Работа есть — желающих нет
Как отметил первый замдиректора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Павел Игнатьев, который стал координатором круглого стола, проблема кадрового дефицита будет актуальна как минимум ближайшие 5—7 лет. Речь идет не только об Амурской области и Дальнем Востоке, но и обо всей стране.
— Более 70 процентов вакансий в стране — это рабочие специальности. Если говорить о запросах, то на сегодня территории опережающего развития потребуют более 26 тысяч работников, и цифра постоянно меняется с приходом новых резидентов. А потому актуален вопрос: где брать эти ресурсы? — подчеркнул Павел Александрович.
2,4
процента от численности экономически активного населения Приамурья — уровень регистрируемой в регионе безработицы на 1 ноября
По данным амурского управления занятости населения, с начала 2016 года в органы службы занятости в поисках работы обратились 22 740 человек, 17 922 признаны безработными. При этом работодатели предложили соискателям 21 483 вакансии, и 80 процентов из них — именно по рабочим профессиям. Высок спрос на профессии строительной сферы: предприятиям нужны бетонщики, каменщики, плотники и др. И притом что количество предложенных вакансий практически покрывает число безработных, на начало ноября остается свободным 7 481 рабочее место. Причин несколько: уровень зарплат, нежелание переезжать и снижение качества рабочих навыков.
— Учебных заведений у нас достаточно. Но мы сталкиваемся с тем, что работодатели не берут выпускников учебных заведений, — отметила начальник отдела профориентации и профессионального обучения управления занятости области Ирина Космач. — В 2016 году на учет встали 908 выпускников, процент трудоустройства среди них всего 17, и большая часть вынуждена идти на работу не по профессии — только лишь для того, чтобы приобрести опыт, который требуют работодатели при приеме на работу.
В лес не заманишь за 100 тысяч
Однако представители лесопромышленной отрасли, которая в последние годы испытывает серьезный кадровый голод, обратили внимание на то, что молодежь, наоборот, невозможно заманить на работу.
— Выпускники идут работать продавцами в Благовещенске, лишь бы не идти работать по специальности. И пугают их тяжелые условия труда, — высказалась главный специалист АО «Туранлес» Анастасия Бережнова. — Да, это физический труд в лесу, и в ночное время в том числе. Причем заработная плата оператора форвардера достигает 100 тысяч рублей. Ни одно учебное заведение области не готовит квалифицированных рабочих, предлагаются только краткосрочные курсы. В поисках решения проблемы мы изучаем опыт предприятий в других регионах. Нашли образовательное учреждение в Карелии, где обучают операторов современного лесозаготовительного оборудования, которое в разы повышает производительность и помогает сократить число бригад. Мы готовы оплатить обучение, но… Мы не нашли желающих. Готовы были купить дорогостоящий тренажер, чтобы обучать на месте — и снова проблема: где взять тех, кого обучать и где найти преподавателя? Считаю, что в ближайшие годы встанет вопрос о самом существовании отрасли, если кадровую проблему не решить.
Выпускники идут работать продавцами, лишь бы не идти в лесную отрасль. И это несмотря на то, что зарплата оператора форвардера достигает 100 тысяч.
Одним из решений проблемы является привлечение работников из других регионов. Павел Игнатьев рассказал о том, что есть возможность компенсировать расходы на переезд таких специалистов. Этой программой заинтересовались многие из присутствующих работодателей. Также Павел Игнатьев рассказал, что у агентства есть возможность помочь предприятиям достучаться до потенциальных сотрудников —разместись вакансии, которые смогут просматривать до 23 миллионов человек в месяц.
Нефтяники и газовики куют кадры
Крупные компании, которые зашли в область, не первый год вплотную занимаются поиском кадров. Так, «Амурская Энергетическая Компания», которая реализует проект Амурского нефтеперерабатывающего завода, уже просчитала, сколько именно специалистов понадобится предприятию и где их найти. К выходу завода на полную мощность в 2021 году на НПЗ будут трудиться 1200 человек, и более 800 из них — люди с рабочими специальностями. Однако костяк высококвалифицированных сотрудников с опытом работы в отрасли в Приамурье не найти. Его составят китайские специалисты (порядка 30 процентов штата). Предполагается, что уже на НПЗ, когда установят оборудование, они проведут обучение местных специалистов. Параллельно компания работает с вузами и ссузами — с Благовещенским политехническим колледжем достигнута договоренность о подготовке лаборантов, а АмГУ в этом году впервые набрал студентов на специальность «Химическая технология». Также запланирована подготовка и других специалистов — операторов, машинистов, трубопроводчиков.
— По мере подготовки местных специалистов будем проводить планомерное замещение иностранных, и к 2026 году штат предполагается укомплектовать на 100 % из местных работников, — заверила менеджер по персоналу компании Елена Мишина.
Представитель ООО «Газпром переработка Благовещенск» в свою очередь отметила, что на газоперерабатывающем заводе специалисты с рынка труда Амурской области составят до 60 процентов штата, а 10 процентов — выпускники. Общее количество рабочих мест составит более 2 500.
Работодателям и колледжам не хватает общения
Представители образовательных учреждений области заверили — они уже готовят квалифицированные кадры для крупных инвестпроектов и ТОРов и готовы работать в этом направлении дальше. Так, Амурский колледж сервиса и торговли работает с резидентами ТОРа в Белогорске — это маслоэкстракционный завод «Амурский» и хлебокомбинат ООО «Белхлеб». Студенты не только проходят практику на предприятиях — выпускники колледжа уже работают на них.
10
тысяч рабочих мест принесет Приамурью «космический кластер»
— Кроме того, уже заключено 57 договоров о совместной подготовке кадров с различными предприятиями — с кондитерской фабрикой «Зея», Благовещенским молочным комбинатом, ИП Мельниченко и другими. Мы готовы начать подготовку по новым специальностям и профессиям и ждем заявок от работодателей, — отметила замдиректора колледжа Татьяна Пятибратова.
По мнению Павла Игнатьева, нужна и обратная связь в этом важном вопросе — работодатель тоже должен иметь возможность узнать об образовательном учреждении.
— Работа по решению кадрового вопроса ведется всеми организациями и структурами, но проблема в том, что не хватает коммуникации, — подвела итог член совета по малому и среднему предпринимательству при правительстве области Татьяна Лысенко. — Одно из предложений — сформировать полный реестр организаций и разместить его в интернете.
Как было отмечено, в правительстве области разрабатывают стратегию подготовки кадров. Она призвана решить вопросы взаимодействия органов власти, работодателей, учебных заведений и других структур по одному из самых важных вопросов — кадровому.
МНЕНИЕ
Павел Игнатьев, первый заместитель директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке:
— Мы сформировали навигатор востребованных профессий, проанализировав более 500 уже сформированных инвестпроектов в ДФО. Проекты разложены на специальности, этот навигатор выложен в интернете. Нужна такая карта, которая позволит работодателю видеть учебное заведение и наоборот. На сегодня такой прозрачности пока нет. Но очень важно, чтобы такая система наконец появилась, хотя бы на уровне региона.
Все очень красиво на словах. Да, сначала людей заманивают зарплатами в 100 тысяч рублей, а потом через месяц-два выясняется, что за эти деньги нужно делать работу за трех, а то и четырех человек. А на самом деле реальная зарплата — 25-30 тысяч. Кто за эти деньги пойдет в лес? Конечно, проще в торговом центре работать в тепле. То же самое со стройками. Большинство строительных компаний находится на грани банкротства. Да, раньше там платили что-то, а сейчас это копейки, которые нужно выбивать через суд и при помощи губернатора (можно почитать последние статьи АП). Поэтому самим работодателям нужно меняться. Не думаю, что есть проблемы с кадрами в «Транснефти», где солидный социальный пакет и достаточно высокая стабильная официальная зарплата.
— Рабочий (гость)