«Главное — слушать партнера»
— Юрий Владимирович, когда вы поняли, что хотите стать актером?
— Это случилось в десятом классе после выступления на конкурсе «Театральная осень». В поселке Магдагачи, где я вырос, при железнодорожном депо работала театральная студия, вот туда меня и пригласили. Я прозанимался там ровно год, даже успел съездить на гастроли в Читу, а после окончания школы поступил в Дальневосточный педагогический институт искусств во Владивостоке (сегодня это Дальневосточная государственная академия искусств. — Прим. авт.). Моим мастером был Сергей Захарович Гришко, у которого, кстати, учились многие артисты нашего театра.
— Как получилось, что ваша актерская карьера началась в Улан-Удэ?
— Я служил там в армии, причем мне повезло оказаться в военном оркестре. Демобилизовался осенью, когда сезоны в театрах уже начались и надо было куда-то устраиваться. А в Улан-Удэ в то время как раз играли многие мои однокурсники, они-то и посоветовали мне обратиться к режиссеру Русского драматического театра. Он принял меня в труппу, и так я остался там на целых 12 лет.
Главный совет, который я даю молодым актерам, — не тянуть одеяло на себя, слушать не только реплики партнера, но и его самого.
— Какие роли, сыгранные на бурятской сцене, вам особенно дороги?
— Было много интересных работ, например, я играл царя в спектакле по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». Эта постановка была частью грандиозной трилогии «Смута». В спектакле «На дне» я играл Сатина. Удалось поработать и в другом жанре — в мюзикле «Вестсайдская история» досталась роль Тони. Вообще, благодаря главному режиссеру Алексею Александровичу Буркову, в театре было очень много неординарных постановок, начиная от Еврипида и заканчивая современными пьесами. А когда есть хорошая режиссура, работать всегда интересно. Еще мне очень повезло с партнерами: рядом со мной на сцене стояли мастера, у которых можно было учиться. Они часто подсказывали мне, как работать над ролью, иногда делали замечания, и я понимал: раз они обращают на меня внимание, значит, я чего-то стою.
— А вы сейчас даете советы молодым актерам?
— Да, время от времени я пытаюсь им что-то подсказать, как-то помочь. Обычно главный совет, который я даю, — не тянуть одеяло на себя, не барабанить текст, слушать не только реплики партнера, но и его самого. Только так могут получиться живая игра и правдивые интонации. А еще никогда нельзя идти на поводу у зрителя. Бывает ведь так: зритель засмеялся, а актер, заметив это, начинает комиковать, пытается предугадать реакцию зала. Начинается любование собой, а это дурной тон.
«Хочется больше классики»
14
лет Юрий Роголев выступает на сцене Амурского театра драмы
— С 2000 года вы актер Амурского областного театра драмы. Говорят, в Благовещенск вас буквально переманили.
— Да, можно и так сказать. Дело в том, что сначала сюда из Улан-Удэ уехал один наш актер, он-то и сосватал меня директору театра Татьяне Федоровне Бединой. Она заинтересовалась, пригласила меня, но перед отъездом я еще успел съездить на театральный фестиваль в Йошкар-Олу со спектаклем «На дне» и только после этого перебрался в Благовещенск.
— Помните свою первую роль на амурской сцене?
— Начинал я со сказок, потом появилась роль в мюзикле, где мы работали под живую музыку (тогда еще в театре был оркестр). Со спектакля «Родня» для меня в амурской драме началась деревенская тема. Получилась очень теплая лирическая комедия — то, что я больше всего люблю в этом жанре.
— К вашему юбилею в театре поставили бенефисный спектакль — комедию Франсиса Вебера «Зануда», где вам досталась главная роль. Почему выбор пал именно на эту пьесу?
— Эту пьесу для бенефиса мне предложил режиссер Дмитрий Васильев, и я согласился. Кстати, Пиньона я уже играл прежде в комедии «Ужин дураков», но здесь мой герой получился сложнее по психологии и поведенческим реакциям.
— Близок ли вам этот персонаж?
— По-моему, он близок вообще любому человеку, и мне в том числе. Пиньон — романтик с причудами, но не просто комический персонаж. Смешное и трагическое в нем переплетается, потому что главное, чем он живет, — это страсть. И в этом для меня суть образа Пиньона: поддавшись страстям, мы можем сотворить все что угодно.
— Какого художественного материала вам как актеру сегодня не хватает?
— Хочется побольше серьезной режиссуры, экспериментов, новых подходов, потому что просто на одних комедиях можно свихнуться. Чувствуется, что и многие зрители уже тоже устали от комедий: они часто спрашивают, когда мы перестанем ставить пьесы Куни и других «легких» авторов. Но в то же время есть зритель, который идет в театр, чтобы расслабиться, посмеяться, и о нем мы также не должны забывать. Слава богу, у нас уже год с успехом идет «Горе от ума», но хотелось бы, чтобы классики было больше. Несколько лет назад в театре был замечательный спектакль «Маскарад», но после смерти режиссера Сергея Болдырева восстановить его уже невозможно. Хотелось бы, конечно, играть трагедии Шекспира, искать в его пьесах новое звучание, как это делают, к примеру, с «Королем Лиром» в театре «Сатирикон». А вообще моя мечта — сделать из Благовещенска амурский Паневежис, но для этого нужен главный режиссер, который создал бы целостное художественное направление.
— За 14 лет на амурской сцене вы сыграли более 50 ролей. Какие из них имеют для вас особое значение?
— Одна из интереснейших ролей — это король Генрих в пьесе «Лев зимой». Также мне нравилось работать в спектаклях «Я люблю тебя, эскадрилья» и «Дон Сезар де Базан» — это разные жанры, возможность попробовать себя в разных амплуа. Но, пожалуй, по-настоящему мне дороги мои самые простые персонажи — бесхитростные, в чем-то наивные. Например, в спектакле по пьесе Марии Ладо «Очень простая история» я играл пьяненького деревенского мужичка, который в конце концов уходит из жизни, чтобы стать ангелом-хранителем новому человеку.
В театре же актеру некуда спрятаться, он один на один со зрителем.
«В театре никуда не спрячешься»
— Юрий Владимирович, в 2005 году вы снялись в сериале «А зори здесь тихие…» российско-китайского производства. Расскажите об этой работе.
— Почти все актеры в этом фильме были русские, кроме одного китайца в роли шофера, но его показывали только со спины. Актеров на главные роли съемочная группа привезла с собой, а массовку и артистов для эпизодов уже искали здесь. Съемочная группа пришла и в наш театр. В итоге мне досталась небольшая роль майора. А до этого у меня была еще одна съемка в китайском сериале про гражданскую войну. Я сыграл американского корреспондента мистера Сноу, восхищающегося китайской революцией. Мой герой даже встречался с Мао Цзэдуном и скакал верхом. Кстати, на этих съемках я впервые в жизни сел на лошадь.
— Работать перед камерой оказалось сложнее, чем на сцене?
— Я бы не сказал. Все-таки результат в кино больше зависит от техники — как все снимут, смонтируют, какую музыку пустят за кадром. В театре же актеру некуда спрятаться, он один на один со зрителем. С другой стороны, в кино нужно уметь быстро концентрироваться, ведь тебя могут в любой момент толкнуть на съемочную площадку.
«Люблю песни Вики Цыгановой — она моя однокурсница»
— Вы очень музыкальный актер: на сцене часто поете и даже иногда играете на гитаре. Это профессиональные навыки?
— Нет, я даже нот не знаю, хотя с детства любил музыку, пел в школьном хоре. Помню, когда я был маленьким, у нас дома была радиола, и я все время слушал пластинки. Потом научился играть на гитаре, сейчас знаю около 15 аккордов.
— Что в основном исполняете?
— Очень люблю авторскую песню — Высоцкого, Окуджаву, братьев Мищуков, Городницкого, Митяева. Неравнодушен к джазу, классике, рок-музыке. Обожаю Pink Floyd, Deep Purple, Queen. Еще люблю песни Вики Цыгановой, думаю включить пару ее новых композиций в свой репертуар. Кстати, она моя однокурсница по институту. У нас вообще был очень музыкальный курс, пели практически все ребята, а сколько знали песен! Это не то, что сейчас, когда абитуриенты, кроме «Катюши», ничего не могут исполнить. А за Вику я очень рад: у нее душевные настоящие песни, стихи пишет ее супруг. Оказывается, даже Алла Пугачева, услышав «Приходите в мой дом», захотела исполнить эту композицию. Кстати, изначально песня называлась «Прощеное воскресенье».
— Как вы относитесь к тому, что сейчас в России часто преследуют музыкантов за их политические взгляды?
— Мне не очень нравится эта травля, но музыкантов, лезущих в политику, я тоже не очень понимаю. Хотя можно вспомнить, как The Beatles выступили против войны во Вьетнаме и в знак протеста даже вернули королеве ордена Британской империи, которыми она их до этого наградила. Наверное, это все-таки личное дело каждого, и судить музыкантов за их высказывания и поступки не совсем правильно. Нужно оценивать то, что они делают на сцене.
Добавить комментарий
Комментарии