«Берем грунтовку, шпатель и моделируем форму зуба…» — Ирина Сафроненко дополняет язык жестов словами и мимикой губ, по которым можно понять смысл сказанного.
Амурский медицинский колледж — единственное учебное заведение на Дальнем Востоке и второе в России, где обучают слабослышащих студентов двум медицинским специальностям — лаборант-диагност и зубной техник. Шесть лет назад здесь набрали первую группу из 11 человек. Сейчас в колледже учатся уже 50 необычных студентов. Причем только десять из них слабослышащие, у остальных сорока — полная глухота.
Тесты с закрытыми глазами
Вчера мы побывали на практических занятиях по литейному делу отделения «Стоматология, зубное протезирование». От простейшего к сложному — от пластмассовых и штампованных паяных коронок до металлокерамики и бюгельного протезирования. И без того трудный учебный процесс этим ребятам осваивать гораздо труднее, чем обычным студентам-медикам.
Не легче было и педагогам, особенно первое время. Сегодня они с улыбкой вспоминают дни, когда чуть ли не со слезами шли на занятия: как донести знания по предмету, когда тебя не слышат?! Да еще на тебя почти и не смотрят — не видишь реакцию студентов. Все их взгляды устремлены на руки и губы Ирины Сафроненко — она их главная связь с внешним миром.
Упор сделали на наглядность. Для таких студентов главное — видеть! Поэтому в учебных классах на стенах много стендов, планшетов с профессиональными терминами и картинками.
Лекции и практические занятия напоминают чем-то передачи Елены Малышевой, где, благодаря наглядности, самые сложные медицинские понятия становятся доступны для понимания.
— Чтобы запомнить тему, ребята должны все не только увидеть, но и пощупать, ощутить своими руками, — пояснила Ирина Витальевна. — У них нет слуха, но зато очень хорошая зрительная память. Они легко запоминают образы. Учат предмет, потом закрывают глаза и вспоминают. Так же и экзамены сдают: возникло затруднение, закрыли глаза, вспомнили конкретную картинку — пишут тест дальше.
Какие руки — такой специалист
Все преподаватели отмечают завидное упорство, трудолюбие, а еще большое стремление к жизни и талантливость этих ребят.
— Они хотя ничего не слышат, зато более тонко чувствуют все руками, лучше, чем обычные люди. Сейчас у нас выпускается группа, так там процентов 70 — краснодипломники. Причем это не притянутые за уши дипломы. Свои знания и умения они доказывают на практике, — заметил Дмитрий Кацуба, который вел в «тихой группе» практические занятия по литейному делу. — Один из наших выпускников Юрий Гроня работает сейчас на Камчатке. Судя по отзывам, работает очень хорошо — к нему большая очередь из пациентов на протезирование.
Главврач частной стоматологической клиники звонил к нам в колледж, сказал, что готов принять на работу еще двух таких же выпускников.
Саша Петрухин сидел за первым столом, внимательно слушал, о чем мы говорим, и улыбался.
— У Саши частично сохранился слух, — пояснила Ирина Сафронова. — Но таких, как он, среди этих ребят мало.
— Я сам из Владивостока. Мама прочитала в интернете, что здесь учат зубных техников, и вот я приехал. Моделировать форму зуба трудно, но мне нравится, — глаза будущего медика светились от счастья — и оттого, что он получит перспективную специальность, и оттого, что хотя и с трудом, но может говорить.
Среди студентов медицинского колледжа много ребят из других регионов — Иркутска, Хабаровского края, Читы, Красноярска. Им, как и Саше, повезло найти себя в этой жизни. Профессия зубного техника всегда востребована. На первый взгляд она кому-то может показаться скучной — целый день перед глазами челюсти, зубы, протезы…
— Это далеко не так. Зубной техник — своего рода художник, — размышлял Дмитрий Дмитриевич, показывая одно из «челюстно-лицевых произведений». — Он должен обладать объемным видением, чувством цвета, развитым пространственным мышлением — каждый протез индивидуален, и мастерство постановки зубов, моделирования протеза в чем-то сродни мастерству скульптора. Да, рутина в работе присутствует, но есть и искусство. А наградой служит радость, когда врач и пациент довольны.
Чтобы стать хорошим техником, по словам профессионалов, требуется в среднем около года. Как показывает практика, слабослышащие выпускники проходят путь к мастерству намного быстрее. Ведь надеяться в этой жизни они могут практически только на себя.
«Зубному технику необязательно видеть пациента»
«Когда Лена пришла к нам на работу, я ей сразу сказала: "Никаких жестов! Учись понимать по губам"», — вспоминает заведующая лабораторией областной инфекционной больницы Татьяна Хлебникова. Для выпускницы медколледжа Елены Дудки, которая год назад влилась в ее коллектив, она стала «лабораторной мамой». Благодаря участию Татьяны Александровны, Лена быстро адаптировалась в больнице и полюбила свою работу.
Зубному технику совершенно необязательно видеть пациента. Он даже не встречается с человеком, для которого готовит протезы или коронки. Достаточно иметь слепок зубов, сделанный стоматологом. Другое дело лаборант. Его главная функция — взять у больного кровь правильно, чтобы исследовать ее в лаборатории. Но для начала надо спросить фамилию. А если ты сам не слышишь и не можешь говорить?
— Мы нашли выход, — оптимистично заметила Татьяна Хлебникова. — В каждом отделении больницы есть журналы вызовов, где дежурные медсестры пишут фамилии пациентов, направляемых на исследования. Наша Лена идет в отделение с этим журналом, и больные сами показывают ей свою фамилию.
Больные хвалят глухонемую лаборантку за то, что у нее легкая рука. Кто учитель! Татьяна Хлебникова — настоящий профессионал. Тонкостям лабораторного дела каждого нового сотрудника она обучает сама. А для Елены Дудки и других студентов из мира тишины, которые уже не первый год приходят в лабораторию на практику, по доброй воле стала еще и подопытным «кроликом». Татьяна Александровна давала им колоть свои руки, чтобы те отрабатывали правильную технику забора крови для клинического анализа.
— У меня все пальцы на руках были исколоты! Опыта общения с глухонемыми людьми не было, а надо было как-то понять, правильно ли лаборант нажимает на палец. Потому что есть внешний и внутренний факторы свертываемости крови. Такие кровяные тельца, как тромбоциты, первыми бегут к порезу и образуют сгусток. И от того, как лаборант будет давить на палец, зависит, получим ли мы грамотный результат, — раскрыла АП профессиональные секреты завлабораторией. — Человеческий фактор — самый главный в нашей работе.
Тем, какой специалист получился из юной лаборантки, в инфекционной больнице довольны. О Кнопке, так любя называют слабослыщащую сотрудницу за ее невысокий рост, все говорят: «Такая внимательная, старательная, трудолюбивая. Нам бы еще пару таких специалистов. Мы готовы принять их на работу, несмотря на глухоту».
13 молодых специалистов с дефектом слуха выпустит в 2013 году Амурский медицинский колледж — девять зубных техников и четыре специалиста лабораторной диагностики. Все они получили образование бесплатно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии