А сам кардиологический центр амурской медакадемии страдает от «аритмии» и «недостаточности».

Рентгеноаппаратура гаснет в самый ответственный момент — когда скальпель хирурга на сердце, а из-за поломки лабораторного оборудования в клинике месяцами не проводят операции.

Кардиоцентр (поначалу это была проблемная лаборатория вспомогательного кровообращения) открыли в 1974 году еще при Благовещенском мединституте. Его основал известный на всю страну профессор Ярослав Петрович Кулик, внедривший в практику амурского здравоохранения операции на открытом сердце в условиях искусственного кровообращения и вырастивший плеяду талантливых кардиохирургов.

Здесь первыми на Дальнем Востоке стали оперировать врожденные и приобретенные пороки сердца, устанавливать двух- и даже трехклапанные протезы. Ежегодно амурские кардиохирурги проводят порядка 200 различных операций, хотя потребность в несколько раз выше. Есть опыт, есть желание, но, как всегда, все упирается в деньги.

Кардиоювелиры

Только представьте: идет сложнейшая операция, специалисты внимательно следят за телемонитором, отображающим определенные параметры работы сердца и сосудов, и вдруг… экран гаснет. Случись такое в любой другой специализированной клинике, еще не известно, каков бы был исход операции.

В благовещенском кардиоцентре, где на днях вместе с депутатом Госдумы от Амурской области Эдуардом Янаковым побывал спецкор «АП», такие нестандартные ситуации не редкость.

— Когда-то это рентгеновское оборудование было самым передовым. Но за годы эксплуатации оно безнадежно устарело и часто выходит из строя, — рассказал нам главный врач кардиохирургического центра АГМА Владимир Дерягин. — Изображение на экранах такое, что разобрать что-то очень сложно, это под силу только опытным специалистам, которые здесь давно работают. А случается, что экран вообще гаснет. Тогда операцию продолжают, только глядя на больного, как ювелиры.

Впрочем, больше восьми месяцев операции в кардиоцентре вообще не проводили — был сломан аппарат КЩС. Это анализатор газов крови и кислотно-щелочного состояния, пояснили специалисты, без него невозможно выполнять операции на открытом сердце. Недавно эту проблему решили. А вот приобрести новый аппарат искусственного кровообращения стоимостью в 30 — 40 миллионов рублей здесь не в состоянии. Ведь для приобретения нового оборудования федеральный бюджет на год выделяет кардиоцентру всего от двух до пяти миллионов.

Между тем аппарат искусственного кровообращения, по признанию руководства клиники, — самая больная тема. За свои более чем 20 лет работы он давно исчерпал все ресурсы и еще функционирует лишь благодаря золотым рукам кардиохирургов. Как заправские механики, они периодически меняют то насос, то другие запчасти металлической «кровеносной системы». И то, что во время операций не было еще ни одного сбоя, просто чудо.

Опухоль — с «котлету»

Поводом для визита в кардиологический центр депутата Госдумы Эдуарда Янакова стали обращения в его приемную амурчан, озабоченных финансовым положением клиники федерального значения, известной на Дальнем Востоке. Даже несмотря на слабую оснащенность центра, сюда по-прежнему приезжают пациенты из других краев и областей региона.

— Наши кардиохирурги проходили обучение в Японии. У нас имеется оборудование, позволяющее с большой достоверностью ставить диагнозы больным с заболеваниями сердца. Год назад мы приобрели современный аппарат УЗИ мощного экспертного класса с черезпищеводными датчиками для взрослых и детей. Он во многом расширил возможности наших хирургов. Но сегодня центру срочно нужен ангиограф, без которого невозможно провести аортокоронарное шунтирование и в котором нуждаются пациенты с ишемической болезнью сердца. А в последние годы число таких больных только возрастает, — констатирует Владимир Дерягин.

Владимир Николаевич показал нам лабораторию, операционные и палаты, где лежали больные самого разного возраста.

— У нас нет возрастного ценза. В августе поставили кардиостимулятор пациенту, которому исполнилось 95 лет! — говорят медсестры. — Когда он уходил, даже расплакался от счастья, сказал: «Благодаря вам я еще лет шесть поживу». А недавно у нас прооперировали женщину, у которой была огромная опухоль на сердце — размером с «котлету». Мы готовы выхаживать любого, даже самого тяжелого пациента.

«Заплатка» — с коробок

В 2010 году амурские кардиохирурги планируют провести более 70 больших операций с применением аппарата искусственного кровообращения — по две в неделю, при необходимости могут выполнять и три. Такая операция идет на полностью остановленном, как бы выключенном сердце — оно не бьется, но человек продолжает жить.

— Имплантацию и замену клапанных протезов мы проводим бесплатно, — отметил заведующий отделением кардиохирургии Евгений Семыкин. — Пациентов, которым требуются такие операции, очень много. Тяжелых больных и детей стараемся оперировать в первую очередь. Недавно выписали малыша, у него было два порока — на правом и левом предсердии. Поставили ему «заплатку» на межпредсердную перегородку площадью со спичечный коробок. Ребенок как на свет народился.

Две палаты от депутата

— Я готов оказать помощь кардиологическому центру, — сказал «АП» депутат Госдумы Эдуард Янаков. — Беру на себя обязанность сделать ремонт и оборудовать в клинике две палаты — для взрослых и детей. Я согласен оплатить все расходы по установке новой сантехники, приобретению мебели, телевизоров, игрушек — всего, что может понадобиться взрослым и маленьким кардиопациентам.

Кардиоцентр закрывают?

В Благовещенске прошел слух, будто бы кардиологический центр АГМА скоро закроют. За комментарием мы обратились к президенту медакадемии Владимиру Доровских.

—Эти слухи не имеют под собой никакого основания, — заверил Владимир Анатольевич. — И об объединении с сосудистым центром тоже не может быть и речи. Главные задачи этого центра — лечение инфарктов миокарда и инсультов, а мы занимаемся коррекцией различных пороков развития сердца и имплантацией кардиостимуляторов. У нас есть кадры, которых нет нигде, есть лицензия на кардиохирургическую деятельность. Благодаря стараниям сенатора Амира Галлямова и депутата ГД Натальи Пугачевой АГМА включена в заявку на 2010 год на поставку дорогостоящего ангиографа. Этот аппарат позволит нам проводить все виды операций по шунтированию сердца. Я думаю, что мы еще посоревнуемся с Новосибирским НИИ им. Мешалкина, кто лучше будет делать такие операции.

Возрастная категория материалов: 18+