по словам пограничников, возникали в марте ежедневно. На льду шли настоящие разборки. Китайцы дрались между собой. Шли на любые попытки протянуть технику к нашему берегу. Не пропускали домой российские машины.
— Противостояние закончилось тем, что мы все равно затянули их машины на российскую территорию. Нас удивляет позиция наших властей, — недоумевают таможенники. — Какая-то безвольная, иначе не скажешь. Мы очень часто идем на поводу у китайской стороны. А ведь во многом китайцы виноваты сами, уверяют инспектора. Они оформляли в зимнюю навигацию всего 70 машин в день, хотя могли пропускать и 90. Сопроводительные документы на китайские товары оформлены безобразно. Как правило, без перевода, указаны неполные сведения — нет многих позиций, которых требует Таможенный кодекс РФ. С этим связаны задержки на пункте пропуска.
— Должно быть написано по-русски наименование судна, город, откуда пришел товар, и какой он. Но этого ничего нет! Представьте нарисованных «раздавленных тараканов» на бумаге, и что можно понять? — возмущается инспектор отдела таможенного досмотра Виктор Загладько. — И начинается уточнение: один не знает русского, другой — китайского, словно разговор глухого с немым. За 20 минут могли бы оформить три машины, а мы оформляем всего одну. Сколько лет бьемся, но китайские власти в Хэйхэ не желают переходить на международные образцы документов.
Благовещенские таможенники предложили соседям из Поднебесной переработанную товаротранспортную накладную, приближенную к варианту, который был утвержден в КНР еще 16 лет назад. И сегодня в угоду китайским бизнесменам работают не по международным, а по китайским стандартам 1992 года. И все равно сегодня только треть китайских участников ВЭД представляют на грузовом пункте пропуска накладные с переводами. На благовещенском таможенном посту грузового направления давно развернули свою борьбу с коррупцией.
— Часто приходилось слышать обвинения в наш адрес, якобы мы одни машины вне очереди пропускаем вперед, а другим водителям приходится возвращаться в Китай и дожидаться там следующего дня. Чтобы прекратить такие разговоры, я вообще запретил старшим смены зимой выходить на лед и чьи-то там машины выбирать, — отрезал Олег Никитин. — Это решают только администрация международной переправы речного порта и пограничники. Кого они «поднимали», того мы и оформляли. В какой-то мере я пошел на конфликт с этими структурами, но, по крайней мере, сегодня никто не может сказать, что мои люди за деньги протаскивают чьи-то машины на нашу территорию.
На той стороне нужен наш диспетчер
Если бы на хэйхэской таможне работал наш диспетчер, проблем, в том числе и с документами, было бы меньше.
— У нас и на грузовом пункте пропуска, и в торговом порту работают китайские диспетчеры. Они помогают своим решать на нашем берегу разные проблемы. В Хэйхэ же нет ни одного нашего диспетчера, — удивляются инспектора. — Мы не знаем, какой товар и когда выходит с китайской стороны. Хотя нас должны за три часа уведомлять о прибытии судна.
— Не только наша служба — пограничники тоже должны быть в курсе, какое судно придет, с каким товаром, чтобы мы могли заранее предпринимать какие-то меры, — соглашается Олег Никитин. — Мы неоднократно поднимали вопрос о диспетчере еще на уровне департамента внешнеэкономических отношений администрации области. Нам говорят: нет финансирования. В начале каждой навигации подписывается соглашение на уровне правительств между хэйхэской и амурской стороной, где устанавливается расписание движения каждого судна. Если российские капитаны в основном придерживаются регламента, говорят таможенники, то китайцы расписание никогда не соблюдают. И наши власти словно этого не замечают. Каждую весну Россия смещает временные показатели. Разница между тем, как работают благовещенская и хэйхэская таможни, получается в целых два часа. Это очень затрудняет работу таможенным постам.
— Чтобы работать летом в одном режиме, мы предложили сдвинуть графики: им на час раньше, а нам на час позже — с 9 утра до 23 часов. Китайцы согласились — стали работать с 7 утра по их времени. У нас вопрос опять застопорился. Ни администрация речного порта, ни министерство экономического развития и управления внешних экономических связей и торговли не пошли нам навстречу.
Приоритет — китайцам
Между тем от этого страдают рядовые участники внешнеэкономической деятельности. И еще как! Последнее судно, по технологической схеме, в летнюю навигацию на благовещенском пункте пропуска должны принять не позднее 20 часов. Китайцы делают так: российское грузовое судно держат на той стороне до последнего, в 19 часов отправляют свой паром, а потом только наш, привели пример на таможне. На российском берегу, естественно, вынуждены разгружать и оформлять сначала китайское судно, а наше уже не успевают — до следующего дня болтается на рейде. Люди пишут жалобы, что таможенники виноваты.
— Но мы не имеем права после 22 часов оформлять грузы, — пояснил инспектор отдела таможенного досмотра Виктор Загладько. — И зимой аналогичная ситуация. Китайцы в первую очередь отправляют сюда свои груженые авто, а потом поддавливают их десятком наших пустых машин. Получается, чтобы принять своих, мы должны запустить всех китайцев. Инспекторов радует, что, наконец, решился вопрос об увеличении территории пункта пропуска.
На Благовещенскую таможню уже прибыл мобильный инспекционно-досмотровый комплекс стоимостью 100 миллионов рублей — рентгеновская установка, через которую, не вскрывая, будут пропускать груженые фуры. На мониторе инспектору видно, какой товар перевозят. Не надо будет затрачивать много времени на досмотр автомобиля, чтобы выявить то, что может быть спрятано среди товара. Это намного ускорит процесс оформления транспорта на таможенном пункте пропуска.
* * *
За первый квартал на благовещенском таможенном грузовом посту выявлено более 20 административных правонарушений и два признака уголовного дела. Для сравнения: в прошлом году за этот же период было 12 административных правонарушений.
Добавить комментарий
Комментарии