Впервые эта пьеса была поставлена 60 лет назад. В середине прошлого века «Визит старой дамы» имел оглушительный успех. В наше время пьеса также не сходит со сцен театров, а в 2008 году Германия совместно с Австрией сделали экранизацию. Для сахалинского Чехов-центра «Визит старой дамы» поставил московский режиссер Алексей Гирба — выпускник ГИТИСа.

Действие происходит в некогда процветавшем, а теперь захолустном городке Гюллене. Об упадке здесь красноречиво говорит одна деталь — погасшее информационное табло на железнодорожном вокзале. Местные жители взглядом провожают проносящиеся мимо поезда и вспоминают времена, когда они останавливались на их станции.

Подобно гоголевскому «Ревизору» действие пьесы начинается с ожидания важного гостя, после приезда которого жизнь больше никогда не будет прежней. Город готовится к визиту мультимиллиардерши Клары Цаханасьян. В юности она жила в Гюллене, но была с позором изгнана. Приехав в родной город, она предлагает жителям миллиард, но с одним условием — в обмен на правосудие. Она требует убить Альфреда Илла, с которым у нее в юности был роман, но Илл отказался признать их ребенка и женился ради денег на другой. Гюлленцы отвергают предложение Цаханассьян на словах, а на деле сначала робко берут в долг сигареты, алкоголь, продукты, одежду и обувь, а потом и вовсе покупают в кредит машины, а город замахнулся на строительство ратуши. Былое благополучие возвращается в город и даже некогда потухшее табло на вокзале снова загорается.

50

человек насчитывает гастрольная группа сахалинского Чехов-центра

«Чем вы собираетесь расплачиваться?» — задает вопрос Илл, на который все уже знают ответ, но вслух никто не решается произнести. Каждый из них надеется, что убийство возьмет на себя кто-то другой.

Хэппи-энд, которого ждет зритель, не случается. Не смотря на задушевные разговоры главных героев, вспоминающих юность и свою любовь, очерствевшие сердца не теплеют.

В пьесе на удивление не оказалось ни одного положительного героя. Все совершают предательство ради денег, как когда-то Альфред Илл. Лишь один человек пытается призвать гюлленцев к совести и человечности — учитель. Однако его одинокий голос тонет в общем хоре и на финальное закрытое собрание, на котором уставшие от ожидания гюлленцы выносят приговор своему земляку,  совестливый учитель тоже приходит в новых костюме и ботинках.

Жалости не вызывают ни Альфред, ни когда-то преданная им Клара. В прямом смысле потеряв человеческий облик, не знающая жалости и любви, кажется, что и душу, подобно руке и ноге, она заменила протезом. «Клара, что у тебя не протез!?» — восклицает ее первая любовь. Властная гостья заменяет собой Господа Бога. Режиссер до гротеска доводит раболепие горожан — они готовы прикинуться деревьями, камнем, да хоть ветром, лишь бы угодить богатой и важной особе. Рефреном звучащая хвалебная песня в ее честь в какой-то момент напоминает госпел.

Главным героем в пьесе оказываются деньги. Все разговоры, мысли и ожидания действующих лиц связаны только с ними. И развратить людей, оказалось несложно.

Пьеса поднимает вечные вопросы: о любви и предательстве, деньгах и совести, преступлении и наказании. Как сложится жизнь гюлленцев и принесет ли им счастье внезапно свалившееся богатство, не знает никто. Пророчеством звучит предупреждение учителя о том, что и по их душу найдется своя Клара Цаханасьян.