НАЖИВКА ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ
Против: Юлия Климычева, журналист АП
Венцом и изюминкой пиар-компании фильма стала интрига — кто же играет Высоцкого и как удалось добиться полного портретного сходства героя с его прототипом. На мой взгляд, это портретное сходство и убило фильм. Сосредоточившись на внешнем сходстве, создатели картины на нем же и остановились. На свою фотографию Владимир Высоцкий из фильма похож, голос тоже узнаваем. Но не более того — ни темперамента, ни энергетики не то чтобы от реального Высоцкого, но даже просто человеческих этому образу не перепало. Крупным планом испарина на мертвенно-восковом лице скорее демонстрирует искусную работу гримеров, нежели живые эмоции живого человека. Этот воск более уместен в музее мадам Тюссо или фильмах про зомби, нежели в рассказе о жизни человека, написавшего «Я не люблю фатального исхода, от жизни никогда не устаю» и далее по тексту.
Особенно нереален киношный Высоцкий на фоне весьма живых и темпераментных спутников по бухарским гастролям Севы (Иван Ургант), Танюхи (Оксана Акиньшина), импресарио (Макс Леонидов) и доктора (Андрей Панин). Думается, если авторам хотелось просто рассказать историю из жизни кумира миллионов, его роль мог сыграть актер (любой из предполагаемых, вынесенных за титры, — будь то Безруков, Вдовиченков, Певцов или сам Никита Высоцкий). Образ получился бы более убедительный и естественный. Но пойдут ли на такой фильм — вопрос. А внешнее сходство при интриге «кто сыграл» — хорошая наживка для зрителя.
Теперь о самой рассказанной истории. В основе ее реальные события, случившиеся ровно за год до смерти Высоцкого, — его гастроли в Бухаре и клиническая смерть. Левые концерты, кагэбэшники, пасущие свободолюбивого артиста, нездоровье самого Высоцкого и его отчаянная команда, наперекор всему дающая выступления, — это фон. Главное напряжение сюжета, что на самом деле заставляет переживать, — успеет ли Танюха привезти дозу наркотиков. Почему-то из многих граней личности Высоцкого создатели фильма взяли одну ипостась — Высоцкого-наркомана, мучившегося от ломки в ожидании очередной дозы.
Возможно, задумывалась история об артисте, умирающем на сцене, но получился рассказ о наркомане, на котором коллеги стараются успеть побольше заработать, пока он еще жив. Причем у артиста есть только имя — где талант зарыт, непонятно. Непонятно, как он собирает залы, как он относится к юной Танюхе, что у него на душе творится и вообще, есть ли у него душа. Ведь созданному актерско-гримерской группой «зомби» трудно воссоздать на экране весь спектр чувств гениальной и темпераментной личности. «Зомби» может лишь многозначительно молчать, сурово смотреть или страдать от ломки. И в результате не возникает главного — сопереживания такому персонажу. Даже сцена клинической смерти Высоцкого вызвала в зале смешки — уж больно потешно действовала в этих условиях комическая парочка Сева (Ургант) — доктор (Панин). Они-то изначально живые, на них и среагировал зритель. А для «зомби» клиническая смерть — почти естественное состояние.
Да, Высоцкий был болен, но именно в последний год жизни родились многие его стихи, он активно снимался — в «Месте встречи» Говорухина, «Маленьких трагедиях» Швейцера, ставших классикой советского кино, много работал. В этом нас убедил тот же Первый канал, показавший в пятницу вечером сначала документальный фильм о последнем годе жизни артиста, а затем запись его последнего концерта для программы «Кинопанорама». Вот там, в документальных кадрах, действительно был живой Высоцкий — с его магнетическим взглядом, мощнейшей энергетикой, неподражаемым темпераментом, тотальной искренностью и жаждой жизни.
ВЫСОЦКОМУ-МЛАДШЕМУ СПАСИБО!
За: Екатерина Кузьмина, журналист АП
Не могу назвать себя ярым фанатом творчества Владимира Высоцкого, хотя многие песни знаю наизусть и искренне считаю, что это был человек-эпоха. Но если бы мне сказали пару месяцев назад, что на фильм, снятый об этом артисте, добровольно пойду в кинотеатр, не поверила бы. Во-первых, новое российское кино я в принципе недолюбливаю, во-вторых, не люблю, когда после смерти человека появляется миллион противоречивых версий о его жизни, которые начинают перекраивать привычный имидж персоны.
Однако вокруг премьеры подняли столько шума, что посмотреть захотелось. Интереса к картине добавил и тот факт, что сценарий написал сын покойного артиста. Значит, можно было надеяться на более-менее объективный взгляд на легендарную личность со стороны. Итог: два часа воскресного времени, проведенного в кинотеатре, прошли не зря. Все получилось весьма гармонично — Никита Высоцкий с честью выполнил свой сыновний долг, а отечественный кинематограф пополнился еще одной картиной, за которую не приходится краснеть от стыда.
Как переломить десятилетиями устоявшееся в народе мнение и рассказать о том, что до могилы артиста довела не алкогольная зависимость, а игла (притом что наркотиков в СССР априори быть не могло)? И о том, что последней любовью артиста была не Марина Влади, а юная, никому не известная девушка (в фильме ее зовут Таня)? Сценаристу Никите Высоцкому это оказалось под силу: аккуратно и тактично была прописана в сценарии и линия Владимира Высоцкого (рука не поднимается написать «наркомана»), и линия Тани, готовой пойти на преступление ради любимого человека, и даже линия сотрудника КГБ, которого артист своей харизмой заставил плюнуть на должностные инструкции. Как-то все по-домашнему, любовно получилось, без лишнего пафоса, без чернухи. Всего лишь история одних гастролей. Но эти три дня, уложенные в полнометражку, рассказали о человеке больше, чем сериал, который можно было бы о нем снять. Именно как о ЧЕЛОВЕКЕ, переживающем очень непростые времена. О том, какой Высоцкий был поэт и артист, и так все знают предостаточно.
Что до загадочного актера, который исполнил главную роль в фильме и чье имя упорно не называется, то лично я в нем увидела много безруковского: и взгляд, и специфическую мимику. Хотя гримеры, конечно, постарались — портретного сходства с реальным Высоцким добиться удалось, говорят, четырехчасовой работой над гримом. Поэтому лицо получилось хоть и похожим, но слегка более грубым и тяжелым, чем у настоящего Высоцкого. На большом экране это несколько бросалось в глаза. На ТВ, очевидно, огрехи грима будут видны не так явно.
Кстати, в интернете на эту тему развернулись целые баталии. Наряду с Безруковым вторым наиболее вероятным «Высоцким» называют Владимира Вдовиченкова. Что ж, может быть. Думаю, как только ажиотаж вокруг картины пройдет, реальное имя будет озвучено.
Возрастная категория материалов: 18+
Благодарю, Тимур, и замечу, что моя колонка в АП не задумывалась как развернутая рецензия. Это была, скорее, просто ремарка — общие впечатления от просмотра фильма. В любом случае, приятно, что даже подобные мини-выступления находят живой отклик среди читателей. :) ..
P.S. Вам самому-то фильм понравился?
— Екатерина КузьминаЕкатерина, ваш ответ на мое замечание гораздо эмоциональнее и сильнее, нежели ваша рецензия. Респект! Больше жизни!
— ТимурКрайне банально, Тимур, это считать, что любой фильм о человеке-идоле должен представлять его исключительно, как идола, забывая про человеческую составляющую. А между тем, сверхталант это не всегда значит «сверхсила» или «сверхразум». И те документальные кадры с концертов Высоцкого, на которых он яростно поет о любви к жизни, не означают, что за кадром он не был именно таким, каким его представили в этом фильме: больным, слабым, изможденным, уставшийм от жизни. Просто поклонники певца отказываются в это верить. И я их понимаю. Сложно осознавать, что кто-то пытается рушить твой идеал. Кстати, я тысячу раз согласна с Юлией Климычевой в том, что получился «рассказ о наркомане, на котором коллеги стараются успеть побольше заработать, пока он еще жив», за исключением того, что Высоцкого не представляют публике как порочного наркомана с бог весть каким стажем, который получает удовольствие от дозы. Доза нужна ему, просто чтобы выжить. Если кто не знает предысторию, на иглу его посадили врачи, «светила», которые после очередного запоя выводили его из критического состояния при помощи морфия (опять же по просьбе его окружения: побыстрей поставьте на ноги, ему надо работать), да не рассчитали, не угадали, какие получатся последствия... Загубили человека... Хорошего, талантливого... Я увидела здесь примерно такой посыл, а не желание сына тупо срубить бабла на имени знаменитого папы.
— Екатерина КузьминаНет-нет, не думали про Бунюэля, Боже упаси, что вы! Там и без Бунюэля сюра хватило. То Акиньшина по росту ниже коллективного Высоцкого на голову, то выше, обнаженный торс главного героя то склонен к полноте, а то весьма худощав. Причем камера все это очень ответственно фиксирует, почти по-бунюэлевски. Нет, конечно, артхаусности никто не требует, но как-то теплилась иллюзия, что сын все же хочет оставить достойную память об великом отце, а не банально заработать на его имени.
— Юлия Климычеваничего не буду говорить, но первый абзац. «возникло подозрение, что это коммерческий проект»? неужто? думали сначала, что это бунюэль?
— ДамерКлимычева — респект, интересная субьективная оценка и четкая аргументация. Кузьмина — крайне банально.
— Тимур