Фото: Союз журналистов РоссииФото: Союз журналистов России

Награда нашла главреда

Торжественная церемония, на которую собрались руководители федеральных, региональных, маленьких муниципальных СМИ и действительно легенды отечественной журналистики, проходила в концертном зале «Мир» на Цветном бульваре. Перед началом — рукопожатия, объятия, разговоры и, конечно, новые и удивительные знакомства. 

— Мой муж Дмитрий Голованов в прошлом году получил «Золотое перо»! Он руководит Бюро журналистских расследований Факт», а я ему помогаю, — с гордостью рассказывает Татьяна Голованова из Красноярска. — В прошлом году он делал большое расследование про незаконную добычу древесины. Мы ездили в тайгу, сын с нами был — он оператор. Нас оттуда выдворили — якобы пандемия. В лесу! Да, резонанс после наших расследований большой, но порой бывает страшно. А «Амурскую правду» я читаю, я ваш фанат! 

Церемония началась с исполнения профессионального гимна, строчки которого гласили: журналисты вместе до конца. Правда последние пять месяцев многие об этом забыли. Но Союз журналистов, собрав всех вместе, снова напомнил. 

В этом году главную профессиональную награду вручали по 11 номинациям. И начали именно с «Золотого пера российской журналистики». Ее получили пятеро: главный редактор радиостанции «Время Пензы» Семен Вахштайн, ведущий авторской программы «Код доступа» на телеканале «Звезда» Павел Веденяпин, шеф-редактор сайта «Комсомольской правды» Олеся Носова, корреспондент Первого канала Константин Панюшкин и главред «Амурской правды» Елена Павлова. «Золотое перо» ей вручили за верность профессии. 

Пока единственная среди всех победителей дальневосточница поднималась на сцену, ведущие рассказали, что Елена стала одним из самых молодых главных редакторов страны и первой женщиной-руководителем в 104-летней истории газеты. И напомнили: «Амурская правда» два года подряд становилась победителем конкурса «10 лучших газет России». 

— Большое спасибо! Хотя мы все прекрасно понимаем, что работаем не ради наград и премий. Журналистика — она про людей и для людей! — призналась Елена Павлова. — Сегодня журналистика в регионах в беде: престиж профессии упал, коллеги уходят, потому что выгорают или их просто перекупают в другие структуры. Но мы в «Амурской правде» любим и бережем нашу профессию. И не имеем права сдаваться — мы же журналисты! 

И, судя по лауреатам, никто и не сдался. Павел Веденяпин, который в профессии больше 40 лет, поделился историей из своей журналистской молодости. И она актуальна до сих пор:

— «Я работал в «золотые годы» «Комсомольской правды» — в середине 70-х. И однажды мой старший коллега Ярослав Кириллович Голованов сказал: «Знаешь, старичок, журналист проходит четыре этапа. Первый: когда ты очень хочешь увидеть свою фамилию в газете. Хотя бы под маленькой заметкой. И ты счастлив! Второй этап: когда ты считаешь, что меньше чем полполосы писать уже не можешь — ты мэтр! Третий: когда тебе абсолютно все равно: маленькая заметка, полполосы или полоса, главное — донести свою позицию и правду до читателя. Четвертый этап: когда тебе совершенно не интересует заметка, половина полосы или полоса. В общем, тебе уже все равно — главным критерием становится размер гонорара. Вот тогда надо уходить из профессии». Желаю всем оставаться на третьем этапе! 

Руководитель и ведущий программы «Постскриптум» на «ТВЦ» Алексей Пушков назвал еще один критерий настоящей журналистики. 

— Как только журналист начинает писать то, что нравится всем, он перестает быть журналистом. Я 20 лет в профессии, и все эти годы многим то, о чем я говорю, не нравится! — признался обладатель звания «Легенда российской журналистики». 

Вся сила в регионах

Во время церемонии не раз прозвучало, что главная сила журналистики — в регионах. Генеральный директор радио «Говорит Москва», известный советский и российский журналист Владимир Мамонтов, получая премию в номинации «Легенда российской журналистики», снова это подтвердил. Безапелляционно. 
 

— В моей жизни было четыре газеты: «Красное знамя» во Владивостоке, «Советская Россия», «Комсомольская правда». Сейчас получала награду редактор «Амурской правды» — я проходил там практику! И правильно сказали про регионы, журналистка — там! И я горжусь этим! Я региональный журналист — и так им помру! Владивосток всегда со мной! Я не омосквичился! — заявил он под аплодисменты зала. 

Его поддержал главный редактор «Вечерней Москвы» Владимир Куприянов, вручавший награды в одной из номинаций. 

— Мы все вышли из региональной журналистики. Я всегда говорю, что мы — новосибирско-дальневосточная корневая система. «Красное знамя», «Амурская правда» — это навсегда!  — отметил он. 

Спецприз за смелость  

Впервые на премии вручили специальный приз «За смелость при выполнении журналистского долга». 

— Мы находимся на переломе эпох и понимаем, что нашим коллегам сейчас очень непросто работать. Поэтому сегодня мы награждаем 11 лучших военных корреспондентов нашей новой наградой, — обьявил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев. 

Награды корреспондентам федеральных каналов и информационных агентств, работающим на Донбассе и Украине, вручали руководители журналистских организаций Донецка и Луганска. Среди них — несколько девушек. 

— Когда я приехала на Донбасс, ко мне подошел один командир. Я ему сказала, что я — не военный корреспондент. На что он мне ответил: «Надела бронежилет — значит, ты уже военкор! И стрелять по тебе будут так же, как по военкорам», — рассказала корреспондент РБК Регина Орехова. 

И тот факт, что журналист Первого канала Ирина Куксенкова не смогла получить спецприз из-за ранения во время работы на Донбасе, подтверждает это. 

Председатель Центральной избирательной комиссии России Элла Памфилова призналась, что кланяется всем военкорам, которые сейчас работают на передовой. И всем глаголом жечь сердца людей. 

Неизлечимый диагноз 

На церемонии много говорили о профессии. И соглашались: да, она переживает не лучшие времена, но хоронить ее все-таки рано.

— Я надеюсь, что наши студенты будут учиться на ваших примерах. Потому что вы действительно делаете очень важное для профессии, — обратилась к лауреатам декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова. 

Профессия жива и будет жить. Благодаря тем, кто точно знает, что журналистика — это не профессия, а диагноз. Пожизненный. И тем, кто всегда окунает свое перо в сердце. Вне зависимости от его пробы. 

Мнение 

Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России: 

— Мы в Союзе журналистов считаем, что «Золотое перо» — это высшая награда российской журналистики. Люди, которые носят это маленькое золотое перышко из чистого золота, гордятся этим, пишут об этом в своих биографиях, рассказывают детям и внукам. Выбрать такого человека очень непросто.

Возрастная категория материалов: 18+