НАЖИВКА ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ 

Против: Юлия Климычева, журналист АП

Венцом и изюминкой пиар-компании фильма стала интрига — кто же играет Высоцкого и как удалось добиться полного портретного сходства героя с его прототипом. На мой взгляд, это портретное сходство и убило фильм. Сосредоточившись на внешнем сходстве, создатели картины на нем же и остановились. На свою фотографию Владимир Высоцкий из фильма похож, голос тоже узнаваем. Но не более того — ни темперамента, ни энергетики не то чтобы от реального Высоцкого, но даже просто человеческих этому образу не перепало. Крупным планом испарина на мертвенно-восковом лице скорее демонстрирует искусную работу гримеров, нежели живые эмоции живого человека. Этот воск более уместен в музее мадам Тюссо или фильмах про зомби, нежели в рассказе о жизни человека, написавшего «Я не люблю фатального исхода, от жизни никогда не устаю» и далее по тексту.

Особенно нереален киношный Высоцкий на фоне весьма живых и темпераментных спутников по бухарским гастролям Севы (Иван Ургант), Танюхи (Оксана Акиньшина), импресарио (Макс Леонидов) и доктора (Андрей Панин). Думается, если авторам хотелось просто рассказать историю из жизни кумира миллионов, его роль мог сыграть актер (любой из предполагаемых, вынесенных за титры, — будь то Безруков, Вдовиченков, Певцов или сам Никита Высоцкий). Образ получился бы более убедительный и естественный. Но пойдут ли на такой фильм — вопрос. А внешнее сходство при интриге «кто сыграл» — хорошая наживка для зрителя.

Теперь о самой рассказанной истории. В основе ее реальные события, случившиеся ровно за год до смерти Высоцкого, — его гастроли в Бухаре и клиническая смерть. Левые концерты, кагэбэшники, пасущие свободолюбивого артиста, нездоровье самого Высоцкого и его отчаянная команда, наперекор всему дающая выступления, — это фон. Главное напряжение сюжета, что на самом деле заставляет переживать, — успеет ли Танюха привезти дозу наркотиков. Почему-то из многих граней личности Высоцкого создатели фильма взяли одну ипостась — Высоцкого-наркомана, мучившегося от ломки в ожидании очередной дозы.

Возможно, задумывалась история об артисте, умирающем на сцене, но получился рассказ о наркомане, на котором коллеги стараются успеть побольше заработать, пока он еще жив. Причем у артиста есть только имя — где талант зарыт, непонятно. Непонятно, как он собирает залы, как он относится к юной Танюхе, что у него на душе творится и вообще, есть ли у него душа. Ведь созданному актерско-гримерской группой «зомби» трудно воссоздать на экране весь спектр чувств гениальной и темпераментной личности. «Зомби» может лишь многозначительно молчать, сурово смотреть или страдать от ломки. И в результате не возникает главного — сопереживания такому персонажу. Даже сцена клинической смерти Высоцкого вызвала в зале смешки — уж больно потешно действовала в этих условиях комическая парочка Сева (Ургант) — доктор (Панин). Они-то изначально живые, на них и среагировал зритель. А для «зомби» клиническая смерть — почти естественное состояние.

Да, Высоцкий был болен, но именно в последний год жизни родились многие его стихи, он активно снимался — в «Месте встречи» Говорухина, «Маленьких трагедиях» Швейцера, ставших классикой советского кино, много работал. В этом нас убедил тот же Первый канал, показавший в пятницу вечером сначала документальный фильм о последнем годе жизни артиста, а затем запись его последнего концерта для программы «Кинопанорама». Вот там, в документальных кадрах, действительно был живой Высоцкий — с его магнетическим взглядом, мощнейшей энергетикой, неподражаемым темпераментом, тотальной искренностью и жаждой жизни.

ВЫСОЦКОМУ-МЛАДШЕМУ СПАСИБО!

За: Екатерина Кузьмина, журналист АП

Не могу назвать себя ярым фанатом творчества Владимира Высоцкого, хотя многие песни знаю наизусть и искренне считаю, что это был человек-эпоха. Но если бы мне сказали пару месяцев назад, что на фильм, снятый об этом артисте, добровольно пойду в кинотеатр, не поверила бы. Во-первых, новое российское кино я в принципе недолюбливаю, во-вторых, не люблю, когда после смерти человека появляется миллион противоречивых версий о его жизни, которые начинают перекраивать привычный имидж персоны.

Однако вокруг премьеры подняли столько шума, что посмотреть захотелось. Интереса к картине добавил и тот факт, что сценарий написал сын покойного артиста. Значит, можно было надеяться на более-менее объективный взгляд на легендарную личность со стороны. Итог: два часа воскресного времени, проведенного в кинотеатре, прошли не зря. Все получилось весьма гармонично — Никита Высоцкий с честью выполнил свой сыновний долг, а отечественный кинематограф пополнился еще одной картиной, за которую не приходится краснеть от стыда.

Как переломить десятилетиями устоявшееся в народе мнение и рассказать о том, что до могилы артиста довела не алкогольная зависимость, а игла (притом что наркотиков в СССР априори быть не могло)? И о том, что последней любовью артиста была не Марина Влади, а юная, никому не известная девушка (в фильме ее зовут Таня)? Сценаристу Никите Высоцкому это оказалось под силу: аккуратно и тактично была прописана в сценарии и линия Владимира Высоцкого (рука не поднимается написать «наркомана»), и линия Тани, готовой пойти на преступление ради любимого человека, и даже линия сотрудника КГБ, которого артист своей харизмой заставил плюнуть на должностные инструкции. Как-то все по-домашнему, любовно получилось, без лишнего пафоса, без чернухи. Всего лишь история одних гастролей. Но эти три дня, уложенные в полнометражку, рассказали о человеке больше, чем сериал, который можно было бы о нем снять. Именно как о ЧЕЛОВЕКЕ, переживающем очень непростые времена. О том, какой Высоцкий был поэт и артист, и так все знают предостаточно.

Что до загадочного актера, который исполнил главную роль в фильме и чье имя упорно не называется, то лично я в нем увидела много безруковского: и взгляд, и специфическую мимику. Хотя гримеры, конечно, постарались — портретного сходства с реальным Высоцким добиться удалось, говорят, четырехчасовой работой над гримом. Поэтому лицо получилось хоть и похожим, но слегка более грубым и тяжелым, чем у настоящего Высоцкого. На большом экране это несколько бросалось в глаза. На ТВ, очевидно, огрехи грима будут видны не так явно.

Кстати, в интернете на эту тему развернулись целые баталии. Наряду с Безруковым вторым наиболее вероятным «Высоцким» называют Владимира Вдовиченкова. Что ж, может быть. Думаю, как только ажиотаж вокруг картины пройдет, реальное имя будет озвучено.

Возрастная категория материалов: 18+