Мама, я сам!
— Он мне так и говорит: «Мама, поставь на землю, я сам»! И по лестницам своими ногами старается подниматься, хотя раньше я на руках его домой заносила. Мне тоже тяжело — сын растет. Да, я его по-прежнему поддерживаю. Но он уже ходит, и для меня это главное счастье, — улыбается Анна Смолякова, мама восьмилетнего Марка.
Женщина уверена: изменить жизнь ее ребенка помогла вода. За спиной очередное занятие по гидрореабилитации. Впереди новые надежды. И Марк в своих достижениях давно не одинок.
Медицинские карты этих детей часто напоминают приговор на всю жизнь. Интеллектуальные нарушения, синдром Дауна, детский церебральный паралич, нарушения двигательной активности и многие другие диагнозы считаются неизлечимыми. Еще четыре-пять лет назад с такими детьми на воде почти никто не хотел заниматься. Ответственность серьезнейшая, да и подход к ним особый. Но самое главное, наверное — мало кто верил в результат, а в любом деле нужно к чему-то обязательно стремиться, к чему-то идти, видеть перед собой цель. Иначе нет смысла даже начинать.
Александр Ярошев — один из тех, кто решился сломать стереотипы. Говорит, что не ошибся, ведь в конечном итоге вода уравнивает всех. Это на суше ноги не ходят и руки не работают, но в чаше бассейна все по-другому. Прежде чем шагнуть в воду, каждый ребенок оставляет за бортом свою инвалидность. Не беда, что ради этого приходится проделать большой трудный путь.
— Что касается деток с церебральным параличом, то их в обычный бассейн сразу не заведешь. Для них там холодно. Так называемая спастика у них повышена, ребенок напрягается, стягивается. Поэтому начинаем с массажей на суше и теплой воды в детском бассейне. В течение одного занятия такой ребенок поэтапно посещает три ванны. Лишь в финале мы можем спокойно перейти в бассейн с обычной водой, — рассказал тренер «Плазы» Александр Ярошев. — У детей с аутизмом совершенно иная специфика. Они очень осторожные, с ними в воду сразу нельзя. Первое занятие сугубо ознакомительное. Ходим вокруг бассейна, смотрим, успокаиваемся, трогаем водичку пальцами, привыкаем к ощущениям. Чтобы ребенка с аутизмом научить опускать лицо в воду и выдыхать носом, уходит 3—4 месяца. Это кропотливая работа, требующая абсолютного спокойствия и терпения, и к ней нужно быть готовым.
До холодного озноба
По словам Александра, общая методика занятий на воде с детьми-инвалидами почти не отличается от занятий с обычными. Пожалуй, единственная особенность — все достигается дольше. Труд тяжелый как морально, так и физически. Тем более тренеров на каждого не хватает. Иногда специалисту приходится безвылазно проводить в воде по два-три часа — только дети меняются. К финалу тренера бьет холодный озноб. Однако каждая новая подвижка, каждый пройденный этап дает такой эмоциональный эффект, который покрывает любые издержки. Если ребенок что-то смог — для тренера это тоже победа.
Медицинские карты этих детей часто напоминают приговор на всю жизнь: интеллектуальные нарушения, синдром Дауна, детский церебральный паралич, нарушения двигательной активности.
Сегодня у тренера уже наработан серьезный опыт, появились коллеги-единомышленники. А начиналось все несколько лет назад практически с нуля. Однако он не раздумывал, когда поступило предложение заниматься с детьми-инвалидами из комплексного центра социального обслуживания «Доброта». В его случае, как говорится, сам Бог велел. Александр по образованию медик, с раннего детства занимался плаванием, да еще успел поработать в коррекционной школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Как говорится, желания сошлись с возможностями. На начальном этапе хватало профессиональных знаний, однако для дальнейшего развития пришлось самому учиться. Дети начали подавать спортивные надежды. То есть им уже мало прийти, расслабиться, оздоровиться. Достижений захотелось. Недавно мы с коллегами вернулись из Екатеринбурга, где проходил Всероссийский обучающий семинар-практикум «Технологии оздоровительного плавания и гидрореабилитации лиц с ограниченными возможностями: от новичка до чемпиона». Занятия проводились под руководством четырехкратного чемпиона мира по плаванию среди инвалидов Наиля Гарифуллина. Из Благовещенска его курсы прошли семь тренеров, которые будут работать не только в нашем аквацентре, но и в других учреждениях, включая муниципальные, — добавил Александр Ярошев.
Смена маршрутов
Для тренера-гидрореабилитолога любое занятие — это личное открытие. Абсолютно одинаковых детей не бывает. Каждому свой подход.
— Если тренер меняется, то особым детям тяжело перестроиться, поэтому мы стремимся к постоянству. Спустя какое-то время к каждому своему подопечному начинаешь относиться как к собственному ребенку, — пояснил тренер Алексей Рыжов. — Даже если видишь, что материал трудно закрепляется, то набираешься терпения и повторяешь из тренировки в тренировку. Рано или поздно все обязательно усвоится. Сама адаптация к воде может быть длительной. В нашей работе очень важно уметь ждать.
По словам специалистов, каждое новое занятие требует определенного настроя. Детей это касается в первую очередь. Причем подготовка к очередному заплыву начинается еще по пути из дома в бассейн.
— Всегда советую родителям чередовать маршруты. Дети должны спокойно относиться к смене обстановки. Иначе может случиться так, что по дороге на привычном пути случится пробка, машина сломается. Ребенок от неожиданности будет переживать, на занятия придет без настроения, время потратим впустую. Любые уговоры или требования окажутся бесполезны. Конечно, если мы занимаемся спортом, то должна быть дисциплина, порой приходится проявлять строгость. Но с учетом специфики работает она не всегда, — отметил Александр Ярошев. — У меня занимается ребенок с аутизмом. Его Ромой зовут. Начинали заниматься с ним по определенному порядку. Сначала в маленьком бассейне, потом в среднем, затем погрелись и только тогда идем в большой бассейн. Сейчас он уже уверенно брассом плавает, но изменить порядок я уже не могу. Иначе сядет и с места не сдвинется: «Так делать нельзя! Надо делать как всегда!» У него очень ответственный подход к схеме занятия. Приходится считаться с его мнением.
От всех болезней
На счету тренеров-гидрореабилитологов Александра Ярошева и Алексея Рыжова уже несколько значимых побед. Год назад их воспитанники показали третий результат на Всероссийском открытом чемпионате по плаванию среди детей с синдромом Дауна. С учетом масштабов события результат внушительный. Сейчас они готовятся к аналогичному испытанию — большой заплыв состоится в Москве в апреле. Поэтому тренеры и их воспитанники переходят в режим усиленной подготовки: тренировки не менее четырех раз в неделю, для каждого участника разработан свой индивидуальный план подготовки. Все серьезно, как в большом спорте, на большой воде.
Однако спортивные достижения детей с ограниченными возможностями все же не самоцель. Гидрореабилитация детей-инвалидов — это прежде всего оздоровление и развитие.
Иногда тренеру приходится проводить в воде по два-три часа — только дети меняются. К финалу его бьет холодный озноб.
— Ходим в бассейн уже год. У Вики рука не работала, плохо развивалась. Для ее спасения требовалась нагрузка. Неврологи посоветовали заняться плаванием. Страшно не было — ребенок сам проявляет интерес, — поделилась мама особенного ребенка Анна Щеглова. — Мы видим, как мышцы начинают работать, рука вновь растет, да и Вика ее уже почти не прячет, старается использовать в обычной жизни.
Как говорят специалисты, занятия на воде — самое универсальное средство для развития любого ребенка. При погружении начинает действовать так называемый тройной эффект отдачи и возврата. Человек отдает воде свое электрическое биополе, которое, отталкиваясь от воды, возвращается в организм. Тем самым оказывается лечебное воздействие на пораженные органы или конечности.
Гидростатическое давление благотворно воздействует на сосуды. От этого лучше работает сердце, а благодаря дыхательной активности увеличивается жизненный объем легких. В случае с детским церебральным параличом воздействие оказывается комплексным, ведь в воде гораздо легче двигать руками, ногами, всем телом. Такие особенности — лучшая защита от формирования скрюченных поз, характерных для ДЦП. В воде такие дети не только лучше развиваются, они по-настоящему расправляют плечи.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии