• «Книга Илая»
  • «Дитя человеческое»
  • «Дорога»
  • «Терминатор: Да придет спаситель»
  • «Пастырь»

«КНИГА ИЛАЯ»

Непростая судьба постигла проект Аллана и Альберта Хьюзов: мнения критиков и зрителей насчет «Книги Илая» разделились ровно пополам, и компромисса между сторонами так и не нашлось. Продюсеры вбухали в этот постапокалиптический экшен 2009 года выпуска 80 миллионов долларов, позвали Дензела Вашингтона, Гэри Олдмана и Милу Кунис, однако сборы явно оказались ниже, чем ожидалось, хоть и превысили расходы почти вдвое. Заигрывания Хьюзов с религиозной тематикой и утверждениями, что на Библии, как на китах-слонах, стоит современное общество, сослужили им плохую службу. Режиссеры сами нарисовали такое общество на планете, которую постигла Вспышка и последовавшее за ней разрушение озонового слова, что очевидно: мачете и пулей главный герой привносит в окружающий мир больше смысла, чем всей суетой по поводу хранящейся в его рюкзаке книги.

При этом нельзя не отметить, что на создание столь же безрадостных и детализированных пейзажей создатели «Книги Илая» положили немало сил и средств, благодаря чему тут же получили от критиков звание истинных продолжателей дела Миллера, которых мир ждал десятки лет. На этом фоне фильму прощается многое, в том числе и старательное коллекционирование всех присущих жанру штампов и стереотипов, пафос диалогов, граничащий с кретинизмом, и зачастую бесплодные актерские усилия Кунис. Зритель, который с восторгом воспринял перспективу вновь оказаться в мире ревущих моторов, ржавых, но быстрых мотоциклов и непрерывной стрельбы, из зала вышел несколько разочарованным, но это ничего. Пересмотреть «Книгу Илая» все-таки стоит. Хотя бы для того, чтобы убедиться в том, что Вашингтон и до «Уравнителя» отлично обращался с холодным оружием.

«ДИТЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ»

В этой картине количество пустынь, простирающихся до горизонта, и собранных из металлолома мотоциклов сведено к минимуму, однако созданная атмосфера общей безысходности достойна всяческого уважения. Временами зависающий на таланте одного Клайва Оуэна (ему, впрочем, не привыкать) фильм поднимает неисчислимое количество моральных и социальных вопросов, выворачивает их наизнанку и отшвыривает в сторону, чтобы оставить лишь то, что на самом деле важно. Иногда для этого приходится прибегать к бреду, но режиссер Альфонсо Куарон и не такое шлифовал до оскаровского уровня. «Дитя человеческое» в номинанты на золоченую статуэтку угодило трижды, да так в них и осталось, проиграв не кому-то и не чему-то там, а «Отступникам» и «Лабиринту Фавна». На «Оскаре-2007» вообще было кому проигрывать.

Сценарий фильма экспериментирует с гибелью человечества от не самой популярной в кинематографе напасти, метеориты, эпидемии и ядерные конфликты всегда выглядят предпочтительнее. В мире, в который помещены герои этого фильма, люди просто перестают рожать и на этом фоне не объединяются для поиска решения столь глобальной проблемы, а, как и положено людям, ускоряют процесс вымирания всеми доступными способами. «Дитя человеческое» изобилует не только сценами насилия и героизма, но и заимствованными приемами, благодаря чему картина, видимо, и не достигла успехов в прокате. Куарон так расстроился, что вернулся в режиссерское кресло только через семь лет, чтобы порвать аудиторию «Гравитацией». Но подлинный почерк мексиканца лучше ощущается как раз в предыдущей картине, взять хотя бы потрясающую по своей внезапности сцену гибели героини Джулианны Мур.

«ДОРОГА»

Роман Кормака МакКарти так долго и много упрекали в излишней жестокости за сцены каннибализма, происходящие в утратившем цивилизованные механизмы жизни мире, что Джону Хиллкоуту и сценаристам пришлось пойти на уступки и в некоторой степени смягчить сюжет. «Дорога» отправилась в путешествие по экранам с рейтингом 18+, не попала в большинство американских кинотеатров, и потому вряд ли продюсеры картины вспоминают о ней с чувством радости. При первом просмотре фильм кажется слишком перегруженным смыслами и чересчур неспешным, хотя на то он и постапокалипсис, чтобы никуда уже особо не торопиться. Загустителя в происходящее на экране подливает и Вигго Мортенсен, включивший всю свою скандинавскую невозмутимость и рассудительность специально для этого проекта. В пользу фильма Хиллкоута, впрочем, тоже есть что привести. Во-первых, это пример ответственной и бережной экранизации, а во-вторых, картина позволяет хорошо поразмыслить на вечные темы, пока пепел превращает планету в один большой и круглый Сайлент Хилл.

«ТЕРМИНАТОР: ДА ПРИДЕТ СПАСИТЕЛЬ»

Накануне перезапуска легендарной франшизы о машинах, истребляющих человечество, имеет смысл вспомнить и о самой недооцененной из ее частей. Четвертая часть «Терминатора» задумывалась как начало целой саги, которая должна была переплюнуть по воздействию на аудиторию даже первоначальные две картины, хотя бы в силу использования на полную катушку современных технических возможностей. Вместо этого картину ждал провал, потраченные 200 миллионов долларов еле как удалось отбить в мировом прокате, а для очередной реанимации пришлось звать старика Арнольда. Сам старик, кстати, отзывается о четвертом «Терминаторе» с изрядным презрением, потому что в нем не играл. Авторы сценария перемудрили с сюжетом, режиссер МакДжи запутался в задачах и даже жаль, что очень и очень неплохую затею в результате не спасли даже Бейл с Уортингтоном. Но хорошо сделанного мира, в котором человечеству остается все меньше места, создателям фильма нарисовать удалось и на втором-третьем просмотре он берет свое именно картинкой.

«ПАСТЫРЬ»

Все вышеупомянутые карины так или иначе основаны на вполне вероятных событиях и для чувства гармонии явно не хватает какой-нибудь сверхъестественной напасти. В картине «Пастырь», которая представляет собой довольно оригинальную антиутопию, сведенную к далекому от идеала результату, роль такой напасти выполняют сразу две силы — вампиры и церковь, слившаяся с государством. Изюминка заключается еще и в том, что снят фильм по восточному комиксу со всеми сопутствующими атрибутами и архетипами. Если отвлечься от довольно нелепого устройства общества, скатившегося к Средневековью и не желающего останавливаться на достигнутом, невыносимого переигрывания Карла Урбана и рычащих чудовищ, жаждущих человеческой крови, то перед зрителем предстает довольно смелый взгляд на оруэлловский «1984». Зияющие дыры и нелепости в сценарии компенсирует Пол Беттани, который на рубеже 2000-х и 2010-х очень часто играл бледноликих священников, ангелов и монахов и делал это очень неплохо. 

Возрастная категория материалов: 18+