• Фото: Архив АП
  • Перевозчики теряют выручку в борьбе с нелегалами. Фото: Андрей Оглезнев

Жаркое противостояние нелегалов и владельцев автобусов длится не первый год. Рынок перевозки пассажиров на междугородних и пригородных маршрутах трясет и лихорадит. Нешуточная борьба идет за каждого пассажира. Владельцы такси, а то и просто автолюбители, собирают людей на остановках по собственному графику, ровно за пять минут до прихода официального автобуса. Легальный пассажироперевозчик остается без выручки и вынужден бросать накатанный маршрут. Дальше «бомбилы» диктуют населению собственные правила.

В распоряжении редакции «Амурской правды» оказалось обращение к губернатору от индивидуального предпринимателя Владимира Замуруева. Его автобусы работают в Амурской области с 2004 года, возят жителей между Благовещенском и Талаканом, а также Благовещенском и Свободным. На протяжении всего многокилометрового пути нелегалы выбивают основу из-под ног честного предпринимателя. По его словам, многочисленные обращения в полицию, прокуратуру, управление ФАС нужного эффекта не дают. Не менее грустно и  в других районах.

— Недавно остался без законных хозяев маршрут Белогорск — Новое. Целых три села брошены, — делится начальник отдела транспорта, связи и промышленности администрации Белогорского района Александр Виноходов. — Нас выручает только то,  что туда заходит автобус ромненского предприятия. Если и оно уйдет, то власть уже ничего не сможет гарантировать людям. Они будут целиком зависеть от воли нелегалов. Естественно, никаких гарантий как по соблюдению графика движения, так и по безопасности никто дать не сможет. Второй брошенный маршрут Белогорск — Лохвицы, тяжелая ситуация в Возжаевке.  

2,5

тысячи  рублей — такой штраф ждет  нелегалов. Официальных же перевозчиков за нарушение могут наказать   и на 50 тысяч рублей

Нелегал не платит налогов и не отвечает за безопасность людей. В то же время легальный перевозчик зарегистрирован, пополняет бюджет и несет страховую ответственность перед пассажирами. Конкурировать на таких нечестных условиях с «бомбилами»  предприниматели просто не могут. 

 — Мне пришлось отказаться от обслуживания села Лохвицы, пока боремся за Томичи, а в Возжаевке ситуация на грани, — отмечает индивидуальный предприниматель Ирина Верес. — Мы могли бы поставить туда большой автобус, нормально возить людей, но там, помимо нас, еще 10 микроавтобусов. Каждый из них забирает в день по четыре тысячи людей. Естественно, мы тоже вынуждены работать на небольшом автобусе, потому что выручки едва хватает на топливо и зарплату водителю.

Нелегалы используют в своих целях пробелы в законодательстве. Как говорят в амурском правительстве, штрафные санкции для них на уровне 2500 рублей. Ответственность законного перевозчика за какое-либо нарушение может достигать 50 тысяч рублей. Это парадокс, который необходимо исключить на законодательном уровне.

МНЕНИЕ

Сергей Садовников, министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области:

— Мы получили обращение индивидуального предпринимателя Владимира Замуруева. В свое время Владимир Викторович купил в лизинг транспорт, планировал стать активным участником рынка пассажироперевозок. К сожалению, его проблемы актуальны не только для Амурской области, но и для многих регионов России. В рамках действующего законодательства защитить права индивидуальных предпринимателей очень трудно. У нас работает координационный совет, куда входят все надзорные ведомства и представители перевозчиков.

Пока работать вне закона получается выгоднее, чем играть по правилам. Я общался по вопросу увеличения штрафов с заместителем председателя комитета по транспорту Сергеем Тен. Есть уверенность, что в ближайшее время будет рассмотрен проект соответствующих поправок в Административный кодекс. Кроме того, мы подготовили предложения по возврату лицензирования пассажирских перевозок.

Пока мы доводим до людей опасность поездок с нелегалами. Неизвестно, в каком состоянии этот человек или его транспортное средство. Что случись — страховку никто не выплатит. Жаль, что не всегда находим понимание со стороны надзорных органов. Допустим, милиция или УГАДН иногда сводят свою деятельность к формализму. Выехали, определенное количество транспорта проверили, протоколы составили. Эффект есть, но результат не тот. Мы пришли к пониманию, что необходимо конфисковывать источник дохода. Однако суд у нас гуманный. В течение суток транспортное средство вновь возвращается к законному владельцу. Якобы это единственный источник дохода.

Мы расширяем перечень мероприятий и готовы обращаться в центр занятости, будем проводить сверку. Если человек нелегально работает, но стоит на учете в центре занятости, то, естественно, это уже повод для правовой оценки. Нужно более персонально прорабатывать каждого участника незаконных перевозок. Выводить их из тени либо убирать с дороги.