Огонь нашей надежды
— Отец Фотий, недавно была Пасха, где вы ее встретили?
— У себя в Боровске. У нас был такой флешмоб от монастыря: по Боровскому району едут машины — это такой крестный ход на машинах, и на каждой установлен логотип «Х.В.» — красные буквы, которые означают «Христос Воскресе».
— То есть появилась и прижилась уже такая современная традиция?
— Да, ведь хочется, чтобы люди улыбнулись и поняли, что Пасха не только в церкви, она везде.
— В это особое время — от Пасхи до Троицы — что человеку важно осмыслить, осознать, о чем подумать? И как в обычной жизни, не церковной, достойно встретить и провести эти светлые дни?
— Пасха — это пир нашей веры. Это самый настоящий праздник, это победа Христа Спасителя над смертью. Это переход от тьмы к свету. Встретить и прожить эти дни нужно без обид друг на друга. Нужно постараться очистить свое сердце и принять Пасху как возможность для этого. В Иерусалиме в храме Гроба Господня сошел Благодатный огонь — он сходит каждый год накануне православной Пасхи. Это такое благословение от самого Господа: когда зажигается огонь без зажигалок и спичек. И это символ того, что мы не должны быть угасшими, унывающими, безрадостными людьми. Это огонь веры и надежды, нашего оптимизма, который всегда должен в нас теплиться и греть наши души.
Заглянуть в себя
— Вы регент в церковном хоре и сольный исполнитель. Как, на ваш взгляд, у хорошей песни есть сходство с молитвой?
— Молитва — это всегда общение с Богом. Поэтому назвать песню молитвой нельзя. Скорее, это молитвенное состояние — когда человек, послушав хорошую песню, заглядывает внутрь себя. Вот с этой точки зрения можно говорить о сходстве песни и молитвы. Ведь есть такие песни, как «Монолог» — это песня на стихи Марины Цветаевой, ее исполняла Алла Пугачева. Такого плана песни поднимают человека над мирской суетой, заставляют задуматься о вечном и настоящем.
— То есть сама душа перестраивается на другой лад?
— Да, и это песни совершенно другого настроения, не развлекательные. Они проникают в душу зрителям и начинают свою работу, возможно, даже устраивают какой-то переворот.
После концерта в Храме Христа Спасителя верующие поклонницы таланта отца Фотия подошли к нему за благословением и заодно сделали селфи.
— Что вы сами слушаете, когда есть свободное время и желание?
— Я слушаю тех исполнителей, которые могут быть для меня примером. То, что может дать развитие в плане профессионализма. Я сам музыкант и сам сочиняю. Иногда встречаю музыку, которая для меня — открытие, что-то уникальное, шедевр. Такие вещи очень хорошо воспринимаю и иногда даже беру в свой репертуар.
— Но такое, наверное, бывает нечасто?
— Увы... Сейчас вся коммерческая музыка построена, грубо говоря, на трех аккордах. И очень часто идут повторяющиеся мотивы, ходы. Слушатели, даже не имея музыкального образования, тоже наверняка замечают, что часто одна песня похожа на другую. И многие продюсеры, композиторы подходят с маркетинговой точки зрения: как добиться, чтобы песня звучала по всем каналам, какие мелодии будут легко восприниматься, какие музыкальные фразы можно сразу же вдолбить в мозг человека, чтобы она у него в голове зазвучала, даже когда она не звучит на радио. Такие психологические манипуляции в музыке… Это, мне кажется, неправильный путь. Но в любом случае ты все-таки прикидываешь: какой эффект должна в сердце слушателя произвести песня, которую ты собираешься исполнить.
12 мая отец Фотий выступит в Благовещенске с новой программой «Иеромонолог». Концерт пройдет в Общественно-культурном центре. Билеты стоят от 1 000 до 2 500 рублей.
— И какой эффект вам хотелось бы получить от своих песен?
— Они должны тронуть человека своим смыслом, своей уникальной мелодией. И открыть его сердце добру.
— А плохой человек может написать хорошую музыку?
— Может, конечно! (Смеется.) Это совсем не зависит от того, хороший человек или нет. Просто если у него есть талант — это главное, то он его может пустить в правильное русло и написать под вдохновением какую-то хорошую песню. В то же время любой человек, наделенный талантом, может быть и меркантильным, и непорядочным. Но все же, я думаю, что музыканты — люди творческие, а творчество все-таки базируется на каком-то нравственном законе.
Жизнь после «Голоса»
— Как изменилась ваша жизнь после победы в шоу Первого канала «Голос»?
— В первую очередь это коснулось концертной деятельности. Я и до этого выступал перед публикой, но именно после «Голоса» открылась дорога практически во все города России. И не только России.
— Не устаете от гастролей? Обычно много гастролирующие артисты жалуются, что жить им приходится в поездах и самолетах — не высыпаются, мало отдыхают.
— Я не жалуюсь, нет. Я человек-романтик: люблю самолеты, поезда, путешествия… По первому времени было достаточно непросто все это — когда каждый день концерты. Конечно, утомлялся. А потом втянулся, привык — таким образом и стала жизнь моя протекать.
Источник вдохновения
— Что вас вдохновляет? Где ваш источник?
— Мой источник вдохновения — это хорошие музыканты, которые покоряют каждый свой Эверест.
— Можете назвать имена этих музыкантов?
— Это состоявшиеся хорошие артисты — такие как Григорий Лепс, Константин и Валерий Меладзе, Игорь Крутой, многие наши светские композиторы. А из церковной среды — это Владыка Илларион Алфеев, который написал «Страсти по Матфею», они сейчас исполняются в Москве в концертном зале «Крокус Сити Холл». И я там тоже принимал участие. И само это участие меня тоже вдохновило, потому что я вживую услышал этот оркестр и этот грандиознейший хор. Это совсем другое, нежели на записи. Когда ты становишься участником этого события, этого грандиозного мероприятия, у тебя появляется желание создать что-то похожее. Это вот тоже к вопросу об источнике вдохновения.
Служение церкви не запрещает иеромонаху быть сентиментальным. Источник: teleprogramma.pro
Гонорары на восстановление храмов
Певческий талант отца Фотия открылся в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре, в котором он служит. В 2013 году он подал заявку на участие во втором сезоне шоу Первого канала «Голос». Иеромонах не был уверен, что получит разрешение от церковного начальства на участие в телепрограмме, поэтому, после того как прошел слепые прослушивания, на дальнейшие испытания не явился. И только через два года, когда он снова победил в слепых прослушиваниях уже четвертого сезона, руководство Первого канала обратилось к митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с просьбой разрешить иеромонаху стать участником большого музыкального проекта. Разрешение было получено. И отец Фотий не просто достойно выступил, а в команде наставника Григория Лепса стал победителем шоу. По разрешению патриарха Московского и всея Руси Кирилла иеромонах гастролирует с концертами, а все гонорары жертвует на восстановление российских храмов.
Фото Вадима Тараканова и пресс-службы Первого канала.
Добавить комментарий
Комментарии