• Екатерина Мурашова: «Рынок диктует свои условия. И под них нужно уметь быстро перестраиваться».
  • Фото: Архив АП

У магазина шаговой доступности покупатели будут

— Открытие крупных супермаркетов в небольших населенных пунктах для владельцев торговых точек, работающих на местном рынке, — серьезный удар по бизнесу. Многие предприниматели говорят, что такая конкуренция им грозит разорением. Насколько эта проблема актуальна для района, если большинство бурейских бизнесменов работает в торговой отрасли?

— Когда заговорили о том, что в Приамурье будет открыта сеть магазинов «Светофор», наши предприниматели пришли ко мне с единственным вопросом: что нам теперь делать? Представители этой федеральной сети даже пытались найти в Новобурейском торговую площадь, звонили по объявлению предпринимателю, который сдает в аренду  помещения. Свободных площадей в поселке  предостаточно, и не исключено, что и у нас появится очередной супермаркет. Безусловно, приход нового конкурента не радует наших предпринимателей. Но, как ни парадоксально, небольшие торговые точки вполне способны конкурировать с крупными сетями. Говорить о том, что все разорятся и уйдут с рынка, преждевременно.

С 1 сентября этого года предприниматели могут начать использовать онлайн-кассы по желанию, а со следующего года применение контрольно-кассовой техники станет обязательным.

У нас есть предприниматели, готовые работать, несмотря на снижение прибылей, просто потому, что другой работы у этих людей нет. Когда в поселке открылся первый сетевой супермаркет, многие боялись, что покупатели уйдут туда. Естественно, все желающие сходили в новый магазин, но потом вернулись к «своим» продавцам. Магазин у дома, или, как его называют, «магазин шаговой доступности», всегда будет занимать свою нишу на рынке. Своих покупателей в таких торговых точках продавцы знают в лицо. «Своим» магазинам люди больше доверяют, потому что  знают, в какой день на его прилавке появляется свежая  молочная продукция, в какой —  мясная. Есть у магазинов возле дома в Новобурейском и свои традиции. На Новый год, например, в некоторых из них  постоянным покупателям дарят небольшие подарки. Клиенты всегда с благодарностью отвечают на такое внимание.

— Главный аргумент в пользу крупных сетевых магазинов — низкие цены на товар, в отличие от небольших магазинов, которые не имеют такого же оборота, что и «сетевики». Какие шаги придется предпринять мелким игрокам, чтобы выдержать давление конкурентов?

— Наценка на товар в магазине возле дома сегодня не превышает 15—20 процентов. Продавать дороже, особенно в сельской местности, просто невыгодно — никто не купит. Скоропортящийся товар, те же молочные продукты, хлеб, выпечку, нужно реализовать быстро, иначе и вовсе без прибыли останешься. Цена на некоторые товары в магазинах,  отдаленных от центра, даже ниже, чем в Благовещенске. При этом предприниматель закладывает в эту цену расходы на доставку товара, на оплату аренды помещения, которая, к слову, не ниже, чем в амурской столице. А купить некоторые продукты оптом, те же муку, макароны, в местном небольшом магазине можно даже дешевле, чем в крупной торговой сети.  Рынок диктует свои условия. И под эти условия нужно уметь быстро перестраиваться. 

Качественный товар нужен не всем

— В июне правительством была утверждена стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года. В рамках этой стратегии предусматриваются совершенствование нормативной базы и госрегулирование в сфере обеспечения качества пищевой продукции. Способствует ли такой шаг тому, что в магазинах, крупных и не очень, можно будет покупать только качественные продукты?

15—20

процентов — такова наценка на товар в сельском магазине возле дома

—  Если бы все магазины продавали исключительно качественные продукты, им наверняка грозило бы разорение. Качественный товар из хорошего сырья не может стоить дешево. А платить много в нынешних экономических условиях готов далеко не каждый. Всегда будут потребители, желающие сэкономить и купить менее качественный товар, даже в ущерб собственному здоровью. Например, в Новобурейском некоторые торговые точки отказались от продажи китайских яблок и стали предлагать исключительно отечественные. Казалось бы, покупатели должны на ура принять такую инициативу. А в итоге продавцы кормили посетителей магазинов краснодарскими фруктами, чтобы показать, что наши яблочки, пусть не такие ровные и блестящие,  не менее вкусные и гораздо более полезные. Конечно, на подобный шаг решится далеко не каждый предприниматель. Чтобы отказаться от дешевого, пусть и не очень качественного и безопасного товара, нужно быть готовым нести убытки. 

— По закону о защите прав потребителей ответственность за некачественный товар сегодня несет продавец. Могут ли торговые сети защитить себя и своих потребителей от низкокачественного продукта?

— Один из самых эффективных способов — выезд на производство. Как дистрибьютор продукции известной торговой марки, я была на заводе предприятия, где производят масла, майонез и другие продукты питания. Изготавливают эти продукты  из сырья, которое сами и выращивают. У меня была возможность познакомиться с процессом производства, лично пообщалась с руководством и технологами предприятия. Только после этого визита я поняла, что производителю можно доверять. Но ведь представители торговых сетей просто не в состоянии объехать все фабрики и заводы страны, чтобы убедиться в качестве продукции, которую они предлагают амурчанам. Решением проблемы качества продуктов питания должны заниматься не только торговые организации. Этот вопрос необходимо решать на государственном уровне.

ЕГАИС без связи

— Как повлияли законодательные изменения, в том числе введение «надзорных каникул», новой системы учета алкоголя ЕГАИС на работу предприятий торговли?

— Плановые проверки торговых точек на деятельность предпринимателей влияли меньше, чем внеплановые. Внеплановые проводятся регулярно, и их количество не регламентируется. Что касается системы ЕГАИС, то ее работа  до сих пор не отлажена. Те предприниматели, которые получили лицензии на продажу алкоголя, жалуются на проблемы со связью. Интернет в районе продолжает оставаться нестабильным. На закупку алкоголя в системе ЕГАИС предприниматели порой тратят по два дня вместо нескольких часов.

Цена на некоторые товары в магазинах,  отдаленных от центра, даже ниже, чем в Благовещенске.

Со следующего года предприятия торговли, находящиеся в сельской местности, должны начать фиксировать факт продажи алкоголя в системе. А у нас элементарно нет связи. И это притом, что около 30 процентов расчетов покупателей в магазинах происходит по картам. К тому же со следующего года предприниматели обязаны будут  перейти на онлайн-кассы. По новому ФЗ № 290  предпринимателям необходимо  купить кассы и подключить их к компьютерам с программой, которая позволит отправлять покупателям электронные чеки. С 1 сентября этого года предприниматели могут начать использовать онлайн-кассы по желанию, а со следующего года применение контрольно-кассовой техники станет обязательным. В противном случае предусмотрены серьезные штрафы. 

— Изменилось ли количество предпринимателей, занятых торговлей, за последние год-два?

— До 2014 года число предпринимателей в районе ежегодно увеличивалось. По итогам 2015-го их число уменьшилось примерно на один процент. Больше всех потерял алкогольный рынок. Но самое грустное, что в бизнес перестала идти молодежь. Наши предприниматели — это в основном люди пенсионного и предпенсионного возраста.  Если их дети не хотят продолжать дело родителей, то, как правило, оно перестает существовать. Многие боятся начинать свое дело, не хотят рисковать, брать на себя ответственность. Впрочем, есть и положительные примеры. Совсем недавно один из бизнесменов решил открыть гостиницу на берегу Буреи. Это может стать хорошим началом для развития туризма в районе. Водохранилище Нижне-Бурейской ГЭС должно привлечь любителей отдыхать на родных берегах. 

Возрастная категория материалов: 18+