Неподалеку от районного центра частные инвесторы начнут возводить аэрокосмический музей, в котором будут представлены военная и гражданская техника, экспонаты из истории космонавтики и многое другое. Изюминкой развлекательного комплекса, в который в перспективе организаторы обещают преобразовать музей, станет авиационный учебный центр, где любой желающий сможет научиться управлять самолетом.
Первый этап работы музея — экскурсионные полеты вдоль границы с КНР — будет запущен в середине лета, накануне летчики уже начали обкатывать воздушный маршрут. Что ждет амурчан в загородном музейном комплексе и как скоро он будет открыт, АП рассказал его директор, частный предприниматель Владимир Косьяненко.
— Владимир Александрович, что амурчане и гости региона смогут увидеть в вашем музее? Что в нем такого особенного? И где вы собираетесь брать экспонаты?
— Да у нас уже практически все есть! Вертолеты Ми-8, Ми-9 и Ми-24, самолеты Як-28, учебно-боевые самолеты Л-29, Л-39 чешского производства, они были на вооружении Советской армии и в военно-воздушных училищах, очень красивые и элегантные машины. В аэропорту стоит Як-40, уже оплачен и, как только нам дадут землю, будет вывезен с одного из объектов Министерства обороны Су-24. Это только то, что я с ходу могу вспомнить. Это фюзеляжи, летать они уже не могут, но тем не менее стоят хороших денег. Кроме техники, будет представлено авиационно-техническое имущество. У нас уже большой задел по экипировке: высотно-компенсирующие, морские спасательные костюмы, экипировка для полетов в стратосфере, шлемы авиационные, очень много всего. Что касается космической составляющей, то это пока в планах, но будут модели ракет, будет упор на успехи нашей космонавтики. Хотим показать всю историю ее развития. Кроме того, мы поддерживаем связи с иностранными музеями, которые нам обещают содействовать в оформлении экспозиций космонавтики, это французы и американцы. Примеров подобных частных музеев в мире очень много, в России — мы в числе первых.
— Вы, насколько я знаю, и авиаэкскурсии планируете…
— Конечно. Их ориентировочно начнем в середине — в конце лета: все необходимые документы есть, ждем, когда землю выделят. На базе музея планируем открыть авиационный учебный центр, где инструктора смогут обучить всех желающих. На сегодняшний день у нас восстановлены до летного состояния и сертифицированы три самолета Ан-2. Уже есть договоренности с ФГУПами, авиационно-учебными центрами (это в первую очередь Хабаровск), которые нам предоставят преподавателей, потому что мы своих быстро подготовить не сможем. Будут у нас и авиационные тренажеры. До конца года прирастем еще двумя вертолетами вместительностью в четыре человека. Они иностранного, к сожалению, производства — наши громадные, до 10—15 тонн весом. На следующий год уже планируем купить учебно-тренировочные самолеты. Пока еще не выбрали, итальянского производства или чешского, но в конце года планируем посетить обоих производителей, чтобы окончательно определиться с выбором. Все-таки главный вопрос — эксплуатационный, а цена вторична, главное — безопасность.
— Владимир Александрович, инициатива об открытии подобного музея озвучивалась как на городском, так и на областном уровне еще несколько лет назад, почему работа над проектом так затянулась?
— В сотрудничестве была заинтересована администрация Благовещенска, два года назад мэр озвучил желание принимать большое количество китайских туристов, китайцы — свое желание город посещать, но, сами знаете, смотреть в городе, кроме краеведческого музея, нечего. Нет мест, которые способны привлечь туристов, в которых можно интересно провести время. На тот момент мы как раз были озабочены созданием авиационной структуры «Дальтрансаэро» (структурное подразделение ОАО «Аэрокосмический музей». — прим. ред.), на тот момент у нас уже был сертифицирован один самолет, мы готовы были к полетам. Мы про себя подумали, что мы с этой идеей будем востребованы, но если сами начнем действовать.
Сложностей очень много. На словах все поддерживают, на деле — помогать никто не хочет. Но мы и самостоятельно, в рамках законодательства, способны это сделать. У нас хватает собственных соображений на этот счет, финансовых возможностей и, в конце концов, воли достичь этой цели. Планируемый музей — частный коммерческий проект. Подобных примеров в мире очень много. К тому же купить списанную технику, как демилитаризованную военную, так и гражданскую, не представляет труда.Земля, которую нам хотели выделить в районе аэропорта, оказалась малопригодной: перепады высот были в 25—30 метров — это потребовало бы большего объема работ. Хотя город и предусматривал льготы в виде, например, нулевой ставки по аренде, от этой идеи пришлось отказаться. Сейчас земельный участок нам выделяет администрация Ивановского района, собираем все необходимые документы. Они позитивно отнеслись к нашему предложению. Мы, кроме притока туристов, обеспечим селу рабочие места. Это прежде всего повара, посудомойки, охрана, другой обслуживающий персонал.
— То есть осмотром техники и полетами вы ограничиваться не собираетесь?
— Да, мы быстро поняли, что везти, скажем, китайских туристов далеко за город ради двух-трех часов просто нет смысла. Нужно их накормить, развлечь, может быть, даже на несколько дней задержать. Будет создана социальная инфраструктура: гостиница, рестораны и так далее. Но пока заглядывать так далеко рано.
— Когда же столь масштабный проект все же увидит свет?
— Первый этап, надеемся, будет запущен, а мне хочется быть оптимистом, в августе этого года. Если будут сложности с оформлением документов — летом следующего года, что более реально. Полеты начнутся раньше — в середине этого лета. Как такового проекта пока нет, он без земли не делается, нужна четкая привязка к месту. К 25 апреля мы ждем документы из кадастровой палаты, получим свой номер.После нужно выиграть аукцион на землю. Где-то в конце мая мы начнем там первые работы, но работы опять же связаны с составлением топографической карты — это еще дней 10—15. Результаты отдадим проектировщикам, которые решат, как наши объекты разместить. Высота зданий будет в пределах двух этажей, ангары — 10—15 метров.
— Если не секрет, сколько средств уже вложено в проект и какова его итоговая стоимость?
— Тут даже не коммерческая тайна, а тайна глобальная, покрытая мраком. Во сколько все это обойдется, хоть я и сам, на свои деньги финансирую этот проект, сказать вам не могу — не знаю. Как говорил Наполеон, главное — ввязаться в драку, а там посмотрим. Времени требуется очень много, стоимость ресурсов и работ растет, окончательная сумма корректируется постоянно, но уже понятно, что создание инфраструктуры с поселением и питанием — это удорожание, и довольно серьезное. Уже вложено несколько десятков миллионов рублей. Наши возможности небезграничны, но алгоритм отбить расходы даже не рассматривается. Запустим первый этап и посмотрим.
Отличные были самолёты. Радует, что они продолжат свою жизнь будучи на заслуженной пенсии, как и офицеры обслуживавшие их.
— ПНКашник