Навстречу великому юбилею
Пока — как там говорится? — из каждого утюга, чайника и прочих образцов бытовой техники доносится сплошное «трамп-трамп», а в социальных сетях обсуждают внутреннее убранство в жилище певца, известного как «любимец женщин», и хищение унитаза за 200 тысяч рублей из квартиры охранника Газпрома, наступивший 2017-й набирает ход. Этому году было предрешено войти в историю широкомасштабными празднованиями в честь столетия Великой Октябрьской социалистической революции, но народ-строитель подкачал: мало кому теперь придет в голову всерьез ликовать по столь сомнительному поводу. Календарь памятных дат, впрочем, от этого факта нисколько не оскудел.
Казалось бы, что нам проку от этого самого календаря, но человеку свойственно ориентироваться по простым и понятным засечкам. На государственном уровне механизм памяти и вовсе срабатывает только на особенно «круглые» показатели: вот брякнет вам, Александр наш Сергеевич, хотя бы 250, тогда и поговорим о целесообразности проведения мероприятий всероссийского масштаба. И раз уж речь зашла о литераторах, коими гражданина приучают гордиться со школьной скамьи, давайте полистаем знаменательные страницы и выясним, кого из отечественных и зарубежных писателей в 2017 году будет особенно символично «перечесть».
Самых-самых юбилейных в этом списке несколько. Ровно 300 лет исполнится со дня рождения Александра Сумарокова — автора строк «А россы многие алкали во обиталищах своих», политических од, басен и песен, а также трагедий, одна из которых, что примечательно, называлась «Гамлет». Эту дату с особенным чувством отметят все россияне, имевшие неосторожность получать образование на филологических факультетах. Через двухвековой юбилей шагнут имена чуть менее известные: Константин Аксаков, Николай Костомаров, Александр Сухово-Кобылин. Той же вехи достигнет и память об одном из многочисленных в русской литературе Толстых — автора «Князя Серебряного» Алексея Константиновича уже поминают добрым словом на федеральном телевидении, сам видел. Среди зарубежных писателей юбилей с двумя нулями в 2017 году выпадает автору «Заводного апельсина» Энтони Бёрджессу, а также Сидни Шелдону, чье место в перечне значимых писателей, конечно же, под большим вопросом — зато какие тиражи.
Менее «круглых», но все же юбиляров гораздо больше. Автор этих строк, пожалуй, даже откажется от дурацкой затеи расположить в тексте все эти числа так, чтобы о них не спотыкался читательский взгляд. Год велит пополнить список прочитанных нами произведений Валентина Катаева, который отнюдь не ограничивается повестями «Сын полка» и «Белеет парус одинокий». Перед этим не мешало бы освежить познания о Серебряном веке российской поэзии. Константин Бальмонт, конечно, будет постарше Игоря Северянина, но все мы знаем, кто именно из них претендовал на поэтический «трон». Кстати будет и достать с полки томик Максимилиана Волошина. Более того, в интернете можно найти аудиозаписи, на которых он читает свои стихи. Именно этот поэт одним из первых обратил внимание на творчество Марины Цветаевой, которая тоже — юбиляр в 2017 году. Викентий Вересаев, создавший великолепные «Записки врача», и детский писатель Самуил Маршак также вошли в памятный список. Не стоит забывать и б отце и дочери Чуковских, которые появились на свет с разницей в четверть века.
Раз уж нам порой нужны поводы, чтобы совершать такие прыжки, давайте обращать на них внимание почаще.
Год станет юбилейным для Беллы Ахмадуллиной и Роберта Рождественского, Валентина Распутина и Александра Вампилова, Риммы Казаковой и Геннадия Шпаликова. И уж тем более тепло на душе от того, что многие юбиляры 2017-го по-прежнему с нами: Владимир Войнович, придумавший Ивана Чонкина, Виктория Токарева, подарившая нам «Джентльменов удачи», труженики нелегкой нивы детской литературы Эдуард Успенский и Григорий Остер.
Заграница, кстати, тоже не отстает. Мольер и Бомарше в списке юбиляров соседствуют с Джоном Толкином и Льюисом Кэрроллом, Джеймс Джойс и Виктор Гюго — с Чарльзом Диккенсом, Джоном Апдайком и О. Генри. Год призывает вспомнить о творчестве Мигеля де Сервантеса, Германа Гессе и Генриха Гейне, Астрид Линдгрен, Джонатана Свифта, Вирджинии Вульф. И даже — тысяча чертей! — об Александре Дюма-отце, о котором мы и так, конечно, не забываем.
Персидский поэт Джалала ад-Дина Мухаммадт Руми в перечне памятных дат с легкостью переплюнул всех — он появился на свет 810 лет назад. Культура как явление существует гораздо дольше, а человечество, к счастью, по сей день выпускает в обращение не только «любимцев женщин», способных поразить самое живое воображение уровнем помпезной пошлости, которую в силах создать вокруг себя homo sapiens, слегка подпрыгивая от гордости. «Творения духа, культуры, искусства — всякий раз суть освобождение от рабства времени, прыжок человека из грязи своих инстинктов, из своей инертности в другую плоскость, во вневременное, разрешенное от времени, божественное, всецело внеисторическое и враждебное истории бытие», писал один из перечисленных выше юбиляров Герман Гессе. И раз уж нам порой нужны поводы, чтобы совершать такие прыжки, давайте обращать на них внимание почаще.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 26.01.2017
Добавить комментарий
Комментарии