Шведка Рапас не в первый раз совершает попытку наладить сотрудничество с норвежцем. Она пробовалась на роль Гретель в вышеупомянутой модернизированной сказке, но уступила место Джемме Артертон. Зато в новом проекте актрисе досталось сразу семь, как прекрасно видно из российской адаптации названия, ролей. В оригинале картина Вирколы называется «Что случилось с Понедельник?», но авторское наименование не оценили по достоинству не только в нашей стране, так что оно незаметно перекочевало на позицию слогана. Спойлера в названии всем причастным было мало, поэтому они радостно продемонстрировали основу сюжетной линии в трейлерах, а при окончательном монтаже утрамбовали ее в первые минуты экранного действия, разбросав по сценарию ряд флешбэков, чтобы Уиллему Дефо было не так обидно. Знаменитый актер воплощает в этой картине безутешного отца почившей при родах дочери, которая произвела на свет сразу семь девочек-близнецов. Мировая закулиса тем временем установила всеобщий лимит на отпрысков, руководствуясь старым добрым принципом «одна семья — один ребенок». Лишних и незарегистрированных волокут в специальный центр, где погружают в криосон — по затее, замороженные детишки должны дождаться, когда мудрое человечество решит проблему перенаселения, и вновь влиться в социум после пары минут режима «Быстрый разогрев». Герой Дефо решает пойти против системы и оставляет себе всех внучек, пользуясь абсолютно нелогичным одобрением местных акушеров.
Виркола рисует жестокий мир будущего неряшливыми и предельно заштампованными мазками: титры «Тайны семи сестер» наложены на новостные сюжеты о пересыхающих континентах и голодающих миллиардах, из того же ящика мы узнаем о существовании политиканской стервы (Гленн Клоуз), продвигающей ограничение количества детей, а также о гуманности их замораживания. Не успевает герой Дефо сговориться с врачами, как появляется всеобъемлющая надпись про то, что прошло 30 лет — и вот мы оказываемся в компании семи женщин, каждая из которых ранее получила название одного из дней недели в качестве имени.
Виркола постоянно путается в показаниях, поэтому благополучие и нищета у него идут рука об руку.
Постановщику трудно избавиться от соблазна так или иначе намекнуть на картину Дэвида Финчера «Семь», которую в данном случае само провидение послало в качестве объекта для аллюзий. Но творческих инструментов не хватает, так что остается использовать только все эти Monday и Tuesday, чтобы делить повествование на главы, а также задействовать перманентно плохую погоду для задника. Рапас с самого начала старается обозначить совершенно разных героинь, которых объединяет лишь внешность и имя, под которым они по очереди ходят на работу в банк. В финансовом учреждении, надо полагать, выходных нет, а его сотрудники зарабатывают не так уж прилично. В ожидании повышения своего коллективного альтер-эго обитательницы квартирки в безымянном городе ужинают всякой дрянью вроде жаркого из крыс. Виркола постоянно путается в показаниях, поэтому благополучие и нищета у него идут рука об руку — зрителю следует убедить самого себя в том, что этот сомнительный мир будущего ужасно тоталитарен.
В нем сотрудники непонятных бюро бегают по улицам с автоматами, отлавливая исключительно противозаконных членов семьи — без сроков давности, так что сестрички пребывают в постоянной опасности. Камера постоянно показывает нам каких-то лиц без определенного занятия и места жительства. Каким образом власти регулируют деторождение в этой неприятной среде, Виркола умалчивает. Героиня Клоуз время от времени выплывает из небытия, чтобы в очередной раз убедить публику в своей беспредельной стервозности — это очень важно для пары предсказуемых сцен в финале.
Рапас использует все возможности перевоплощения при минимуме реквизита.
Режиссеру не терпится начать то, для чего все, собственно, и собрались: беспощадно ограничивать численность главных героинь, делая это максимально жестко. И вот этот отрезок ему удается на славу: в нем достаточно жизни, Рапас использует все возможности перевоплощения при минимуме реквизита, а плохие парни заняты своим плохим делом и потому не так сильно раздражают зрителя. Экстремальная ситуация набирает обороты, и пока это происходит, отвлекаться на глупости и состыковки не хочется. Но для этого будет безумно растянутая концовка, в которой последние станут первыми, а где-то там, на периферии, обязательно появится своя Китнисс с луком и стрелами, но нам ее, конечно, не покажут. Люди будущего, согласно этой версии, способны лишь стоять с зонтиками в бесконечных очередях к понатыканным повсеместно КПП, где развязные мужчины в форме проверяют их на законнорожденность.
Основная идея, конечно, совсем не нова, но зрителю все равно любопытно наблюдать не за стандартным размножением одной личности, а, наоборот, попыткой уместить совершенно разных людей в одном отрепетированном персонаже. Не имея возможности полноценно реализовать себя, героини всеми силами стараются не быть похожими друг на друга, претворяя в жизнь самые разные социальные типажи. О’кей, сценаристы уготовили вам и непохожие судьбы различной степени печальности. Где антиутопия, там обязательно и орды безликих солдафонов, громыхающих сапожищами по лестницам трясущихся от страха многоквартирных домов — ими повелевает парочка штатных злодеев, которым понемногу помогают обычные подонки с простыми и понятными мотивами.
Режиссер не готов давать пространство интригам, хоть и начинает свой фильм со вполне традиционной для детектива загадки. Главная ставка делается на сопереживание.
Это, может, и Земля конца XXI века, но люди, как известно, не меняются — и Виркола преспокойно отдает все, что связано с нестандартным поведением, своим семи главным героиням, предоставляя всем прочим, кто появляется в кадре, отрабатывать одну-единственную функцию. К тому времени, как зрителю в щадящих красках продемонстрируют Главную Тайну Про Замороженных Детей, он будет к этому стопроцентно готов: режиссер не готов давать пространство интригам, хоть и начинает свой фильм со вполне традиционной для детектива загадки. Главная ставка делается на сопереживание — все-таки этих героинь никто не обучал приемам секретных единоборств и искусству стрельбы с двух рук. А драться с миром придется.
Режиссер мешает хладнокровно снятые сцены насилия с мощными интерлюдиями моралистического толка, как будто написанными Стивеном Кингом; чередует тщательно продуманные диалоги с нелепыми предсмертными признаниями в любви; не позволяет отрицательным персонажам сделать хотя бы шаг в сторону неоднозначности. Все это превращает «Тайну семи сестер» в странное зрелище, которому трудно давать категоричную оценку. С учетом того, что выбранный Вирколой жанр вообще обрекает картину на трудную судьбу: антиутопии в большинстве своем ничем не отличаются друг от друга, разброс лишь в целевой аудитории. И этот фильм — далеко не худший представитель себе подобных, но ему не помешали бы переработанный сценарий, другой монтаж и смелость в поиске новых решений. Дорога, выбранная норвежским постановщиком, приводит его в обычную сюжетную пустошь, на фоне которой уже не вызывают вопросов нелепицы, происходящие с главными героями перед финальными титрами. Лента даже не пытается всерьез отвечать на вопросы, которые задает в начале. Все эти геноциды и политические сволочизмы становятся лишь поводом для того, чтобы хоть как-то расшевелить отдельно взятое семейство, умирающее от скуки в четырех стенах. И чеховский револьвер стреляет, по сути, впустую. Мы, конечно, все недолюбливаем понедельники, но прекрасно понимаем, что, если взять и отменить их, вряд ли это действительно изменит ситуацию.
Расписание киносеансов в Благовещенске смотрите в разделе«Афиша».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии