Андрей Анохин: «Эту трагедию уже назвали американской»
Подросток с оружием в руках в собственной школе. Убиты учитель и полицейский. Всего поколение назад такое трудно было представить. Почему раньше такого не случалось? Может, существовал некий тормоз? Может, потому что подросток нашего поколения обязательно попадал если не в пионерию, то в стройотряд? Между пионерскими собраниями и сбором металлолома не оставалось времени на выяснение отношений и конфликты со старшими и сверстниками.
Дрались, конечно, бывало всякое. Но грань всегда существовала. Ее обозначало признание опыта, авторитета и превосходства старших. Неписаное правило «учитель всегда прав» ставилось под сомнение только в исключительных случаях. Но даже тогда эмоции были ограничены принципами порядочности и рассудительности.
Возможно, дело во взглядах и общественном воспитании. Борец с системой (говорят, у парня был конфликт в школе) сегодня воспринимается как герой, даже если добивается своего любой ценой. Даже по трупам. Неважно, кто перед ним — представитель власти, более опытный и старший наставник или собственные одноклассники. Каждый из них может быть принесен в жертву личным обидам и интересам.
В классе у сына был один непутевый ученик. Кровь пил всем, включая школьного инспектора, учителей и одноклассников. Сделать ему ничего не могли — несовершеннолетний. Однажды на педсовете его все же вывели из душевного равновесия, заставили задуматься о поведении и своем будущем. Он долго пыхтел и в итоге выдал: «Окончу девятый, а потом кого‑нибудь прирежу!» В девятый он пошел уже в другую школу, добились перевода по месту жительства. Каково теперь там?
Сейчас пока рано делать однозначные выводы о подмосковной трагедии. Вроде виновник несчастья шел на золотую медаль и находился на хорошем счету. Однако что‑то пошло не так. Вероятно, кто‑то усомнился в исключительных способностях одного конкретного старшеклассника. Он сам оказался к этому не готов. Нервный срыв, а может, холодный расчет оказался превыше здравого смысла. Главным аргументом в споре стало огнестрельное оружие.
Одной из причин уже называется боязнь пресловутого ЕГЭ. Однако позвольте, в наше время также переживали за результаты экзаменов, тряслись от страха, выбирая билет, и даже падали в обмороки. При этом за оружие не хватались.
Эту трагедию уже назвали американской. Что ж, аналогии напрашиваются сами собой. Стрельба в школах США раздается регулярно. У нас этот механизм тоже запущен, причем очень давно. Педагогов безнаказанно унижают, оскорбляют, топчут их личное достоинство. И здесь не помогут даже самые современные системы охраны и дополнительные уровни безопасности. Достать обидчика можно в школьном дворе, а то и на тротуаре, по дороге домой.
Менять нужно в первую очередь самих детей, их восприятие окружающих людей. Подросток должен понимать, что свои личные интересы не должны отстаиваться ценой чужой жизни или здоровья и вокруг точно такие же люди.
Амурская правда
от 06.02.2014
К сожалению, приходится осознавать тот факт, что действительно учитель сейчас существо беззащитное. Если раньше даже отпетые хулиганы не связывались с учителем и учитель (а чаще всего это женщины) мог защитить класс своим авторитетом. Даже школьные драки пресекались учителем, то сейчас учитель безнаказанно может быть обложен матом, избит, а теперь ещё и убит. А идёт всё это в первую очередь от семьи. В семье, на улице, в СМИ подчёркивается низкий статус учителя, смакуются наиболее неблаговидные поступки отдельных преподавателей, возводя это в ранг типичного поведения для всех учителей. Посмотреть, послушать родителей школьников — школа не храм науки, это место вымогательства денежных средств, а соответственно учитель — сервис. Это он должен дать моему ребёнку то, должен дать это, должен... должен... должен. А я ничего не должен. У меня есть права, которые априори (почему-то) кто-то пытается нарушить и я со скрежетом зубовным буду сейчас за них биться. Посмотрите на лица родителей, которые ведут детей в детский сад или школу. Лица в большинстве случаев перекошены злобой. Вся эта нервозность, отношение к жизни, к окружающим передаётся нашим детям. Конечно нужно воспитывать независимых, честных открытых, смелых людей. Но методы, которыми всё это совершается приводят почему-то к обратному эффекту. Поколение инфантов, истеричных, капризных и злых старичков, которые знают о жизни всё и им осталось нажать на кнопку и получить заветный результат. Больше не к чему стремиться. Всё пробовали, всё получили, всё видели...
— Ленин (гость)