Подпольный бизнес

Всего ОНФ проинспектировал около 30 видов деятельности. Оказалось, что без разрешения трудятся 19 из 20 опрошенных грузоперевозчиков, 12 из 20 таксистов, 26 из 30 парикмахеров. «Продажа угля и дров, сантехника, фото- и видеоуслуги, няни на дому, электрики, автомастерские, — перечислила сферы, где были выявлены нелегалы, Жаккелина Орлова. — Даже магазины у нас есть, которые не зарегистрированы, но работают».

Кроме того, даже зарегистрированные предприниматели предпочитают выплачивать работникам зарплату в конвертах, чтобы сократить расходы на уплату налога на доходы физлиц и страховых взносов. По расчетам председателя регионального отделения организации «Опора России» Бориса Белобородова, в теневой экономике Амурской области заняты порядка 55 тысяч человек. В итоге ежегодные потери областного бюджета от недополученного НДФЛ составляют 2,7 миллиарда рублей, а внебюджетных фондов — 6,5 миллиарда.

Предприниматели уходят в тень, чтобы выжить

30%

т зарплаты сотрудника отчисляет сейчас предприниматель в Пенсионный фонд и фонды медицинского и социального страхования

Уводить в подполье бизнес коммерсантов заставляет недоверие к государству из-за нестабильной налоговой политики, а также незаинтересованность самих работников в уплате налогов и взносов. А главное, как подчеркнул Борис Белобородов, размер взносов, которые начисляются с зарплаты сотрудников, находится за пределами возможностей бизнеса. Особенно в условиях кризиса.

Если до 2011 года для малого предпринимательства эта ставка составляла 16%, то сейчас предприятия должны отчислять 30% от зарплаты сотрудника: 22 — в Пенсионный фонд, 5,1 — в фонд социального страхования, 2,9 % – в Фонд медицинского страхования.

— Если условия выплаты зарплаты могут привести к закрытию бизнеса, предприниматель становится перед дилеммой: платить, как положено по закону, и разориться или, «оптимизировав» свои затраты, платить зарплату полностью или частично нелегально и заниматься бизнесом дальше, — объяснил председатель амурской «Опоры России».

Санкции или льготы

Как отметили собравшиеся, в условиях экономического кризиса и бюджетного дефицита в Приамурье каждая копейка на счету. Главной задачей региона стал поиск дополнительных доходов. Один из вариантов их получения — вывод бизнеса из тени.

Чтобы навести порядок в этой сфере, представители Народного фронта предложили применить метод кнута и пряника: ужесточить санкции за незаконную предпринимательскую деятельность, но расширить перечень субъектов малого и среднего бизнеса, имеющих право на налоговые каникулы.

Однако, как отметил Борис Белобородов, этих мер недостаточно. Необходимо как можно скорее снизить ставки взносов во внебюджетные фонды с 30% до 16—18% от размера заработной платы. «Это вполне реальная нагрузка, которую готов нести бизнес. Так как большая часть предпринимателей являются законопослушными, они выведут зарплату из тени», — объяснил он. Начинать реформу предлагается с Дальнего Востока. Этот вопрос уже прорабатывает рабочая группа, созданная в амурском Заксобрании. Как рассказала глава бюджетного комитета областного парламента Татьяна Фарафонтова, инициативу надеются отправить на федеральный уровень к апрелю.