Вино от Роу

История киностудии началась в 1915 году с небольшого киноателье «Русь», основанного купцом Михаилом Трофимовым, и за годы своего существования восемь раз меняла название. За 100 лет на студии сняли более 1 000 фильмов, среди которых такие шедевры, как «Тихий Дон», «А зори здесь тихие», «Семнадцать мгновений весны».

— После революции были опасения, что студии не станет, но все же производство фильмов удалось наладить. В 1924 году здесь вышел первый советский фантастический фильм «Аэлита» Якова Протазанова. Также на студии сняли первый отечественный цветной фильм и почти первый звуковой, — напомнила продюсер по фестивальному движению киностудии Наталья Дмитриевская. — С 1936 года компания стала единственной в стране студией детских и юношеских фильмов. До войны там сняли фильмы «Тимур и его команда», «Сын полка», «Остров сокровищ» и другие. Выдающимися детскими режиссерами были Александр Роу и Илья Фрэз.

100

лет исполнилось киностудии имени Горького

Оказалось, что в картине Роу «Майская ночь, или Утопленница» состоялся дебют народной артистки Татьяны Конюховой. В фильме-сказке она исполнила роль главной героини — Ганны.

— Как сейчас помню: этот фильм демонстрировался в маленьком зале, мест на 50—70. Все получали на входе очки и через них смотрели. Получилась очень яркая, сочная, красочная картина. Снимал этот фильм удивительный человек — Александр Роу. Он и в жизни был сказочник, с широкой натурой. Часто устраивал ужины с красным вином. Все это было так по-домашнему. Вообще я застала на киностудии многих могикан: Сергея Герасимова, Леонида Лукова, Станислава Ростоцкого, Льва Кулиджанова. Это были потрясающие люди, — вспомнила актриса.

Неузнаваемый нос Гришки Мелихова

Широкую известность Татьяне Конюхове принесли две ленты, снятые на киностудии Горького, — «Разные судьбы» и «Карьера Димы Горина». Как призналась Татьяна Георгиевна, сначала она отказывалась в них сниматься, мечтая о более возрастных ролях. На ее утверждении в «Карьеру» настоял сам Сергей Герасимов.

— Я прочитала сценарий: опять девочки на стройке, первая любовь и так далее. Пришла к режиссерам и сказала: «Возьмите какую-нибудь начинающую актрису, а мне уже 30 лет». Это же я сказала Герасимову, объясняя, что хочу играть героинь своего возраста, — поделилась Конюхова. — Тогда я еще не знала, что уже готова стать настоящей женщиной, и только во время съемок узнала, что нахожусь в положении. Так мой сын снимался со мной в этом фильме, который крутят по телевизору и сегодня.

К воспоминаниям о легендарном учителе и режиссере Сергее Герасимове присоединилась и народная артистка Зинаида Кириенко, прославившаяся ролью Натальи в киноэпопеи «Тихий Дон». За круглым столом она рассказала о том, как утверждали ее партнера по фильму Петра Глебова. 

— Изначально на роль Григория Мелихова был утвержден Саша Шворин, но он несколько раз не явился на репетиции. Глебов же в то время играл в театре Станиславского что-то на уровне «Кушать подано», и он попросил нашего помрежа найти ему какую-нибудь подработку на съемках. Так он пришел на съемочную площадку и во время репетиций подавал другим актерам реплики. Герасимов услышал это, позвал его к себе и утвердил на роль Григория без всяких проб. Оставалось только подобрать грим: у Глебова же был нос уточкой, а для роли ему сделали орлиный. Он потом даже обижался из-за того, что его не узнавали на встречах со зрителями, — с улыбкой отметила Кириенко.

Кстати, первое появление Зинаиды Михайловны на экране тоже связано со студией Горького. Ее кинодебют состоялся в фильме «Чемпион мира», на съемках которого она вместе с другими студентами танцевала в одном из эпизодов.

Даже во время революции, в разруху власти занимались студией детского и юношеского кино, причем снимали проблемные фильмы, а не только про замечательное новое общество.

На съемки — с бальных танцев

Свои первые роли на киностудии Горького сыграли также актрисы Елена Борзова и Любовь Полехина.

— Я собиралась быть архитектором, как моя мама, но в детстве, конечно, еще и мечтала сниматься в кино. Потом об этой мечте я забыла, но когда занималась в студии бальных танцев, однажды к нам пришла женщина и дала мне приглашение, — поделилась воспоминаниями Елена Борзова. — Как потом выяснилось, это была ассистент по подбору актеров Вера Евгеньевна Линд. Но я сначала не поняла, что это на студию, думала, в баскетбольную секцию. Так я попала на съемки фильма Юрия Григорьева «Письмо из юности». Этот режиссер открыл мне мир не просто кино, но и человеческой души.

Любовь Полехина отметила, что во времена начала ее карьеры на киностудии не просто снимали фильмы, но и заботились об актерах: выделяли жилплощадь, давали земельные участки.

— Я проработала на студии около 20 лет. Моя первая роль была в фильме «Дочки-матери» Герасимова, где он также сам играл. В то время я еще училась на втором курсе ВГИКа, а когда в 1976 году окончила его, меня приняли в штат. Я снималась в пяти-шести фильмах в год и сначала снимала жилье. Руководство озаботилось, где я живу, и помогло мне получить кооперативную квартиру, — пояснила Любовь Тимофеевна. 

Самые теплые воспоминания о студии сохранились у заслуженной артистки Натальи Варлей, проработавшей там 15 лет.

— В 1980 году я ушла из театра Станиславского в штат киностудии. Кроме многочисленных съемок в «Ералашах», мне посчастливилось поработать с замечательным режиссером Павлом Арсеновым. Я снялась у него в «Гостье из будущего» и «Волшебнике Изумрудного города». Еще он хотел снять «Зеленую птичку» по Карло Гоцци, но, к сожалению, не успел осуществить этот замысел. Он был режиссером с замечательной фантазией, умел снимать детское красочное кино, — рассказала актриса.

Кризис детского кино

Кроме воспоминаний о былом величии студии, артисты поделились беспокойством о ее сегодняшнем состоянии. К сожалению, в наши дни киноконцерн не может похвастаться выдающимися работами, хотя кино здесь продолжают снимать.

— За последние годы были созданы игровые картины «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой, «Последнее лето» Евгения Звездакова, детский фильм «Семицветик» Елизаветы Трусевич, «Спасение» Ивана Вырыпаева, — перечислила Наталья Дмитриевская. — Сейчас у нас в производстве игровой фильм — семейная новогодняя комедия, где проблемы взрослых будут решать дети весьма необычными способами. Продолжается работа над международным анимационным проектом о приключениях чешского героя Гурвинека и его подруги русской девочки Оли. Планируется продолжение мультфильма про Белку и Стрелку.

Другой вопрос — увидит ли эти картины широкий зритель, поскольку для выпуска их в прокат требуется немало средств. Кроме того, артистов и режиссеров волнует качество выпускаемых кинолент.

— Даже во время революции, в разруху власти занимались студией детского и юношеского кино, причем снимали проблемные фильмы, а не только про замечательное новое общество. Те фильмы воспитывали людей, вызывали эмоции. Если героиня на экране теряла сына, у меня разрывалось сердце. Сейчас такого кино не хватает, — посетовал режиссер Игорь Черницкий. — Особенно трудно с детскими фильмами. К примеру, я хочу поставить «Короля Матиуша Первого» Януша Корчака. Для всех тут присутствующих там нашлись бы роли, потому что главный герой — девятилетний мальчик, а министры все взрослые. Но я не могу найти деньги на этот фильм.

Киновед Татьяна Муштакова заметила, что многое зависит от людей на местах. К примеру, в середине 90-х на уже практически мертвую студию пришел новый директор Сергей Ливнев и наладил ее работу.

— Ливнев придумал проект малобюджетного кино, в рамках которого появились «Страна глухих», «Мама не горюй», «Змеиный источник», «Кошечка» и другие картины. Именно на этих фильмах началась кинокарьера Саши Лазарева-младшего, Макса Суханова, Чулпан Хаматовой, Дины Корзун, — уточнила Муштакова.

В завершении работы круглого стола его участники выразили надежду, что в истории киностудии имени М. Горького еще будут яркие моменты. Главное — чтобы были люди, которым это нужно.

Возрастная категория материалов: 18+