Через два года основал ателье-магазин TexStyle и сосредоточился на пошиве штор и покрывал. О своем непростом опыте совмещения творчества и бизнеса он рассказал АП.

Предприниматель в розовых очках

«Я неправильный бизнесмен, у меня в голове не цифры, а желание творчески реализоваться и сделать приятное клиенту», — смущенно говорит Дмитрий Буренко. Мы беседуем в его небольшом ателье-магазине на цокольном этаже бизнес-центра, где он пять лет назад арендовал помещение. Задумывал его как универсальное ателье, но полностью отдаться любимому делу — созданию женской одежды — не вышло. Дизайн, пошив штор и покрывал оказался прибыльнее. На сегодня это такой компромисс для Дмитрия: востребован и его талант дизайнера, и предпринимательский подход.

Выбору направления для бизнеса он обязан маме. Она профессиональная портниха и в последние годы занималась пошивом штор в благовещенском ателье. Первое оснащение мастерской тоже состоялось благодаря матери: в девяностые с ней рассчитались швейным оборудованием. Валентина Васильевна (именно так обращается Дмитрий к ней, когда касается деловых вопросов) — его главный напарник и основной работник ателье. Она подтолкнула сына к созданию своего дела. А за год до самостоятельного старта у Дмитрия была возможность узнать изнутри этот бизнес: летом 2007 года он подрабатывал дизайнером в благовещенском ателье штор.

Начинал бизнес Дмитрий Буренко с накоплений в 50 тысяч рублей. Никакого бизнес-плана и надежды на помощь от государства. Как шутит сам: «Я остаюсь в розовых очках». Вот и в налоговую инспекцию для регистрации бизнеса в августе 2008 года он пошел без какой-либо подготовки.

Сегодня Дмитрий сам ведет финансы, пытается составлять налоговую отчетность по упрощенке, а для сдачи отчетов в ФСС и ПФР прибегает к помощи сторонних фирм. Он так и не разобрался в тонкостях налогообложения и с удовольствием полагается на советы друзей и знакомых по организации дела.

Не обошлось без помощи друзей и четыре года назад, когда авторское ателье стало салоном-магазином. «Любой пошив подразумевает продажу ткани. В первое время позволить закупить ее я не мог, но позже начал сам подбирать и продавать. Первые отрезы для магазина я привез вместе с друзьями из Хэйхэ в сумках», — делится Дмитрий. После закупки в приграничном городе дизайнер съездил на фабрики в Гунчжоу. Тогда ради покупки новых образцов материала он продал свой автомобиль.

От пошива к тканям

Сегодня в небольшом помещении 20 квадратных метров отведено для мастерской, 10 — для показа образцов тканей и аксессуаров. Помимо китайских, есть турецкие, итальянские, японские материалы. А недавно амурский бизнесмен стал официальным представителем московской компании тканей для интерьера «Дом CARO».

Но главное условие работы Дмитрия: не обязывать клиентов покупать именно его ткани. На первом месте — дизайнерское решение. Если его материалы не подходят, он сам объезжает все магазины Благовещенска для выбора фактуры. Собственный ассортимент ему нужен для расширения выбора у местных заказчиков, снижения стоимости конечной работы.

В среднем цена на материал для штор варьируется от 500 до 2000 рублей за погонный метр ткани. Стоимость готовой продукции зависит от трудоемкости работ, дизайнерского решения, ткани, аксессуаров и карниза. «У меня средняя цена по Благовещенску», — смело заявляет Дмитрий Буренко. И уверяет, что знает ценовую политику города, потому что отправлял друга к конкурентам на разведку. При этом добавляет, что при расчете стоимости работ руководствуется не сложившейся ценой на рынке, а вычислениями по разработанной в Excel смете.

— Неприятно слышать: у вас дешево, поэтому я к вам пришла. Приятно, когда клиент готов платить за качество и дизайн, — говорит Дмитрий Буренко. — Когда однажды по смете у меня вышел миллион за заказ, единственной проблемой для меня стало, как позвонить клиенту и сообщить стоимость. До этого момента у меня никогда не выходило такой цены, потолком было 300 тысяч за комнату. В тот момент я подумал, что клиент откажется. Набрал номер, озвучил цифру напрямую, без каких-либо подводок. Клиент сначала ответил, что стоимость испугала. И согласился. Что поделаешь, если человек сам выбрал такие дорогие ткани для интерьера.

Своего первого клиента предприниматель не помнит. Но со всеми заказчиками работает лично и готов ночами трудиться, лишь бы этот поток не прерывался. У него даже есть постоянные клиенты — это те, кто наполняет дом постепенно, заказывая шторы по принципу: одна комната в год. Среди заказчиков были и корпоративные: ресторан «Собрание», кафе «71 штат», «Золотой дракон». Рассказывая о наработанном, Дмитрий суеверно стучит по столу.

О тканях и технологии пошива штор Буренко готов говорить бесконечно. Этому не учили в вузе. С момента открытия ателье он каждый день штудировал профессиональную литературу. А в последнее время не обходится без посещения специализированных выставок в Москве. Именно поездки в столицу побудили его к переходу на следующий уровень: открытию полноценного выставочного зала для салона-магазина штор и переводу пошива в отдельный цех или с привлечением швей-надомниц. Он уже смог обновить оборудование, но пока все заработанное тратит на закупку тканей. Ближайшая цель — стать профессиональным закупщиком тканей для штор. «Хочу закупать их по всему миру: в Китае, Турции, Японии, Таиланде, Италии. Хочу сам выбирать и задавать направление моды в этом бизнесе», — делится планами Дмитрий Буренко. Для этого он готов переоформить фирму на ООО, открыть сайт и в ближайшем будущем перебраться в Москву. Надеется, что мама справится в Благовещенске сама, а он будет помогать ей, работая по интернету. Ни отсутствие связей, капитала, ни конкуренция на московском рынке его не пугают на пути к расширению бизнеса. И добавляет: «Вот размножиться не смогу, это точно. Но я не хочу серую и мрачную жизнь, как в фильме «Духless». Хочу творить, создавать и двигаться вперед».

Между тем Дмитрий Буренко продолжает брать редкие заказы на пошив свадебных и выпускных платьев, ради которых готов шить по ночам. И признается, что за пазухой держит блокнотик, где в свободные минуты делает наброски нарядов. Обещает, что, когда развернет свой бизнес, постарается вернуться к своей главной мечте — созданию женской одежды.

Китайские портные — только в помощь

— Китайцы нам помогают. Они свою работу делают плохо, поэтому мы на их фоне выгодно отличаемся, — уверен Дмитрий Буренко. — Что касается работы с китайскими и турецкими тканями, то состав ничем не обманешь. На ощупь эти ткани отличаются от европейских или японских. Китайские, турецкие материалы рвут нитки, тупят иголки, потому что используется пластик в их составе. Несколько иголок поменяешь, пока из таких тканей штору сошьешь.

ДОСЬЕ АП

Дмитрий Буренко родился 7 декабря 1984 года в Благовещенске, холост. Окончил благовещенский лицей № 26 (сегодня это профессиональный лицей сервиса и торговли) по специальности «портной-закройщик». В 2006 году поступил в АмГУ на специальность «дизайнер одежды» факультета дизайна и технологии по гранту, выигранному в конкурсе «Магия Моды». Неоднократно становился призером этого конкурса со своими авторскими коллекциями женских нарядов, и в 2011 году стал его лауреатом. В качестве вознаграждения принял участие в финале всероссийского конкурса «Русский силуэт».

«Если хочешь убить художника в себе, стань бизнесменом»

— Не все выпускники кафедры дизайна АмГУ открывают собственное дело, — говорит доцент кафедры дизайна АмГУ, председатель Амурского регионального отделения Союза дизайнеров России Светлана Санатова. — Во-первых, для этого нужно вложить немалые деньги, во-вторых, для успешного развития бизнеса нужна команда: кто-то должен решать маркетинговые, технические вопросы. Уйти в самостоятельный бизнес можно, только когда есть определенный опыт работы. Мы даже учим наших студентов, что есть этапы, через которые не перепрыгнешь — нужен опыт работы в состоявшейся компании, под известной маркой. Многие наши дизайнеры сначала работают под чьим-то началом и только потом, когда чувствуют силы в себе, становятся бизнесменами. Я не про всех выпускников знаю, но могу сказать, что многие уехали работать за рубеж, а также в известные московские, петербургские фирмы. Например, наши дизайнеры работают в Ostin, Oodje, Savage. Некоторые из них потом открывают свое дело. Так, Ксения Рожкова поработала в московских компаниях, а сегодня открывает свою марку в Гонконге. Она делает это в паре со своим мужем, который является дипломированным специалистом в маркетинговых исследованиях. И его опыт как раз будет нужен для раскрутки. Потому что открыть свое дело можно, но его нужно развивать. И сколько я знаю известных дизайнеров, у них у всех есть назначенный директор, который занимается экономическими вопросами.

Истинный художник так и останется всегда им. Я считаю, что, если хочешь убить художника в себе, стань бизнесменом. В своем деле столько ограничений появляется: нужно думать об экономии, о том, как угодить клиентам. Тогда творчество уходит на второй план.