Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

С музыкой с двух лет

Семья Баира и Елены  Балдановых — уникальна. Он родом из Читинской области, она — из Амурской. А встретились они в Курске, в единственном в стране музыкальном колледже-интернате для слепых, поскольку оба имели способности к музыке. Но доучиться не смогли. Молодые люди полюбили друг друга, Елена забеременела, решила рожать, а комнату в общежитии семье не предоставили. Ребята бросили учебу и приехали в Приамурье, на родину Елены. Родился сын Тамерлан, через два года на свет появился Сережа, 10 лет назад Боря — единственный зрячий ребенок в семье. Старший сын не видит совсем, а Сережа немного различает цвет и силуэты.

— Сережа с двух лет проявил интерес к музыке, — рассказывает Елена Балданова. — У нас был синтезатор, на котором я играла. Если не могла взять какой-то аккорд, напевала мелодию, сын подходил и по слуху помогал подобрать нужное звучание.

Однажды в гостях у Баира и Елены оказался знакомый — преподаватель музыки. Увидев способности малыша, сказал: «Отдайте-ка его в музыкальную школу, когда подрастет». Так в неполные 7 лет Сережа пошел учиться музыке.

Ноты в голове

Преподаватель детской школы искусств по классу аккордеона Наталья Лобода взяла ребенка в класс на свой страх и риск, поскольку ни методики, ни практики обучения незрячих детей у нее не было. Она училась вместе со своим учеником.

Сережа Балданов — первый незрячий ученик школы искусств города Свободного. Вместе с родителями и преподавателями музыки он освоил синтезатор и аккордеон и даже выступает на концертах перед публикой.

Первоначально Сережа хотел играть на ударных, но был слишком мал для них. Поэтому в семье решили, что он будет осваивать синтезатор. Тем более его мама умела играть на этом инструменте и всегда могла помочь сыну. Сережа, как и остальные ученики, посещал занятия по сольфеджио и музыкальной литературе. Правда, как признается сам подросток, петь он не любит. 

— Сережа освоил нотную грамоту по Брайлю, читал руками ноты, потом запоминал, где какие клавиши, — говорит Наталья Лобода. — При этом у него абсолютный слух, и многие аккорды он подбирает только на слух. Он играет и менуэты Баха, и сонатины, справляясь с программой, которые играют зрячие ученики 3–4-го классов музыкальной школы.

Три года мальчик отучился по общеразвивающей программе. Следующим этапом должна была стать предпрофессиональная подготовка, дающая возможность поступления в училище или в вуз. Но, к сожалению, по классу синтезатора предпрофессиональной ступени в школе не было, поэтому Сереже предложили продолжить обучение на аккордеоне — инструменте сложном, но универсальном и схожим с синтезатором. Чтобы заниматься дома, с помощью спонсора мальчику купили с рук инструмент немецкого производства. 

Стипендия и премия мэра

Фото: Алексей Сухушин

Сережа — ярко выраженный интроверт, ребенок домашний, и для посторонних закрытый. Хотя есть определенный круг людей, с которыми он активно общается. Чтобы сын увереннее себя чувствовал на публике, Елена и Баир вместе с ним принимают участие в концертных номерах, которые организует общество родителей детей-инвалидов «Мы вместе» города Свободного — семья Балдановых состоит в этом обществе. Сережа выступает на сцене и как ученик Детской школы искусств. Незрячий одаренный музыкант получает ежемесячную стипендию мэра, а в конце прошлого года вошел в число 40 школьников, удостоенных премии главы Свободного.

— Сын учится дома онлайн, седьмой класс окончил с тремя четверками, — рассказывает о Сереже его мама. — Когда он проходил тест Векслера, который обязателен для ребенка-инвалида, его IQ оценили в 114 баллов.

По словам Елены, примерно с 10 лет Сережа делает аранжировки песен. Поскольку оба его родителя имеют хорошие голоса, дома иногда поют. И юный музыкант может гармонизировать любую мелодию, в чем ему помогают исключительная память и абсолютный слух.

«Хочу быть программистом»

Фото: Алексей Сухушин

Сегодня Сереже 14 лет, и в последнее время музыка в жизни талантливого мальчика отошла на второй план. В семье Балдановых у каждого свой компьютер со специальной голосовой программой, у Сережи — ноутбук. И он увлекся компьютерами.

 — Я уже три программированных языка знаю, игру написал и продал. Хочу стать программистом, — скромно говорит о своих успехах Сережа.

«Сережа выучил нотную грамоту по Брайлю, у него абсолютный слух, и многие аккорды он подбирает по слуху», — говорит Наталья Лобода, преподаватель по классу аккордеона.

Родители не препятствуют интересу к виртуальному миру, в котором он активно общается с единомышленниками. Но настаивают, чтобы полное музыкальное образование Сережа получил. Елена говорит сыну: «Это твоя жизнь, твой выбор, но музыкальную школу ты должен окончить». Они с мужем прекрасно понимают, что жизнь непредсказуема, а для незрячего человека еще и неимоверна сложна. А владение инструментом всегда может стать способом заработка.

Сережа, как любой подросток в его возрасте, родителям противоречит, но трижды в неделю с окраины города едет на занятия в школу искусств и берет в руки аккордеон.

Три аккордеона

Неравнодушные люди подарили юному музыканту еще два инструмента

Для выступлений на концертах Сережа Балданов приносит свой старенький аккордеон. Но осенью прошлого года от ветхости поломался футляр, поэтому инструмент стало неудобно переносить. Об этом узнала председатель общества родителей детей-инвалидов «Мы вместе» Наталья Мироненко. Дело было перед Новым годом, и Наталья Анатольевна, озвучив в своем статусе и в соцсетях проблему юного музыканта, хотела отыскать доброго волшебника, который мог бы подарить Сереже не только футляр, но и новый аккордеон. Немецкий инструмент был довольно старый — в нем даже кнопки на басах западали. На ее обращение откликнулся руководитель сообщества «Хаски Свободный» Евгений Смайкин, он является социальным партнером общества «Мы вместе».

— Эту информацию я увидел вечером, и буквально на следующий день нашел благовещенского реставратора, у которого купил русский отреставрированный аккордеон вместе с чехлом, — рассказал «Амурской правде» Евгений. — В это же время мои друзья-партнеры, которые тоже организовывают мероприятия для детей, собирали деньги на новый импортный инструмент. Его мы заказали во Владивостоке.

31 декабря Дед Мороз, в образе которого выступил Евгений Смайкин, передал инструмент семье Балдановых. А в середине января в одном из кафе Свободного собрались родители и дети общества «Мы вместе», и те, кто участвовал в акции по сбору средств на инструменты Сереже, чтобы передать ему новый японский аккордеон. Музыкант тут же, опробовав инструмент, сыграл для всех «Катюшу». Теперь у Сережи три аккордеона.

Возрастная категория материалов: 18+