• Фото: westernfilm.ru
  • Фото: kinomania.ru
  • Фото: kinopoisk.ru

Следующим проектом Утхауга, на счету которого четыре полновесных фильма, а также короткометражки и сериалы в Норвегии, станет перезапуск франшизы Tomb Raider, основанной на знаменитой компьютерной игре. Этому предшествовал новый взгляд на саму игру, а экранизировать ее будет студия Warner Bros. В случае успешного сотрудничества (надо заметить, существуют определенные риски) европейцам придется в дальнейшем крепить свою индустрию другими талантами. Может, постановщик и сумел бы совмещать работы, как это с разным успехом делают его более именитые коллеги из других стран, но по самой «Волне» хорошо видно, что он использовал ее как трамплин. В картине с каждым кадром становится все меньше и меньше европейского, ее несложно представить в виде ремейка с топ-звездами в главных ролях. Утхауг старательно расставляет где только можно хорошо читаемые указатели «Хочу в Голливуд», повторяя давно пройденное. Это, впрочем, нисколько не мешает ему делать увлекательное кино, интерес к сюжету которого подогревается еще и тем, что он может воплотиться в реальности в любой момент.

Придав происходящему в «Волне» статус фильма-предсказания, его создатели не прогадали: от этого действительно становится страшнее. Небольшой городок в районе Гейрангер-фьорда находится в постоянной опасности. Часть пролегающего здесь горного хребта рано или поздно обрушится в море, вызвав 80-метровую волну, которая неизбежно уничтожит все на своем пути. Это, кстати, стало чуть ли не единственным поводом для критики творения Утхауга. Профессиональные геологи обвинили его в разжигании панических настроений, отметив, что в реальной жизни специалисты смогут предвидеть катастрофу заранее и население сможет эвакуироваться в спокойных условиях. Создатели фильма оказались гораздо менее щедры: на все про все у жителей городка и туристов, населяющих его единственную гостиницу, всего 10 минут. Уложиться в этот отрезок, понятное дело, способны единицы — «Волна» не для слабонервных и жертв будет предостаточно. Продюсеры объяснили это, как и положено продюсерам: мол, не надо путать кино с окружающей действительностью.

Главные герои фильма — члены простой норвежской семьи, глава которой наконец нашел в себе силы переехать из опасного места. По роду деятельности он как раз тот самый парень, который должен следить за состоянием горы. Пока он собирает вещички в традиционную американскую коробочку, в окружающей среде начинают твориться подозрительные вещи, которые вызывают у нашего сейсмолога подозрения, а у его коллег — пренебрежение. Понятное дело, что право окажется меньшинство, а кое-кто даже поплатится жизнью за несвоевременный скептицизм. Впрочем, герой из-за своего профессионализма не успевает вывезти двоих детей из города. Как оказалось, именно это следовало сделать в первую очередь. Так обычный скучный переезд превращается в спасательную операцию, в которой решения нужно принимать очень быстро, буквально жонглируя жизнями родных людей. Как назло, население городка оказывается совершенно не готово к стихийному бедствию (хотя должно бы), так что отцу семейства приходится время от времени спасать всех вокруг. И это не всегда удается — все же мы смотрим пока не голливудское кино.

Правильно оценивая финансовые возможности продюсеров, Утхауг показывает саму волну недолго, зато впечатляюще. Учитывая, что дело происходит среди крайне живописной норвежской природы, сила визуального воздействия возрастает. Восхищает в первую очередь скорость, с которой тихая открытка превращается в буйную стихию, не знающую жалости. Постановщик, впрочем, берет у мэтров жанра и еще один инструмент — там, где волна прошла, он рисует нормальный такой постапокалипсис, с грудами искореженных большой водой автомобилей и красиво мерцающими во тьме ночной самовозгораниями. Благодаря этому нет даже особой необходимости разбрасывать вокруг тела жертв. И хотя без них все-таки не обходится, режиссер демонстрирует определенную склонность к метафорам. Тем неожиданнее будет наблюдать за поступками людей в чрезвычайной ситуации: вот здесь норвежец не щадит никого, так что предугадать поведение многих персонажей будет непросто. Главное, безусловно, — это жизнь, но каждый волен избрать собственные методы ее сохранения, а также решить, желает ли он заморачиваться из-за жизней других.

Впрочем, явного морализаторства «Волна» все-таки лишена: Утхауг слишком увлечен воплощением цельного и довольно неплохо продуманного сценария. Герои фильма по-европейски слишком уж реалистичны, чтобы сопереживать им как близким — зритель наблюдает за трагедией посторонних. Сильные эмоции вызывает только сын главного героя, которому постоянно хочется дать подзатыльник. Жизнь, пусть и совсем далекая, на пороховой бочке, этим и увлекает — более чем 100-минутный хронометраж картины благодаря последовательному развитию драматизма усваивается без труда. Некоторые сцены, конечно, затянуты, но это можно простить. В какой-то степени прощаясь с родиной как местом съемок, режиссер изо всех сил старается передать ее древнюю красоту. Так, чтобы она произвела впечатление на зрительный зал в любой точке планеты. Хотя откуда нам знать, не собрались ли продюсеры отправить Лару Крофт, расхитительницу гробниц, в опасное путешествие по Норвегии?

Возрастная категория материалов: 18+