Материал для своей монографии о молоканах профессор Евгений Буянов собирал 30 лет. Фото: Андрей Ильинский
Профессора идут в массы
Цикл публичных лекций — совместный научно-просветительский проект профессуры Амурского госуниверситета и администрации областной библиотеки. По словам его координатора, директора Центра комплексного изучения стран АТР Николая Приходько, стартовал он в октябре прошлого года. За это время в актовом зале библиотеки преподаватели АмГУ пять раз встретились с благовещенцами. Тематика лекций ежемесячно меняется, а общение получается живым и интересным.
— Любой университет должен нести знание в массы, — считает Николай Николаевич, — у нас замечательный вуз с сильнейшим профессорско-преподавательским составом. Есть музейные и научно-образовательные центры. Мы постоянно участвуем в российских и международных конференциях. И преподаватели, и студенты ведут огромную научную работу. Но подробно об этом мало кто знает. Хотя мы открыты для всех, но все же это учебное заведение с пропускной системой, своим расписанием и распорядком дня. Хотелось бы, чтобы о работе вуза узнало как можно больше людей. Поэтому и появилась идея организовать серию публичных лекций. Инициаторами проекта стали ректор АмГУ Андрей Плутенко и директор областной научной библиотеки Наталья Долгорук. Основная задача показать труд наших профессоров и преподавателей не только в стенах родного вуза или на общероссийских и международных мероприятиях, но и на публичной площадке — простым жителям Амурской области.
По словам организаторов, выступления разрабатываются исходя из современных реалий. Лекторы говорят о том, что на самом деле интересно жителям региона. Это наша история, природный мир, экономическая, политическая и культурная жизнь, а также возрастающее международное внимание к нашей области.
Изучал молокан 30 лет
И на этот раз послушать выступление профессора кафедры религиоведения и истории Евгения Буянова «Духовные христиане молокане в Амурской области во второй половине 19-го века — начале 20-го века» собралось около ста человек. Заниматься этой темой автор лекции и одноименной монографии начал тридцать лет назад. Профессор АмГУ — сам представитель молоканского рода Буяновых. Да и наследие его единоверцев, купцов Алексеевых, Косициных, Кондрашовых, Коротаевых, Саяпиных и Платоновых, довольно велико. Добротные здания: бывший гастроном, магазин «Товары для дома», кардиоцентр (бывший молельный дом молокан) на Горького, 97 являются архитектурным украшением Благовещенска.
17
молокан входили в состав городской думы Благовещенска с 1902 по 1906 год. В целом состав органа власти насчитывал 52 человека
Книга Евгения Буянова, подробно повествующая о жизни молокан-переселенцев, уникальная в своем роде. Такого фундаментального подхода к представителям этой секты нет ни в Поволжье, где в середине 18-го века и зародилось это христианское течение, ни в Сибири. Кстати, кроме Амурской области больше молокане нигде и не селились на Дальнем Востоке. После долгих гонений эта земля стала для них обетованной. Поэтому здесь они и добились определенных успехов. Автор не только описывает их духовную и бытовую жизнь, но и развенчивает мифы о суровости и даже жестокости амурских молокан, которые сложились из-за банальных обывательских сплетен да по незнанию.
— Это духовные христиане, чтившие Библию, но не соблюдавшие православных обрядов, — замечает Евгений Буянов. — У них был рациональный подход к религии. Все, что вредно для человека, отрицали. Особо почитали труд, не пили, не курили, вели здоровый образ жизни, уважали образование и прогресс. Грамотность у них была на первом месте. Многие знали по два иностранных языка. В итоге у них были самые крепкие хозяйства. Это актуально и сегодня. Сейчас вся страна ищет точки опоры для дальнейшего роста. Нам не хватает активности населения, производительности труда. Так вот была в нашей истории социально-религиозная группа, которая показывала чудеса предприимчивости, деловой активности, напористости.
От Волги и до Амура
Первые молокане, сосланные сюда за вероотступничество и сектантство, появились на Амуре во второй половине XIX века. В 1859 году была основана Астрахановка высланными из Таврической губернии молоканскими семьями — Поповыми и Лепехиными. За ними потянулись и другие. В 60-е годы сюда двинулся большой поток переселенцев. Путь их был трудным. За три года переезда семьи теряли половину своего состава. Летом они останавливались, делали посевы. Осенью собирали урожай и снова двигались в путь.
Чем их привлекал Дальний Восток? Сюда ехали в первую очередь за религиозной свободой и землей. Поэтому стремились они сюда одними из первых, за свой счет, без государевых подъемных.
В 1880 году в Благовещенске уже проживало около 7 тысяч молокан. Если учесть, что в это время в городе насчитывалось около 35 тысяч жителей, то это значительное число.
Молокане главенствовали в земледелии, контролировали более половины рынка хлебопродуктов, держали все мельницы, были монополистами в пароходстве и банковской сфере.
С 1902 по 1906 год состав городской думы насчитывал 52 человека. Из них 17 — молокане. А если учесть, что многие думцы на заседания не ходили, а члены молоканской общины были дисциплинированными, то они влияли на принятие большинства решений. Также молокане главенствовали в земледелии, контролировали более половины рынка хлебопродуктов, держали все мельницы, были монополистами в пароходстве и банковской сфере. Изготавливали бочки, заготавливали солонину, поставляли дрова в город, растили бахчевые культуры, занимались пчеловодством.
Послушать лекцию пришли люди разных возрастов и национальностей. Фото: Андрей Ильинский
Для молокан была характерна капиталистическая предприимчивость. Старались использовать все новинки. Когда в середине 90-х годов появились сельхозмашины, то они первыми стали их приобретать в Америке и Германии. Сами ездили в Америку, учили английский и немецкий языки. Когда разбирали дом, в котором жили купцы Коротаевы, на чердаке нашли письма, написанные на немецком языке.
Из-за религиозного диссидентства молокане были неугодны царской власти. Новая власть не любила капиталистов и буржуа. Да и зачем советскому тоталитарному обществу независимые и самоуправляемые ячейки. Зазейское восстание 1924 года было направлено на истребление молокан. Многие из них бежали в Маньчжурию. К концу 1920 года их разорили и выселили из занимаемых домов. Остатки добили коллективизация и раскулачивание.
Космос как предчувствие
После лекции слушатели не пожелали расходиться. С мест зазвучали молоканские фамилии и вопросы докладчику. Потомков интересовало, есть ли сейчас такая община и возможно ли создать у нас в Приамурье такое сообщество, где потомки могли бы общаться, знакомиться с обрядами. Участники лекции обменялись контактными телефонами на будущее.
7
тысяч молокан проживало в Благовещенске в 1880 году. В общей сложности в городе насчитывалось 35 тысяч жителей
— Мы много собрали материала о своем предке, — рассказывает пенсионерка Наталья Петрова. — Это Яков Хвост, который приехал в Амурскую область в 1892 году с четырьмя детьми. Говорят, я похожа на свою бабушку-молоканку. Меня очень интересуют обряды, которые в моей семье уже не соблюдались. Увы, мы были слепыми детьми немых родителей, и только сейчас, на пенсии, я обращаюсь к своим истокам.
Публичные лекции — очень хорошая форма работы с населением, говорят слушатели. Всегда можно прийти и узнать много нового и интересного. Разноплановые лекции проходят бесплатно, и попасть в библиотеку можно любому человеку. Для этого не обязательно предъявлять читательский билет или паспорт.
Следующая публичная лекция состоится в областной научной библиотеке в марте. Перед слушателями выступит декан факультета международных отношений Людмила Панкратова. Она расскажет о трансграничном сотрудничестве России и Китая и перспективах его развития. А затем будут проведены две лекции. Тематика одной из них посвящается космосу, другая — российско-американским отношениям.
Возрастная категория материалов: 18+
http://www.geo.ru/node/41629
— ГурдРяд исследователей считает, что движение духовных христиан, из которых выделилось молоканство, берет начало от Великого раскола РПЦ, а точнее — от беспоповцев.
По другой версии, молоканство (а точнее, духовное христианство) — следствие проповеди иностранца.
В 1938 году издававшийся в США молоканский журнал «Солнце» опубликовал серию «Очерков истории русского протестантского религиозного движения» А. К. Дубового. Там говорилось:
«Духовное христианство появилось первоначально в селе Охочем Змиевского уезда Харьковской губ. в 1740 году. Вот как история повествует о начале молоканства и духоборчества. Пришел туда (в Охочее) — один престарелый иностранец, называвший себя отставным унтер-офицером, который, начав с осторожностью проповедовать новые мысли, основанные на Библии, собирал по вечерам людей и толковал им Слово Божие. В продолжении некоторого времени он давал им советы, помогал, улаживал раздоры, за что приобрел к себе доверие и любовь многих. По их просьбе согласился он остаться жить между ними, и, живя среди них, приобрел последователей. Таким образом зародилась община духовных христиан, — в последствии разделившаяся на два течения — духоборцев и молокан.
Некоторые полагают, что этот основатель духовного христианства у нас на Руси был квакер, что, хотя, подвержено сомнению; но нужно сказать, что как у духоборцев, так и у молокан, есть много сходственного в уставах и обрядах с квакерскими.
Кто бы он не был, но проповедник этот бросил семена Евангелия, вследствие чего к концу 1790 года религиозное пробуждение уже вовсю охватило Харьковскую губернию; оно рапространилось и по всей Екатеринославской и др. соседним губерниям».
— Гурд