«Вспомните, сколько у нас лет 15—20 назад создавалось фермерских хозяйств? Сотни! И сколько их сегодня осталось? Многие исчезли. А мы выстояли и развиваемся», — в  глазах Галины Сумароковой светились озорные лучики, словно ей не без пяти минут 70, а как минимум минус три десятка с плеч. 

На все руки мастерица

Эта женщина — настоящая кладезь житейской мудрости, человеческого добра и дипломатии. На какую бы тему ни заговорил, у нее обо всем есть свое мнение, за какое бы дело ни взялся — всегда найдется дельный совет. Причем в мужицких делах она разбирается не хуже, чем в женских. Колесо заменить, ходовую в машине отремонтировать  — запросто. 

— Отец мой с любой техникой мог управляться. У него было семь сыновей и только я одна дочка. Любил меня сильно. Это у меня от него тяга к технике, — заметила хозяйка.

Топором, отверткой или сверлом она владеет так же умело, как на кухне управляется с опарным тестом, из которого в старинной русской печи выпекает пышные хлеба, пирожки и сладкие булочки на своем молоке. А какие вкусные сыры она готовит по домашним рецептам и сливочное мороженое к празднику!

Хозяйство Сумароковы во все времена держали большое, молока были реки. «В прошлом году я решила продать трех дойных коров. Думала, все — не буду больше держать скотину. А потом не выдержала: ну как же я без коровы?! Пойдемте, покажу вам свое подворье», —  предложила Галина Анисимовна.  

Не успели мы подойти к загону, где мычали две рогатые красавицы, как она схватилась за вилы. Большая трудяга по жизни не привыкла вести разговоры впустую — ее руки постоянно должны быть чем-то заняты. «Телочке гулять надо, да быка ни у кого в деревне нет, — посетовала селянка. — Я могу специалиста пригласить, чтобы корову осеменить, а телочку-первотелку нельзя. Потому что плод будет большой, может не растелиться. А мне хочется ее оставить — порода хорошая».

Пока слово за слово, собеседница незаметно набросала буренкам полную кормушку сена. И мы направились дальше — к амбарам и зерносушилкам, возле которых в ряд стоит фермерская техника: грузовые машины, сеялки, три трактора «Кировца», а рядом более мощный иностранец «Бюллер».  

В фермеры от безысходности 

Галина Сумарокова была первопроходцем фермерского дела — одна из первых в районе рискнула создать крестьянско-фермерское хозяйство. Как она говорит, не от хорошей жизни, а скорее от безысходности. Воспоминания о том времени до сих пор кошкой скребут по душе. Почти 30 лет она отработала водителем в совхозе «Прибрежный», который славился своими урожаями и надоями. А потом грянули реформы.

— Нас вытолкнули в свободное плавание. Совхоз развалили на части: ферма отдельно, телятник отдельно, полеводство отдельно, гараж отдельно… — Галина Анисимовна помолчала немного, вытирая муку со стола. — Все стали работать  сами по себе. И честно скажу: во главе большинства товариществ и сельхозкооперативов тогда оказались недальновидные руководители. Перекупщики предлагали многим почти за бесценок забрать технику на металл. Наш завгар тоже начал продавать машины. Посмотрела я на все это и решила уйти — создать свое КФХ.

30

лет без малого отработала Галина Сумарокова водителем в совхозе «Прибрежный»

Старшая дочь с зятем и сын мать поддержали, согласились присоединить к ее паю свои.  А мужики, с кем Галина Сумарокова вместе шоферила не один год, возмутились: и как это она, женщина, посмела уйти, да еще забрала из гаража две машины?! Ей откровенно усмехались в лицо: «Думаешь, что потянешь?! Кто тебе пахать будет?» Но землячка отвечала на колкости со своей неизменной улыбкой: «Вас просить не стану». Она никогда не пасовала перед сильным полом. И на удивление многим дело у нее пошло.

О кредитах, овцах и счастье

Галина Сумарокова вспоминала, как ей самой приходилось работать на сеялке, как чуть ли не половину выращенной пшеницы первого урожая пришлось отдать за переработку — своего зернового двора-сушилки тогда еще не было. И зернового склада тоже не было, отчего КФХ несло немалые потери — часть сои, которую отдавали по договору на хранение, попросту разворовывали.

Вспоминала и о том, с каким трудом отдавали первые кредиты, которые брали  для покупки комбайнов аж под 183 (!) процента. При этом в ее словах не было ни обиды на кого-то, ни сожаления. На свою долю Галина Сумарокова никогда не жаловалась, хотя то, что пережила и смогла вынести на своих плечах эта женщина, не каждый мужик осилит.

Ей много лет приходилось вставать ни свет ни заря, а ложиться далеко за полночь.  Спозаранку управлялась по хозяйству, готовила обеды, которые отвозила в поле. Там помогала мужикам. А дома ждали гектары огородов, куры, свиньи, недоенные коровы и отара овец… К слову, баранов Галина Анисимовна всегда резала сама — муж с зятем только помогали. По вечерам, когда домочадцы устраивались у телевизора, у нее начиналась «вторая смена»: перебирала овечью шерсть, садилась за прялку, сохранившуюся еще от бабушки, — и серые нити, медленно покрывая друг друга, наматывались в огромный клубок.  

— Помню, внесем платежи по всем кредитам — и даже на хлеб денег не остается, — призналась Галина Сумарокова. — Конечно, голодные мы никогда не сидели: молоко, сметана, яйца, мясо, овощи свои — закрома у нас всегда полные. Но живая копейка все равно нужна. Поэтому приходилось и прясть, и ночами вязать носки да кофточки, которые односельчане и пограничники с заставы у нас покупали. Тогда же и пчел завели, чтобы мед качать и продавать…

Я и раньше бывала у Сумароковых. И всегда поражалась оптимизму и трудоспособности этой удивительной женщины. Даже сегодня в свои почти семьдесят она так шустро управляется по дому, что мы едва за ней поспевали. Откуда столько силы, жизнелюбия, столько энергии?! Галина Сумарокова на мой вопрос лишь пожала плечами, а потом произнесла сакраментальную фразу:

— Счастлив не тот, у кого многое есть, но ему все мало, а счастлив тот, кто довольствуется малым и ему достаточно. Я вот никогда никому не завидовала.  Есть возможность купить новое платье — хорошо, нет — ну и ладно. Главное — быть всегда в настроении, с улыбкой на лице! Иногда лягу вот здесь на диване и думаю: «Крыша над головой есть. Дети и внуки сыты, одеты, обуты, живут дружно. Разве это не счастье?!» 

И голову поправит, и настоем целебным полечит

Хотя стряпуха отменная, сама Галина Сумарокова булочками не увлекается, мясо в рационе ограничивает и уже много лет придерживается правила: после шести часов вечера вообще ничего не есть. Она легка на подъем и выглядит намного моложе своих лет.  «В это трудно поверить, но с тех пор, как я родила младшего сына, ни разу не была на больничном. А младшенькому моему уже скоро пятьдесят исполнится», — заметила гостеприимная хозяйка, выставляя на стол соленые рыжики, блины, блюдо с аппетитными «дураками». Их рецепт мы обязательно опубликуем в нашей кулинарной рубрике.

Узнав, что я перенесла воспаление легких, Галина Анисимовна подскочила из-за стола:  «Сейчас я тебе лекарство одно дам. Это настойка на восковой моли, лечит легочные заболевания, даже палочку Коха убивает». Они подняла дощатую крышку, шустро спустилась в подполье и вылезла оттуда с литровой банкой в руках. «Будешь пить по неполной чайной ложке утром и вечером», — советовала селянка, отливая мне в баночку коричневую жидкость, в которой плавали кусочки сот и белые личинки.  

Я знаю много фермеров, у которых крепкие хозяйства, но их дети уехали в город — и продолжать крестьянское дело некому. Вот это страшно.

Целительство — еще один редкостный талант Галины Сумароковой, который она унаследовала от матери. Люди к ней обращаются с разными проблемами. Если по силам, то помогает от чистого сердца. Может и голову после сотрясения поправить, и поставить на место внутренние органы тем, у кого опущение матки или желудка.

«Однажды ко мне привезли паренька — худющий такой. Его бабушка говорит: "У внука лямблии в печени, никак не можем вылечить". Я подсказала одно проверенное средство, через полгода парень приехал — не узнала его, поправился, щеки розовые.  Вон видишь, липы растут, — знахарка указала на конец огорода. — Надо нарубить веток, постелить на землю чистый лист железа, сжечь эти ветки и собрать золу в чистую банку. Для взрослого человека на курс бери три столовые ложки пепла липы, а для 9-летнего ребенка, допустим, — одну ложку с горкой. Все делим на семь равных частей. И пьем три дня натощак утром и вечером, а на четвертый — только утром. Запивать желательно молоком. Это средство можно пить и для профилактики от печеночных паразитов».

Галина Сумарокова сушит разные травы, готовит целебные настойки, «лекарственные варенья» и жизни себе не представляет без родного села. «Одна из моих внучек живет с мужем в Москве. Они так уговаривают нас перебраться в столицу, — поделилась землячка, когда мы уже собирались в обратный путь, и, предвидя мой вопрос, сразу на него ответила. — Я ни за что отсюда не уеду. Настолько приросла корнями к этой земле, что не оторвать никакой силой».

Возрастная категория материалов: 18+