Мечты сбываются

— Еще с советских времен я мечтал пройти от Благовещенска до Черного моря в одиночку. Но лишь пять лет назад подвернулся случай. То, что дорога, как наркотик, я знал давно. На «Ниве» объездил почти весь Дальний Восток. После покупки «Делики» географию своих странствий решил расширить.

1730

километров — суточный рекорд Николая Тарановского   

Подготовка машины, необходимые вещи в салон, немного денег в карман, остальные — на карточку, и — в путь. 28 апреля 2010‑го — начало моих странствий на запад. Конечной точки маршрута не было. Да и куда спешить — я на пенсии. За полтора года я проехал от берегов Амура до Черного моря трижды. В третью поездку взял с собой жену и внучку. Обратно их из Адлера отправил на самолете. Потом они сказали: «Лучше бы мы с тобой поехали на машине — интереснее было бы». На поездку от Благовещенска до Москвы, а потом до черноморского побережья и обратно мы затратили в целом 120 тысяч рублей.

Сотовая связь есть не везде. Поэтому совет первый: отправляясь в дальний путь, установите радиостанцию в автомобиле. В радиусе 15—30 километров связь с дальнобойщиками будет всегда. Если что‑то случится («Ребята, я там‑то, на меня наседают…»), тебе помогут. Еще есть кнопка SOS. Нажимаешь — тебя слышат в радиусе 250—300 километров и полиция, и МЧС, и скорая. Говоришь координаты, и приедут на помощь.

Дороги, дороги…

Самый плохой участок дороги, который мне довелось проезжать в России, — это Улан-Удэ — Чита. Местами трасса настолько узкая, что, когда идет «дальнобой», приходится тормозить. Недавно по‑над Байкалом новую дорогу сделали — пейзажи шикарные! Есть где омулем подкрепиться и отдохнуть. До Челябинска всегда ездил одной дорогой, а затем маршруты были разные. По пути в Екатеринбург по Серовскому тракту проезжаешь Ганину Яму — место, где пытались уничтожить тела убитого Николая II и членов царской семьи. Сейчас там мужской монастырь и энергетика какая… Все машины непроизвольно замедляют ход.

В машине у меня есть все необходимое, кроме туалета. Берите с собой печку газовую с баллонами, минимум сухих продуктов — чай, кофе, лапшу, печенье, из конфет карамель.

И  второй совет: на вашем авто не должно быть никакой рекламы. Хороший знакомый, когда узнал о моей поездке, предложил наклеить рекламу компании, где он работает. Потом мне это вышло боком. Дальний Восток и Сибирь прошел нормально, а дальше как начали гаишники меня трясти… Придирались за каждую мелочь. Пока доехал до Сочи, отдал «на лапу» почти 20 тысяч ни за что! Уже потом в Сочи мне повстречался парень, работавший в ГАИ в Хабаровске. Он и сказал мне отодрать всю рекламу: «Если везешь рекламу, значит, тебе заплатили, надо с ними делиться!». За вторую и третью поездку я не заплатил ни рубля.

Подозрительный тип в камуфляже

Первый раз от Волгограда хотел идти напрямую на Ростов, но решил посмотреть Калмыкию, и пожалел. За 500 верст по пустыне мне попался один верблюд и одно кафе, где я даже кофе пить не стал, когда увидел, из какой воды его готовят. После Калмыкии фотоаппарат достал уже в Лермонтове. Из Пятигорска отправился на Майкоп, снял жилье у пожилой семейной пары и оттуда уже делал «вылазки» по другим направлениям. В 350 километрах от Майкопа есть мелкооптовый рынок. Работает по понедельникам и четвергам с 4 утра до 11 часов следующего дня. Цены просто смешные. Туда приезжают отовсюду — из Москвы, Волгограда, даже из Мурманска.

Мчусь ночью по трассе, а за окном в темноте светятся два зеленых глаза. В пути в Забайкалье меня часто сопровождали совы.

Совет третий: в поездках по юго-западу России не надевайте камуфляж и брейтесь.

Решил я подработать извозом. Везу людей из Майкопа на этот рынок по трассе Ростов — Грозный, вижу: на ставропольском посту ГАИ стоят человек десять силовиков. Останавливают меня, и как начали трясти. Я два дня не брился, в камуфляжных шортах и футболке — на боевика похож. Хотели уже машину на арестплощадку ставить до выяснения личности, а там у меня ноутбук, фотоаппарат дорогой, военный бинокль… Я сначала растерялся, а потом вспомнил, что у меня с собой в бардачке удостоверение фотокора «Амурской правды». Достаю «корочку», у гаишников сразу тон изменился — с прессой никто связываться не хочет. Это удостоверение меня потом еще спасало не раз.

Дальнобойное братство

Обедать останавливался только там, где было много машин дальнобойщиков. Иногда они предупреждают друг друга по рации: «Ребята, там‑то кафешка стоит — не заезжайте, через каждый километр будете кусты искать» или «На такой‑то бензоколонке не заправляйтесь, топливо — г…»

Совет четвертый: не заправляйте машину на частных заправках с колонками старого образца — только на фирменных.

81

тысячу километров проехал автопутешественник за три поездки от Благовещенска о Сочи и обратно

В районе Туапсе и Геленджика бесплатного выезда к морю практически уже не осталось — все пляжи платные, на всех поворотах от федералки дежурят владельцы — ребята-армяне: плати — проезжай и отдыхай. Если хочешь отдохнуть дикарем, надо уходить в сторону Новороссийска. А там море такое грязное, что я даже руки побоялся мыть. Словом, мы с женой посмотрели город и поехали назад. А потом почти месяц отдыхали на море, уже в другом районе. От Новороссийска до Сочи куда только нас не заносило — водопады, пещеры, стоянки древних людей…

Продукты питания, овощи и фрукты закупали на придорожных базарах — их огромное количество, и цены гораздо ниже, чем у нас. Особенно поразили разнообразием придорожные рынки на Урале, где продают все что угодно — от горного хрусталя до самогонного аппарата. А по Волге три раза проходил, там часть зарплаты людям до сих пор выдают сгущенкой, которой они потом торгуют у дороги. В первую поездку остановился заночевать в полях под Волгоградом. Но отдыха не получилось: только засну, и словно кто‑то за плечо меня начинает потряхивать. Помучился, вскипятил чаи и дальше поехал. Потом узнал, что на этом месте шли ожесточенные бои в Великую Отечественную, было очень много погибших.

В пути были поломки, не скрываю. Но в целом «Делика» — подходящая машина для дальних странствий. Снова хочу на трассу. Спасибо жене и детям: они понимают, что у меня «болезнь» путешественника. И снова меня отпускают. Если верить в дорогу, ничего плохого не случится. Перед каждой поездкой я обязательно иду в храм. И всегда соблюдаю главное правило безопасности: в незнакомой местности никогда никого не подвози, кто бы и как бы тебя н просил.

Возрастная категория материалов: 18+