Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Особая квота

— Отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья за последние годы сильно изменилось. Еще пять лет назад молодые люди с инвалидностью связывали свой жизненный путь с получением высшего образования очень редко, несмотря на то что такое право им всегда было предоставлено, — делится наблюдением Елена Бурдуковская, зампроректора по учебной работе АмГУ. — В последние годы ситуация изменилась. Если в 2014 году у нас обучалось 14 студентов с инвалидностью, в 2015-м — 24, то на сегодняшний день таких студентов — 30 человек.

 У людей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в вуз есть право воспользоваться особой квотой. Каждый университет для сирот и абитуриентов с инвалидностью выделяет не менее 10 процентов бюджетных мест по каждому направлению подготовки.  При поступлении в АмГУ абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья выбирают специальности, которые традиционно являются востребованными среди поступающих: торговое дело, менеджмент, экономика, лингвистика, информационные системы и технологии, прикладная математика и бизнес-информатика.

— К получению высшего образования абитуриенты с инвалидностью относятся очень серьезно и даже прагматично. Действующая процедура приема позволяет им с большей вероятностью поступить на бюджетные места. Если они видят, что на квотированное место одной специальности подано много заявлений, то отдают документы на специальность, где больше шансов быть зачисленным, — продолжает Елена Анатольевна. — Впрочем, есть ребята, которые непременно хотят получить ту профессию, о которой мечтали.

30

студентов с инвалидностью обучается в АмГУ в настоящее время

При поступлении в АмГУ у абитуриентов с инвалидностью есть право воспользоваться результатами ЕГЭ или сдавать вступительные испытания в вузе. Для тех, кто выбрал  второй вариант, создаются специальные условия. У абитуриентов есть возможность использовать технические средства, имеющиеся у вуза, воспользоваться помощью ассистента, а также более  продолжительным сроком вступительных испытаний.

— Если говорить об уровне знаний абитуриентов с инвалидностью, то базовая подготовка у них очень разная, как и у остальных молодых людей, поступающих в наш  университет. В этом году, например, по квоте поступила девушка с инвалидностью, набравшая более 200 баллов. Немало абитуриентов, имеющих право воспользоваться льготными условиями при поступлении, которые вполне могли бы быть зачислены к нам на общих основаниях, — отмечает Елена Анатольевна.

Вуз без границ

 В АмГУ разработана комплексная система сопровождения студентов-инвалидов, начиная с момента подачи ими документов в приемную комиссию. В университете работают кураторы, которые помогают  особой категории учащихся быстрее адаптироваться к студенческой среде, уделяют внимание совместной деятельности студентов с инвалидностью с другими учащимися в группе.

— Мы проводили внутривузовское исследование, которое показало, что наши студенты толерантно относятся к ребятам с ограниченными возможностями. Причем студенты гуманитарных специальностей даже более толерантны. Возможно, свою роль здесь играет специфика их будущей профессии. При необходимости к ребятам, имеющим инвалидность, прикрепляют студентов из волонтерского движения для помощи в освоении учебного материала, — говорит Елена Анатольевна. — В последнее время к нам стало поступать все больше обращений за консультациями от абитуриентов с инвалидностью и их родителей. Люди спрашивают обо всем, включая условия поступления, учебный план, изучаемые дисциплины. Неважных вопросов здесь быть не может, ведь профессиональное образование — это важный фактор успешности в жизни. 

Большая часть студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые сейчас обучаются в АмГУ, — это инвалиды II и III группы, имеющие нарушения в опорно-двигательном аппарате. Обучение для них возможно как в общих группах, так и по индивидуальным программам. Срок по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен на год.

В 2015 году в АмГУ был создан студенческий Центр развития инклюзивного образования «Вуз без границ». Его работа связана с организацией и развитием процесса инклюзивного образования для студентов-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья  и особыми образовательными потребностями в университете.

— Мы сотрудничаем с такими ведущими образовательными учреждениями, как Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский государственный университет имени Баумана, где накоплен богатейший опыт работы со студентами инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, —комментирует директор «Студенческого Центра инклюзивного образования «Вуз без границ» АмГУ»  Лилит Гостева. — Наши преподаватели направляются в эти учебные заведения на курсы повышения квалификации, участвуют в вебинарах, учебно-методических конференциях и семинарах на тему инклюзивного образования.

В главном корпусе  планируется установить пандусы, тактильные указатели, оборудовать здание механическими подъемниками.

В Центре содействия трудоустройству выпускников и студентов, созданном на базе АмГУ, выпускники из числа людей с инвалидностью — на особом контроле.

— Наша главная цель — чтобы все ребята трудоустроились, были конкурентоспособными и востребованными на рынке труда, —  подчеркивает Елена Анатольевна. — Мы уже можем гордиться нашими выпускниками. Например, одна из наших студенток, имеющая инвалидность, успешно окончила вуз, получила ученую степень  и сейчас работает в Санкт-Петербурге. Есть студенты, которые планируют получить в АмГУ второе высшее образование.  Мы и впредь будем поддерживать особую категорию участников образовательного процесса на всех этапах обучения.

Тифлопедагог и пандусы в помощь

За последние годы в АмГУ была проведена большая работа по обеспечению доступности образовательной среды и образовательных услуг для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях в группах для них возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств. При необходимости для обучающихся с нарушением слуха может быть приглашен сурдопедагог и тифлопедагог для студентов с нарушением зрения. В главном корпусе  в следующем году планируется установить пандусы, тактильные указатели, в перспективе оборудовать здание механическими подъемниками, закупить складные кресла-коляски. В будущем в АмГУ надеются создать такие условия, при которых ограниченные возможности здоровья студента перестали бы быть препятствием к получению высшего образования.