Валентина Мищенко вспоминает:мост и поля вокруг в конце апреля были покрыты водами Алима.Валентина Мищенко вспоминает:мост и поля вокруг в конце апреля были покрыты водами Алима.

«Смерть — это проблема»

Разбитая, испещренная глубокими ямами дорога на кладбище в межсезонье превращается в кашу из грязи. Этой весной, когда разлилась местная речка Алим, довезти гроб до погоста было невозможно даже на машине. Пришлось перегружать печальный груз в тракторный прицеп.

— Везде была вода, с поля ручьи текли сюда, все журчало, так было жутко. До половины дороги грузовик еще провез дедушку, а потом мы погрузили его на телегу. Вот это было самое сложное место, — показывает пожилая амурчанка глубокую колею в низине рядом с небольшим мостом. — Как покойника везти? Речка так сильно поднялась, что даже на огромном тракторе мы еле-еле проехали, колеса и практически вся телега были полностью в воде, она чудом не залилась в гроб. Мы такой страх пережили!

Возможности проехать на машине по мосту у похоронных процессий, время от времени тянущихся на сельское кладбище, нет. На крохотном по городским меркам бетонном сооружении, перекинутом через маленькую речушку, уже давно зияет огромная дыра — ловушка для колес автомобиля. Это препятствие, занимающее чуть ли не половину мостовой переправы, еще больше усложнило жизнь дроновцев. Уже много лет они не могут добиться ремонта дороги, ведущей на кладбище.

— Если бы не добрые люди, которые помогли нам, я не знаю, как бы мы хоронили дедушку, — утирая слезы, вспоминает тот страшный день Валентина Алексеевна. — Спасибо всем, кто помог.

Между тем, сокрушается вдова, помощи от местной власти она так и не дождалась. Женщина с обидой вспоминает, как глава Грибского сельсовета, в состав которого входит Дроново, проигнорировал просьбу родственников.

— Почему глава так отнесся к людям? Сказал, что ничем не может помочь. Мой муж в нашем селе родился, женился, проработал до 70 лет. А в результате такое вот отношение, — вздыхает Валентина Мищенко.

По ее словам, дорога на кладбище для сельчан — самый больной вопрос. О том, что ее давно пора сделать, люди постоянно твердят и сельским, и районным властям.

— Все возмущаются, все переживают из-за этого. Каждый раз, когда кто-то умирает, у нас проблема. Когда сухо, с трудом еще можно проехать, но когда сыро… — качает головой амурчанка. — Но деваться некуда — приходится всем как-то выкручиваться.

На дорогу нет средств

— У нас не только на кладбище, у нас в селах дорог нормальных нет, даже их не можем сделать. Просто нет средств. У нас на 90 процентов дотационный бюджет, денег хватает только на то, чтобы раз в год по всей территории проехал грейдер, — прокомментировал ситуацию глава Грибского сельсовета Алексей Пономарев. — Конечно, как будут средства, дорогу сделать планируется.

Пока, правда, надежды на то, что деньги на нормальный ремонт местной дорожной сети в сельском «кошельке» появятся, мало. Попасть в областную программу по развитию улично-дорожной сети не получается по объективной причине, объясняет глава. Каждый год сельская администрация составляет свою программу ремонта дорог, предусматривая в бюджете сельсовета 10 процентов от запрашиваемой у области суммы.

— Ежегодно мы закладываем в программу 80—90 тысяч рублей своих денег. В этом году пытались получить от области 820 тысяч рублей. Но опять не попали в программу — область выставляет большие критерии по численности населения. В этом году — две тысячи жителей. А у нас всего-то полторы. Но в прошлом году критерий был еще выше — 3 тысячи, в этом его снизили. Возможно, что на следующий год мы наконец-то попадем в программу, — надеется Алексей Пономарев.

То, что сельская администрация отказалась помочь Валентине Мищенко, глава села отрицает.

— Она к нам не обращалась. Мы даже не были в курсе, — утверждает руководитель поселения. — Если люди к нам приходят и просят помочь, бывает, надо в морг отвезти или забрать оттуда, или могилу помочь выкопать, мы всегда помогаем. Можете у любого жителя спросить — кто обращался за помощью в администрацию, никогда никому мы не отказывали.

В межсезонье, по его словам, с дорогами начинается такая беда, что их приходится закрывать даже между селами.

— Если у кого-то возникают проблемы с похоронами — пусть обращаются в администрацию, будем помогать, что-нибудь придумаем. Тем, кто обращается, мы никогда не отказываем, — заверил Алексей Пономарев.

Возрастная категория материалов: 18+