Альтернативная наука
7 часов, 36 страниц — это много или мало? Притом что с каждым мгновением наша история растет, в ней появляются новые факты, цифры, события и герои. Преподаватели считают, что часов явно недостаточно, и разворачивают стратегические действия в умах учеников на дополнительных занятиях, викторинах и тематических кинопоказах.
— Мы проходим самое основное, по верхам. Будь я министром образования, ввела бы по Великой Отечественной войне отдельный предмет, — считает учитель истории Чигиринской школы Лариса Раздобреева. — Мы изучаем начало и окончание войны, основные битвы — Московскую, Сталинградскую, Курскую, тыл и партизанское движение, культуру в годы войны. Потребность в дополнительных знаниях есть. Ребятам интересны факты, детали, они с интересом смотрят фильмы, где показаны форма, техника, быт солдат, читают дополнительную литературу и от руки пишут рефераты о героях.
Дети рекомендуют посмотреть: «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Список Шиндлера», «Пианист», «Сталинград», «Мы из будущего».
Современные дети склонны сомневаться, рассуждать и выяснять — в интернете на любое событие можно найти достаточно противоречивую информацию.
— Я всегда говорю ученикам, что существует множество разных точек зрения на историю, есть даже такое понятие, как альтернативная история, — продолжает Лариса Анатольевна. — Один говорит так, другой — этак. Ваше право принимать любое мнение, но послушайте меня, послушайте другого человека, почитайте сами. Прежде чем о чем‑то судить, нужно узнать об этом как можно больше.
Случай с Зоей Космодемьянской
Российский кандидат исторических наук педагог Дмитрий Занков в одной своей статье описал такой случай. «После рассказа в общих чертах о партизанском движении даю задание подготовить рефераты о Зое Космодемьянской. Каюсь, я совершил немалую ошибку. Ведь знал же, что практически единственным источником для подготовки рефератов у современного студента является интернет. Разумеется, следовало бы и мне вбить фамилию Зои в поисковик и посмотреть, а что же за ссылки будут на первой страничке, дальше которой заглядывает совсем уж редкий студент. Сделать это все‑таки пришлось, но уже после того, как мои студенты точно в срок принесли мне рефераты.
Вокруг личности Зои Космодемьянской в современное время развернулась острая полемика.
Говорилось в них о том, что Зоя Космодемьянская была, скорее всего, сумасшедшей, с детства страдавшей приступами шизофрении. Поступок Зои объявлялся абсолютно бессмысленным с военной точки зрения, аморальным по отношению к русским колхозникам, которые из‑за партизанки лишились своего жилья. Особо смаковалось, что именно русские и требовали от немцев жестокого наказания девушки, оскорбляли и избивали ее. В общем, обычный материал в стиле разоблачения всего и вся, сопровождающийся многочисленными заверениями в раскрытии страшных тайн, но очень слабо подкрепленный доказательствами. И ведь студенты ни в чем не виноваты — честно выполнили домашнее задание».
Военные рассекретили новые знания
Сегодня, действительно, в связи с рассекречиванием военных архивов возникают спорные моменты в оценке многих фактов, событий и личностей.
— Мифология, которая была создана в сталинский период, развенчивается, и открывается много вопросов. Та же Зоя Космодемьянская — нам с детства говорили, что она партизанка, а оказалось — военнослужащая диверсионного подразделения, которую готовили действовать в тылу врага. Это стало известно из рассекреченных документов, — комментирует профессор кафедры истории России БГПУ доктор исторических наук Андрей Кузин. — Другой момент — жители села сами выдали ее немцам. Об этом многие спорят, но факт действительно имел место. Дело в том, что у немцев была тактика выжженной земли. Всех жителей выводили в поле, деревню сжигали. Если это происходило, как в случае с Зоей, в зимнее время, то людей ждала верная смерть. Не все были готовы пожертвовать собой и своими семьями ради спасения одного человека. Как объяснить это ученикам? Другое дело, что самостоятельную работу нельзя пускать на самотек. Гугл или Википедия, где сегодня многие черпают свои знания, не являются научными источниками.
Поток информации растет, и невозможно уместить в один учебник абсолютно все аспекты. Чтобы разобрать по полочкам четыре тяжелых военных года и рассмотреть каждое событие со всех точек зрения, просто не хватит школьных уроков. К слову, количества часов, отданных на изучение истории, в школах меньше не стало. Как было два часа в неделю, так и осталось. А на войну выделили даже больше времени. По словам методистов педагогического университета, если в 2011 году на изучение Второй мировой в девятых классах давалось пять уроков, то в этом году — восемь. В 10‑х классах — пять и семь соответственно.
Не очернение, а реальная картина
— Любой вопрос о войне — спорный, дискуссионный. Сегодня нет единой оценки, как это было в советской историографии, — говорит доктор исторических наук Андрей Кузин. — Мы со студентами и за 20 часов не все успеваем обсудить.
Поэтому преподаватели вузов сознательно наращивают количество часов на военную тематику и разбирают вопросы, которые не рассматриваются в школьной программе. Чтобы студент — будущий учитель истории был подкован и не ориентировался только на учебник.
— В школе есть толковые ребята, которые интересуются темой, могут задать спорный вопрос. Например, считается, что Германия вероломно напала на СССР, а в периодических научных изданиях опубликованы документы о подготовке превентивного удара агрессору со стороны нашей страны. Понятно, что со школьниками такие вещи не обсуждаются. Но учитель должен владеть информацией.
Речь, по словам Андрея Васильевича, идет не об очернении событий войны, а о новом подходе к их оценке и освещению.
— С подачи Сталина долгие десятилетия говорили, что у Гитлера было преимущество — больше солдат, танков, самолетов. А когда рассекретили архивные данные, оказалось, что соотношение сил было равным, а по отдельным параметрам Красная армия даже превосходила силы противника. Манипуляция статистикой, Сталин оправдался перед народом, почему немцы дошли до Волги, Москвы и блокировали Ленинград. Наверняка сегодняшний школьник в курсе этого, но даже если не знает, нужно давать тему объективно, — считает профессор. — Показывать реальную ситуацию накануне нападения Германии.
Учат в школе
⇔ 7 параграфов отдано в учебнике по истории за 9-й класс на изучение Второй мировой.
⇔ СССР накануне Великой Отечественной войны — 4 страницы.
⇔ Начало Великой Отечественной войны — 8 страниц.
⇔ Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома — 7 страниц.
⇔ Советский тыл в Великой Отечественной войне — 7 страниц.
⇔ Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны — 5 страниц.
⇔ Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом — 5 страниц.
⇔ СССР на завершающем этапе Второй мировой войны — 10 страниц.
Устами детей: почему важно помнить о войне
— Война — это одновременно и самый гордый, и самый кровавый момент в истории нашей Родины, — говорит 9-классник Богдан Ушаков. — Потому что мы смогли побороть такую силу, как нацистская Германия и блок «Оси». А кровавый — потому что погибло много невинного народа.
Оба прадеда Богдана — Валентин и Михаил Каноненко — прошли всю войну, вернулись с орденами и медалями. «Я горд, что память о них жива, — истории о них есть в музее Чигирей», — говорит школьник.
У его одноклассницы Анастасии Кукнерик прадедушка и прабабушка работали на заводе по изготовлению оружия. С войны они не вернулись. Трагедии постигли и семью Владимира Криворученко: «Один мой прадед погиб в начале войны, не успев толком повоевать. Второй прошел всю войну, но из-за полученных травм умер через пару месяцев, — рассказывает Володя. — Бабушке было лет пять, когда началась война. Сейчас ее уже нет, но я помню ее рассказы, как им было страшно, как они прятали еду от немцев. Как радовались победе».
— О тех событиях нужно помнить, чтобы подобное не повторялось. Особенно актуально это сейчас, в наше время, когда процветают неонацистские организации, которые могут подрывать внутреннюю стабильность государства, — по-взрослому рассуждает Богдан Ушаков.
Возрастная категория материалов: 18+
«Время меняет историю».
История как объективный процесс, как поток взаимосвязанных событий всегда ОДНА и никаких «альтернативных» историй нет и быть не может
Другое дело — история как теория, как описание о объяснение прошедших событий. Здесь всегда есть и будут проблемы:
а) развивается наука, появляются новые методы, вскрываются неизвестные закономерности;
б) вмешивается социально-политический интерес, который требует оправдания деяний власти и кормящихся около нее. Давно сказано «история — это политика, опрокинутая в прошлое (Покровский). Вот и идет постоянная переписка исторического процесса в угоду социальному заказу.
Черное объявляется белым и наоборот. Настоящее вырастает из прошлого. Мерзкое настоящее неизбежно требует опоры на мерзкое прошлое. Холуи от науки и рады стараться, вроде этого Кузина — недоумка из БГПУ, по недоразумению именуемого »профессором". Холуяж ценился во все времена! Да хоть бы сам что-либо придумал, а то повторяет давно опровергнутые бредни Резуна-Суворова.
— пенсионер2 (гость)спакууууха) это всего лишь любопытство)
— Андрей МитрофановЕсть про всё, но данный материал не об истории в школах в целом, а именно о Великой Отечественной.
— Марина Москалюка про Отечественную войну 1812 года там сколько? а про Первую мировую хоть что-то есть?
— Андрей Митрофанов