• «Я горд, что дал это название улице, на которой живу», — признается Руслан Лепетюха.

Чтобы помнили

Два года назад администрация населенного пункта принимала от жителей предложения по названию нескольких новых улиц. Один из жителей тогда безымянной улицы Руслан Лепетюха предложил сельским властям историческое название — Сталинградская. Эту идею поддержали, и теперь несколько семей официально прописаны на Сталинградской улице. Ее месторасположение уже появилось в картографическом электронном справочнике 2 ГИС. Интересно, что в самом городе-герое Волгограде улицы Сталинградской нет.

— Я горд, что дал это название улице, на которой живу, — признается Руслан Лепетюха. — Я патриот своей страны. В Сталинграде погибло много людей, и наша задача — помнить об этом.

50

тысяч рублей — в такую сумму обошлось Руслану Лепетюхе создание дорожной композиции

Однако на одном легендарном названии Руслан не остановился — решил установить патриотический дорожный указатель. Сам придумал проект, а в реализации помогли друзья. В канун 9 Мая прошлого года на перекрестке появился, пожалуй, самый необычный указатель в Приамурье, а, может, и в стране. На стрелке с названием улицы изображены зеленая советская каска и макет пистолета-пулемета образца 1941 года системы Шпагина, а за указателем возвышается баннер высотой пять метров с изображением скульптуры «Родина-мать зовет!». Создание композиции обошлось Руслану в 50 тысяч рублей.

Указатель сразу стал местной достопримечательностью Чигирей: проезжающие мимо водители останавливаются, рассматривают необычную конструкцию и, конечно, фотографируются на память. В ближайшее время название будет видно и ночью — автор-патриот установит подсветку из энергосберегающих ламп.

История на колесах

Руслан Лепетюха не только живет на исторической улице, но и занимается восстановлением истории — точнее, реконструкцией советских мотоциклов. Делает он это в свободное от работы время — у чигиринца собственный строительный кран, который редко стоит без дела.

В его большом доме в Чигирях, похожем на крепость, на первом этаже — просторный гараж. В помещении вдоль стен стройными рядами стоят мотоциклы советских времен. Большинство из них — тяжелые «Уралы» 50‑х годов.

Реставрацией техники мужчина увлекся три года назад. Его первым детищем стал боевой мотоцикл немецких разведчиков времен Великой Отечественной войны BMW-71.

— Так получилось, что на Ирбицком заводе в СССР мотоциклы делали по образцам трофейных BMW, я искал подходящий, — рассказывает реставратор. — И он нашелся в Свободном — советский мотоцикл М72 1954 года выпуска. На его восстановление потратил год: запчасти приходилось заказывать со всей России, даже с Украины приходили посылки. Некоторые детали не оригинальные, но полностью соответствуют историческим прототипам.

Моя мечта — на своем байке проехать все города-герои России.

Немецкий мотоцикл сегодня выглядит как настоящая боевая единица с необходимым обмундированием: в комплекте каски, лопаты, тумбы под противогаз и пулеметные ленты, и даже немецкий пулемет и автомат. Последние военные атрибуты, кстати, являются макетами, но даже в мелких деталях они идентичны с настоящим оружием. Единственно, что отличает военный мотоцикл от настоящего, — отсутствие фашистской свастики. Ее заменили на знак вермахта — немецких сухопутных сил. Вся реставрация обошлась Руслану в 300 тысяч рублей.

Мотоцикл немецкой армии — главный в экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Она располагается прямо в гараже. Колорита добавляют мешки с немецкой печатью, колючая проволока, маскировочная сетка, артиллерийские снаряды с мест боев и даже несколько настоящих немецких касок времен Второй мировой войны. Есть настоящее колесо от знаменитой полуторки 1941 года. Часть коллекции Руслан выписывал через интернет, другая — та, что скрыта от посторонних глаз, — ценные реликвии его семьи. «Пока эти предметы я никому не показываю, — предупредил мужчина. — Но как только все будет готово, вы все непременно увидите».

Всего в автопарке чигиринского крановщика 11 мотоциклов, большинству из которых еще только предстоит реставрация. По словам Руслана, вся техника в будущем войдет в экспозицию музея Великой Отечественной войны.

— Я планирую открыть его на первом этаже своего дома. Но он будет не для широкой публики, а для моей семьи, друзей и знакомых, — говорит Руслан и признается: — Есть у меня еще одна мечта: как только в моем расписании появится свободное время, хочу на своем байке проехать все города-герои нашей страны.

Милицейский патруль на ходу

Старая двух- или трехколесная техника попадает к амурскому реставратору по-разному: что-то отдают знакомые, некоторые сами звонят и предлагают купить. Так в автопарке   появились «Юпитер» 80-го года, «Турист» 1975 года рождения из Буреи и М72 из Райчихинска. Старенький Иж «Юпитер-3» Руслан купил за 30 тысяч рублей, и через полгода невзрачный транспорт зеленого цвета стал сине-желтым — точной копией патрульного мотоцикла советской милиции образца 60-х годов.

«Это моя гордость! —  признается Руслан Лепетюха.— Чтобы он получился такой, как есть, мне пришлось полностью его разобрать и собрать заново, попутно заменяя детали. Сейчас он почти готов: для правдоподобности  не хватает рупора и механической сирены». На реставрацию милицейского «железного коня» энтузиаст потратил полгода и 65 тысяч рублей. Кстати, несмотря на то что патрульный мотоцикл полностью на ходу, передвигаться на нем по городу нельзя — даже на автовыставки его приходится доставлять на эвакуаторе.