Без спроса В данный момент покупателей металлолома просто нет, объясняют амурские предприниматели. - По металлургии и нашему бизнесу мировой финансовый кризис ударил больше всего, - рассказывает управляющий благовещенским филиалом ООО «Амурская производственная компания» Эдуард Синюков. - Мы вынуждены остановить прием металлолома: покупать его никто не хочет, цена настолько упала, что даже не покрывает расходы. В таком же положении все конкуренты. Скупает металлолом только тот, у кого есть деньги. Раньше наши партнеры вносили предоплату, кто-то брал кредиты на покупку лома, но сейчас в банках заем не получишь, да и это бессмысленно. Пункт приема Амурской производственной компании входит в двойку самых крупных в Благовещенске. На фирме уже вынуждены были распустить сотрудников до лучших времен. На предприятии остались единицы - директор, начальник участка, бухгалтерия и сторож. В целом в компании работало около 30 человек. Убытки от простоя оценивают примерно в 300 - 350 тысяч в месяц. - Цены на мировом рынке на металл как цветной, так и черный сильно упали из-за всем известного финансового кризиса, - подтверждает начальник отдела машиностроения и лицензирования министерства экономического развития Амурской области Сергей Малинин. - Предприятия, которым поставляли сырье амурские заготовители, перестали принимать лом. Соответственно, наши приемщики также вынуждены были остановить закуп, отправить специалистов в отпуска. Сейчас у нас на этом рынке лишь небольшое движение. По словам экспертов, спрос на металлолом на основных рынках упал практически до нуля. Металлургические компании по всему миру снижают объемы выпуска продукции. Спрос на их продукцию сокращается - крупнейшие предприятия из-за кризиса вынуждены «подрезать» финансирование многих проектов. Металлурги, сами испытывающие серьезные финансовые проблемы, приостановили закупки, используя накопленные ранее запасы. Те сделки, которые все же осуществляются, идут по слишком низким ценам. Один из главных потребителей нашего чермета - завод «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре. Есть даже данные, что половина всего принимаемого там лома обеспечивает Приамурье. Также до этого кризиса амурчане отправляли металлолом в Приморье - порты Владивостока, Большого камня и другие. Оттуда львиная доля металла шла на экспорт в Юго-Восточную Азию. Порты Кореи, Тайваня, Японии, Малайзии, Вьетнама являются самыми мощнейшими переработчиками сырья в мире. Цветмет уходил в основном на Урал, в Новосибирск. За Амур наши заготовители металл не переправляют - экспорт в Китай амурчане прекратили несколько лет назад, после того как власти КНР сильно снизили цены. Комсомольский завод сейчас переживает нелегкие времена, и закуп металла прекращен. Вернее, предприятие принимает лом в долг, но по такой низкой стоимости, что она не покроет даже транспортные расходы и переработку лома. Более того, по некоторым данным «Амурметалл» накопил миллионные долги за уже поставленное сырье перед амурскими заготовителями. Ушли в спячку Сегодня в области официально зарегистрированы 100 пунктов по приему и переработке черного металла и 28 - по цветному. Практически все вынуждены прекратить деятельность и уйти в спячку на неопределенное время. В Благовещенске, как удалось узнать «АП», покупку лома ведет только одна фирма. Еще одна принимает так называемый деловой металл - это бывшая в употреблении арматура, уголок, швеллер... Пункт приема, что в районе бывшей хлопкопрядильной фабрики, работает вопреки всему. Груды лома возвышаются кучами, мужики режут металл. Свежее объявление гласит, что «с 5 ноября цена черного металла за тонну - 2 тысячи рублей, жесть - 1,5 тысячи». Однако кризиса предприятие не избежало. Дохода нет. Ведь сырье отсюда также не отправляют - некуда. - Сегодня приняли металлолома около тонны, а при нормальной работе базы бывало по 100 тонн в день. Я закупаю металл, потому что у меня есть деньги - личные сбережения, - объяснил директор ООО «Ниман» Дмитрий Соколов. - Чтобы финансовый кризис их не съел, рубли не обесценились, я и принимаю. Когда кризис закончится, цена на этот металлолом вырастет как минимум до прежнего уровня. Исходя из опыта, думаю, вырастет даже больше. Компания держится благодаря тому, что металлолом - не единственное направление деятельности, добавляет руководитель. Но штат предприятия все же пришлось сократить на 10 процентов. Если кризис затянется, то после Нового года 90 процентов сотрудников останутся без работы. Горы металлолома раньше физически переработать не успевали, сейчас работники спокойно разрезают, прессуют, грузят в контейнеры. Когда цена появится, фирма надеется подготовленный лом быстро отправить. Дожить до весны Предсказывать, сколько продлится кризис, все равно что гадать на кофейной гуще. Участники рынка называют как минимум апрель - май. - За десять лет моей работы в этом бизнесе такого обвала цен и длительного перерыва не было, - сокрушается один из предпринимателей. - Раза три приостанавливали прием металла, но спячка тогда длилась максимум 2,5 месяца. Однако лицензии на заготовку, переработку и реализацию металлолома в Приамурье предприниматели отзывать не собираются. - В связи с кризисом никто не закрывается. Сегодня заготовители металлолома повесили замок и отправили людей в отпуск, а завтра могут вновь начать работать, - говорит начальник областного отдела машиностроения и лицензирования министерства экономического развития Амурской области Сергей Малинин. - Чтобы получить лицензию, которая выдается на пять лет, кроме внесения 1300 рублей, необходимо выполнить целый ряд требований. Нужно иметь определенный штат специалистов, базу, закупить дорогостоящее оборудование для резки, прессовки. Плюс необходимо еще и попутное - те же краны и машины для перевозки. За этот год сотрудники минэкономразвития области проверили 87 объектов на соответствие лицензионных требований, составили 3 протокола о нарушениях. Кстати, юридическим лицам за нарушения может грозить штраф до 40 тысяч рублей или лишение права заниматься этим видом деятельности. Впрочем, специалисты не отрицают, что некоторые игроки могут исчезнуть с рынка. Тем более этот процесс уже идет. - Лицензирование деятельности по заготовке, переработке и реализации черного и цветного металлов введено с 1998 года. В течение нескольких лет наблюдается тенденция к уменьшению количества лицензий, - объясняет Сергей Владимирович. - Предприятия укрупняются, более мелкие продают свой бизнес. Так, в 2005 году в реестре выданных числилось 96 лицензий на заготовку и переработку черного и цветного металлов, в 2007-м - уже 74. На 1 января 2008 года в реестре состояло только 69 документов. Сейчас в области 45 организаций и предпринимателей, имеющих лицензии на заготовку и переработку черного металла и 15 - цветного. И, думаю, когда-нибудь останется 20 - 15 лицензиатов. В тему Сколько в области заготавливается металлолома и вывозится, официальных данных нет. Это коммерческая тайна. Но только по Свободненскому отделению Забайкальской железной дороги (а есть еще Могочинское, а также Тындинское отделение ДВЖД) в прошлом году было перевезено 168 тысяч 530 тонн металлолома. за десять месяцев этого года отгружено 152 тысячи 606 тонн. Но, как говорят неофициальные источники, и это, вероятно, заниженная цифра. Не исключены схемы, когда лом оформляют как другой груз. Кстати, кризис отрасли непременно ударит по грузообороту. Как сообщил пресс-секретарь Свободненского отделения ЗабЖД Игорь Тимошенко, за десять месяцев этого года погрузка металлолома снизилась примерно на 9 процентов по сравнению с этим же периодом прошлого года. Нет худа без добра От прекращения работы благовещенских пунктов приема металлолома в выигрыше оказался местный «Амурский металлист». Завод также закупает черный металл, который идет для изготовления различных изделий, запчастей для тракторов и другого. «Нам только на руку, что приемщики металлолома не покупают лом», - сообщил председатель совета директоров Сергей Фурсов. Об объемах на предприятии не распространяются - коммерческая тайна. Еще один плюс от спячки «металлического» бизнеса: нелегальные скупщики, которым несут ворованные провода, рельсы и полевой инвентарь садоводов, сейчас попросту исчезли. А они были практически в каждом населенном пункте, даже в самой маленькой деревне.