Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Фото: Андрей Ильинский

Стройки недотянули до космических цифр 

В течение года в Приамурье шла реализация крупных инвестиционных проектов, работающих на будущее области. Так, в электроэнергетике продолжилось возведение Нижне-Бурейской ГЭС, в обрабатывающем секторе — маслоэкстракционного завода, инфраструктуры газоперерабатывающего комплекса, в транспорте — строительство объектов космодрома Восточный, реконструкция аэропорта Экимчан, посадочной площадки Бомнак. Из промышленной инфраструктуры введены II очередь Благовещенской ТЭЦ, 18,8 километра ЛЭП и 11,7 км автодорог. Одно из немногих уцелевших на Дальнем Востоке тепличных хозяйств подключило новую теплицу под стеклом площадью 31,9 тысячи кв. метров. Сданы два  детских сада — в Сковородинском районе и Благовещенске на 340 мест, он стал самым крупным в области. В Белогорске открыл двери центр культурного развития, в Свободном построили спортивный корпус с плавательным бассейном. Всего в области на стройках освоили 51,1 миллиарда рублей. Тем не менее объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» за январь — декабрь 2016 года, снизился до 95,9 % к уровню 2015-го.    

43,3

миллиарда рублей потратило население Приамурья в прошлом году на платные услуги, это меньше на 0,3 % по сравнению с 2015 годом

Восстановления деловой активности в регионе, увы, нет. Индекс промышленного производства (относительный показатель, характеризующий изменение масштабов в сравниваемых периодах. — Прим. АП) сократился на 8,3 % (годом ранее — на 9 %). Всего было отгружено продукции на сумму 112,8 млрд рублей. Печальная картина у недропользователей, которые долго были «на коне» и обеспечивают половину всей продукции промышленности. Добыча золота уменьшилась на 12,7 %, титановых руд — на 82,4 %, железорудного концентрата — на 83,1 %. Правда, дали амурчане больше угля (на 2,4 %), щебня и гравия (на 18 %). 

Ощутимый спад в обрабатывающих производствах — индекс достиг 72 % к уровню января — декабря 2015 года. Зато позитивная динамика наблюдалась в энергетике. 

Основным критерием подъема или падения экономики традиционно считают и потребительскую активность. Амурчане стали реже ходить за покупками, однако по сравнению с другими дальневосточниками режим экономии у нас не такой заметный.

Картинка увеличивается по клику.

Удалось удержать средний размер зарплаты, хотя ее потребительские свойства съела инфляция. 

— Оценивая результаты в целом, можно сказать, что в прошлом году продолжилась стагнация в большинстве видов экономической деятельности. На мой взгляд, это связано с целым рядом факторов. Так, падение объемов в строительстве вызвано в большей степени сокращением работ на космодроме Восточный — достроен стартовый комплекс и другие дорогостоящие объекты. Кроме того, сдано меньше жилья, — отмечает декан экономического факультета АмГУ Олег Цепелев. — Снижение платежеспособного спроса со стороны населения и предприятий отразилось практически на всех основных отраслях экономики. Те же, в которых  наблюдался рост производства, являются новыми для Амурской области, они связаны с инвестициями крупных российских корпораций,  использующих объекты энергетики на территории региона. 

5,7

миллиарда рублей составил оборот организаций общественного питания, что ниже на 6 %  

К примеру, индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 121,2 %, выработка киловатт-часов выросла на 40 % — рекордно были загружены наши ГЭС. Грузооборот увеличился почти на 10 %. Автотранспортом крупных и средних организаций перевезено 19,8 млн тонн грузов, что на 68,3 % больше по сравнению с 2015-м. Это обусловлено строительством объектов для газоперерабатывающего завода в Свободненском районе, отмечают в Амурстате. 

33,1

тысячи рублей составила среднемесячная начисленная заработная плата амурчанина за январь — декабрь 2016 года, увеличившись на 4,8 % (по РФ — 36,7 тыс.). Однако с учетом инфляции реальная зарплата снизилась на 2,2 % (в стране подросла на 0,6 %) 

«Многие показатели, традиционно использующиеся для анализа сложившейся общеэкономической конъюнктуры в регионе, связаны с внешними вливаниями, реализацией проектов федерального и регионального значения, — уточняет факультета международных отношений АмГУ Людмила Понкратова. — Отсюда и колебания как по годам, так и по отраслям, завязанных на вводе этих объектов. В 2015 году увеличение объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» составило по сравнению с 2014‑м более 150 % — получить такой же темп роста было нереально! Косвенные же показатели развития региона такие, как рост транспортных перевозок, объемов оптовой торговли, предоставления отдельных видов услуг свидетельствуют о начале положительной тенденции. В то же время в регионе много мелких и средних предприятий, они сильнее зависят от платежеспособного спроса населения, который сократился. Но это снижение меньше, чем в 2015 году по сравнению с 2014‑м».

Неэффективные — долой с рынка 

Обрабатывающая промышленность, которая «просела» больше всего, нуждается в мониторинге. Спад обусловлен отсутствием спроса на продукцию и, как следствие, снижением заказов и объемов производства. Похвастаться ростом могут немногие  — увеличился выпуск пиломатериалов и изделий из дерева (на 13 %), в текстильном и швейном производстве (на 6,1 %). Сработали в минус машиностроители. Произведено меньше тракторов, машин и оборудования специального назначения, электрооборудования. Снизились объемы выпуска готовых металлических изделий, окон и полимерных дверей, а также кирпича, сборных строительных конструкций из стали. Хуже показатели у компаний, занимающихся издательской и полиграфической деятельностью.  

Увеличилось в Приамурье производство хлеба и хлебобулочных изделий, мяса и субпродуктов, сливочного масла, сыра, творога и цельномолочной продукции.

Упало производство пищевых продуктов. Меньше ушло на прилавки рыбы и рыбной продукции, растительного масла, колбасных, кондитерских и макаронных изделий,   крупы, минеральной воды, безалкогольных напитков и пива. Зато больше испекли хлеба и хлебобулочных изделий, выпустили мяса и субпродуктов, цельномолочной продукции, сливочного масла, сыра и творога.

 3810

квартир общей площадью 212 тысяч кв. метров введено в области, или 81,2 % к уровню 2015 года. В целом в России тоже был спад жилищного строительства (93,5 %)

— В основном обрабатывающая промышленность осталась у нас со времен социалистической экономики, и новым владельцам не удалось ее реформировать даже в период высоких доходов государства, когда цена на нефть была высокая и банки не жалели кредитов. В капитализме деньги важны, но не более чем умение находить клиентов, сокращать расходы и повышать производительность труда. Похоже, многие старые предприятия в Амурской области умирают, — делится зампредседателя Амурского научного центра ДВО РАН Андрей  Конюшок. — На мой взгляд, нужно выделить списком все направления деятельности, показывающие низкие темпы развития и убыточность из года в год, и принять решение — кого поддержать субсидиями, а кому дать возможность обанкротиться. Людей трудоустроить, а их продукцию заместить продукцией из других регионов или из Китая. 

Чтобы понимать, развивается наша экономика или стагнирует, нужно знать, что в настоящее время является ее рыночным драйвером. И внимательно отслеживать ситуацию в успешных отраслях. 

Картинка увеличивается по клику.

— Отрасли, производящие востребованную продукцию, показывают устойчивые темпы роста из года в год, — утверждает Андрей Алексеевич. — Это строительство бизнес-помещений и операции с недвижимым имуществом, деятельность гостиниц и ресторанов, торговля. Обратите внимание: данную сферу в основном финансируют сами граждане, про которых постоянно говорят, что у них падает покупательная способность. И это отчасти так, поскольку рост по данным направлениям находится на уровне или немногим выше роста инфляции. Это и не стагнация, но и не рост. Факт в том, что людям данные работы и услуги нужны и они находят на них деньги.

Не рублем, так экспортом 

Нельзя сбрасывать со счетов и воздействие на развитие приграничного региона конъюнктуры мировых товарных рынков и курса рубля по отношению к другим валютам. 

128,5

млрд рублей инвестиций в основной капитал    вложено в развитие экономики и социальной сферы Амурской области организациями всех форм собственности. Это на 14,2 % выше уровня 2015 года

— Девальвация рубля способствовала росту экспорта отдельных товаров и услуг, пользующихся спросом со стороны зарубежных потребителей, прежде всего из Китая (лесоматериалов, электроэнергии, сои, продуктов питания), и сокращению традиционных статей импорта. Об этом свидетельствует положительное сальдо в торговом балансе Амурской области (начиная с 2015 года), а также увеличение валютных поступлений от экспорта, — отмечает Людмила Понкратова. — Это способствовало повышению доходов предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, работающих с зарубежными партнерами. Поддержал амурские предприятия розничной торговли существенный прирост потока китайских граждан, приезжающих с деловой и туристической целью. Туристы вывезли значительные объемы различных товаров народного потребления, которые не учитывались официальной таможенной статистикой.

Контрсанкции помогли АПК

Амурской области, гордо носящей звание житницы Дальнего Востока, не удалось в прошлом году побить свои рекорды. В целом стоимость произведенной продукции сельского хозяйства в Приамурье оценили меньше на 2,2 %, чем годом ранее. В большей степени обусловлено это снижением урожая фирменной амурской культуры сои. Отчасти всему виной небесная канцелярия: климатические условия были неблагоприятными. 

— Уменьшение связано и с тем, что ряд крупных хозяйств, занимающихся выращиванием монокультуры — сои, ранее не соблюдали требования севооборотов. Осознав, что через определенное количество лет земля не будет давать такую же отдачу, они начали включать в севооборот зерновые культуры, — говорит начальник отдела по работе с малыми формами хозяйствования министерства сельского хозяйства области Юрий  Казаков. — Что касается уменьшения производства продукции животноводства, то оно произошло из-за сокращения поголовья продуктивных коров в личных подсобных хозяйствах области, которые производят 67 % молока и 49 % мяса. Здесь сказался демографический фактор. Селяне стареют, молодежь не замещает их в должной мере. Поэтому в домашних подворьях наблюдается ежегодное сокращение производства сельхозпродукции. С другой стороны, фермеры области, благодаря грантовой поддержке, смогли увеличить поголовье и нарастили объемы продукции. 

Производство молока в сельскохозяйственных организациях повысилось на 4,9 %,  скота и птицы на убой — на 3 %, производство яиц осталось на прежнем уровне. 

— Многие показатели сельского хозяйства изменились за счет роста качества управления и технологической культуры ведения работ, — добавляет кандидат экономических наук, доцент кафедры  менеджмента, маркетинга и права ДальГАУ Лариса Шишкова. — Например, в 2016 году коэффициент выхода после доработки зерновых составил 0,91,  сои — 0,94. Рост молочной продуктивности коров и яйценоскости кур-несушек тоже  говорит об увеличении натуральных показателей экономической эффективности производства продукции.  

При этом в 2017 году, по прогнозам регионального минсельхоза, произойдет улучшение показателей животноводства за счет строительства первой очереди молочного комплекса в селе Лукьяновка Белогорского района на 600 голов и коровника на 490 голов в хозяйстве «Приамурье» Тамбовского района. Также «Амурагрокомплекс» возведет два комплекса  по первичной переработке зерна, достроят овощехранилище в агропарке Благовещенского района. Таким образом, в сельском хозяйстве происходят структурные изменения в составе товаропроизводителей.

КОММЕНТАРИЙ

Олег Турков, гендиректор ООО «Амурский бройлер», кандидат экономических наук:

— Увеличение надоев и яйценоскости, поголовья свиней и птицы, привесов мясных пород птицы, рост урожайности зерновых культур и кукурузы — положительные результаты, полученные в сельском хозяйстве, являются закономерными. Это касается как стоимостных, так и количественных показателей. Особенно важен рост количественных, которые в первую очередь зависят от деятельности предприятий и фермеров. На мой взгляд, это является прямым результатом государственной политики на федеральном и на региональном уровнях. Убежден, положительную, а в некоторых случаях и решающую роль сыграли контрсанкции в отношении поставок продовольствия в Россию. И, конечно, все виды господдержки, такие как компенсации процентных ставок по кредитам, удешевление приобретаемой сельхозтехники, прямые субсидии. Если политика контрсанкций и господдержки АПК будет продолжена, то в обозримом будущем (от 5 до 10 лет) Россия закроет своим производством все потребности в свинине и говядине и будет в полном смысле иметь продовольственную безопасность в области мясных продуктов питания, как это сегодня можно сказать о мясе птицы.

Людмила Понкратова, декан факультета международных отношений АмГУ: 

— Амурская область как приграничный регион будет зависеть  как от внутренней государственной политики по отношению к региону (через реализацию крупных производств и проектов, поддержку малого и среднего бизнеса, обслуживающего крупные проекты и население региона), так и от внешних факторов в связи со строительством мостового перехода через реку Амур, реализацией проектов в ТОР. В ближайшие годы Приамурью предстоит поиск более эффективных видов деятельности, продукция которых востребована как в других регионах Дальнего Востока, так и за рубежом.

Андрей Конюшок,  зампредседателя Амурского научного центра ДВО РАН, председатель общественного Совета при Амурстате:

— Экономическая ситуация во всех регионах не самая лучшая, но мы сохранили хорошие показатели по зарплате для населения, по развитию малого и среднего бизнеса,   экспортные позиции региона. Поэтому можно оценить положение Амурской области  как стабильно устойчивое на уровне невысоких показателей результативности. Чтобы пошло настоящее развитие, нужна реструктуризация обрабатывающей промышленности, снижение барьеров по экспорту их продукции в Поднебесную, уменьшение регуляторного давления на малый бизнес в городе и деревне.

Возрастная категория материалов: 18+