— Эльвира Геннадьевна, почему известный журналист решила уйти в образование? Это ваш диплом БГПУ дал о себе знать или в региональной журналистике стало совсем неинтересно?
— Диплом педагога, наверное, свою роль сыграл. Но вообще всю жизнь, работая на телевидении, я занималась обучением. К нам на телекомпанию постоянно приходила молодежь, которую надо было учить: как писать текст, как делать сюжет, как монтировать. Это было бесконечное наставничество. 19 сентября исполнится 26 лет, как я пришла в журналистику. И, знаешь, недавно задумалась: а что дальше? До конца жизни так и буду вести эфиры на радио или проекты в телевизоре? И мне стало страшно: неужели это все?! Неужели дальше ничего не будет? А может быть, я могу еще что-то? Захотелось чего-то нового.
— Почему именно школа? Почему не журналистский проект, новое СМИ?
— В наше время создавать с нуля традиционное СМИ — это непосильный труд и неподъемные деньги. Если говорить о современных штучках — блогах, мессенджерах, ютуб-каналах, то они появились совсем недавно, вместе со смартфонами. И, если честно, в профессиональном плане я себя в этих направлениях не вижу. Мне интересно, но это не станет моей жизнью. При этом я прекрасно понимаю, что сегодняшней творческой молодежи нужны площадки. Когда ребята приходили на практику в телекомпанию, когда я сидела в приемной комиссии в АмГУ, то они часто жаловались, что им негде реализовать себя, негде попробовать свои силы. Раньше в области были молодежные газеты, программы на телевидении, на радио. Я думала несколько лет и в итоге решила: почему бы не дать детям возможность получить базовые знания в журналистике и помочь с практикой? И как-то все сложилось. После филфака БГПУ я пошла в журналистику, а мои подруги-однокурсницы остались в педагогике и пошли по филологической стезе. Они сейчас кандидаты наук, работают с дикцией, культурой речи, риторикой, стилистикой. Мы собрались, обсудили и решили — надо пробовать.
— Страшно начинать новый проект с нуля?
— Ответственно, но не страшно. Риски только мои.
— Что представляет из себя «Школа РОСТа»?
— Это школа для старшеклассников, которые собираются поступать на «журналистику» или просто хотят научиться общаться. В наше время каждый человек — уже немного журналист. Ведет блог, пишет, снимает. Но это еще не журналистика — чтобы стать профессионалом, нужно знать основы. И мы им научим. И постараемся сделать все, чтобы учеба была интересна и полезна.
Я сразу отмечу: это не школа в полном понимании, это дополнительные образовательные услуги. Мне бы хотелось, чтобы школа включала в себя много разных направлений. И мыслей по этому поводу очень много. Но пока мы проводим набор для учеников 10-х и 11-х классов по двум направлениям — «Медиа» и «Коммуникации». В рамках курса «Медиа» они получат навыки журналисткой работы. Научатся брать интервью, писать текст, озвучивать и монтировать сюжет, работать в кадре. Причем будут навыки на разных площадках: телевидение, радио, интернет. Постараемся дать максимум того, что мы знаем и умеем.
— Вы вступаете в конкуренцию с вузом — у нас таким практическим навыкам даже на отделении журналистики АмГУ не учат.
— Не знаю, я там не училась (улыбается).
— Я знаю. В наши годы такую практику нам не давали.
— Я не скажу, что я такая дока. У нас нет людей, которые по теории знают, как надо — они просто делают СМИ, они профессионалы в журналистике. А на «Коммуникации» мы будем учить ребят основным психологическим навыкам в общении, представлять себя, уметь слушать, говорить, спорить, чувствовать себя уверенным. У нас ведь сегодня все дети в телефонах, соцсетях, они сидят за партой и не общаются, а пишут друг другу по телефону.
«Сегодняшние дети родились с айфоном в руках. И мы должны это учитывать, понимать, что им интересно, а что не интересно».
Плюс им будут преподавать актерские навыки, риторику. И третье направление школы будет чисто прикладное — это подготовка к ЭГЭ. Поэтому будут занятия по литературе, русскому, физике, химии, обществознанию, математике, истории. Все преподаватели уже подобраны, все — кандидаты наук. Но школа будет развиваться, будем открывать новые направления. У меня мыслей много.
— Вы сами будете преподавать?
— Да. Хочу рассказывать о новостях, интервью, репортаже. По субботам мы с ребятами будем делать утренний радиоэфир на «Эхо Москвы в Благовещенске» и программу на одном из телеканалов. Надеюсь, дети получат от практики удовольствие.
— Что в «Школе РОСТа» будет от классической школы и чего никогда не будет?
— Я не хочу, чтобы у нас была атмосфера учебного заведения: уроки по 45 минут, от звонка до звонка и другая обязаловка. Хочется, чтобы было наставничество, интересное общение преподавателей и учеников — это ребятам гораздо интереснее. Мир очень сильно изменился, сегодняшние дети родились с айфоном в руках. И мы должны это учитывать, понимать, что им интересно, а что не интересно. Мы даже помещение искали не в учебном заведении, а с особой аурой. И нашли здесь — в старинном здании, на мансарде, с окнами в потолке. Чтобы детям было комфортно. Приняли решение, что будем делать небольшие группы — иначе учеба будет не эффективна.
— Набор уже идет?
— Да, мы будем его вести до середины октября, после 20-го числа, когда у детей уточнится расписание в школах, начнем занятия. Сейчас идут собеседования, мы встречаемся с детьми и их родителями. Нам очень важно, кто к нам идет. Поэтому спрашиваем у ребенка: куда намерен поступать, какие знания ему нужны. Не хочется, чтобы родители принимали решение за детей. Самое главное — он сам должен хотеть учиться.
— И куда собираются поступать ваши потенциальные ученики?
— На журналистику в Питер, Владивосток, в АмГУ. И за год-два до поступления они уже знают, что им надо.
— Перед открытием школы вы изучали рынок? Не боялись конкуренции или провала?
— Не изучала и не боялась. Я не задаю себе таких вопросов. Если ты хочешь сделать — сделай! Так, как ты себе это представляешь. И сделай хорошо. Я многого не знаю и не умею — но ничего, научимся.
— Что было самое трудное на пути к открытию?
— Самый трудный момент — когда решение еще не принято. Когда тебя ломает, когда есть сомнения, страхи, когда думаешь «надо — не надо», «получится — не получится». А когда решение принято — все, обратного пути нет. У меня в начале 2000-х была замечательная идея. Я хотела создать маленькое арт-кафе. Чтобы там варили вкусный кофе, который я очень люблю, и делали выпечку. Чтобы было уютно и не помпезно. Чтобы в кафе собирались рокеры, художники, барды — люди разных интересов. Чтобы оно было местом притяжения. Я тогда даже нашла и помещение, и деньги, но потом посоветовалась с людьми, которые работают в этом бизнесе. И они сказали — эта идея не пойдет, потому что наш город — это китайские кухни, где все дешево, быстро и нет хорошей музыки. Я с этой идеей простилась. И очень жалею, очень. Потому что время показало — людям это интересно. Сейчас я хочу сама реализовать свой проект и не слушать чужих советов.
— Какой представляете школу через год и через пять лет?
— Я не загадываю так надолго. Мы ведь пока еще не начали учиться. Наберем первых детей, встретимся, увидимся, посмотрим друг на друга и поймем, к чему идти. Хочется, чтобы появилась репутация места, где интересно и полезно. Чтобы через год наши дети поступили в вузы, о которых мечтают. И чтобы мы обязательно прирастали массой новых направлений. Я мечтаю, чтобы в нашей «Школе РОСТа» была настоящая жизнь.
школароста28.рф — на этом сайте можно прочитать о школе, концепции и преподавателях.
Возрастная категория материалов: 18+
Да нет больше никакой журналистики в этой стране. Осталась одна госдурдомпропаганда. Не интересно, противно и за копеечную зп. Поэтому и ушла Оверченко.
— Genz (гость)