Книга «Канатоходка» (16+)— еще один повод вспомнить о легендарных коллегах актрисы по кинематографу и просто ее хороших друзьях: Юрии Никулине, Георгии Вицине, Наталье Гундаревой, Альберте Филозове, Леониде Куравлеве, ушедшем недавно от нас писателе Эдуарде Успенском и многих других. На встрече с актрисой побывали и корреспонденты ИА «Столица».
Сколько себя помню
Наталья Владимировна начинает свое повествование с того момента, как она ощутила себя в этом мире. И произошло это очень рано: будущей звезде отечественного кино был всего один год и два месяца. И рассказ о книге она начала именно с этого эпизода.
— Я собиралась написать свою истинную биографию очень давно. Другого способа борьбы со слухами и «желтой прессой» я просто не видела. Я часто переживала из-за написанного в прессе, плакала в подушку, думала, что же мне делать: судиться или нет? Но все никак не решалась сесть и написать правду, как было на самом деле, — пояснила актриса. — Для этого тоже нужна некоторая смелость. И когда ко мне обратилось издательство «Эксмо», которые выпускает биографии актеров и режиссеров, я ответила, что у меня есть и желание написать книгу и очень много материала. Потому что дневники я вела с детства, и у меня сохранилось огромное количество записей. Мне было страшно подступаться к некоторым очень личным темам — все думала, нужно это писать или нет? Но потом поняла, что наступит время, когда никто не расскажет, как было на самом деле. Пусть один раз это будет написано.
Мысли о продолжении
В книге описаны не только факты биографии самой актрисы. Варлей также попыталась воссоздать атмосферу того времени, в котором проходили ее детство, юность, молодость и зрелость.
Родители ужаснулись и содрогнулись: «умненькая и талантливая девочка» вдруг пошла в цирк — притом что у меня была боязнь высоты!
— Это и история моих близких, и моя родословная, и встречи с замечательными людьми. Очень многое не вошло в книгу, так как она и так получилось довольно объемной. Несколько глав мне даже пришлось изъять, но они могут вполне существовать отдельно, в них я рассказывала о моих замечательных партнерах: о Вячеславе Шалевиче, Саше Белявском, Аллочке Балтер, и это дает мне повод и надежду начать готовить новую книгу. (Улыбается.) Кстати, одним из первых я дала прочитать автобиографию режиссеру Коле Лебедеву, с которым работала над «Волкодавом» и с которым много лет дружу. Мне было интересно, что он скажет. А он даже написал отзыв, который стал предисловием.
Выбор своего пути
Варлей признается, что связать свою жизнь с цирком она решила еще в восемь лет, когда впервые попала на цирковое представление с двумя выдающимися артистками тех лет.
— Несмотря на то что давно ушла из цирка, он для меня по-прежнему идеализирован. Он остается для меня таким же, каким его увидела впервые в детстве, — рассказала Наталья Владимировна. — Я занималась музыкой, рисунком и росла совершенно неспортивной девочкой. Но когда впервые увидела цирковое представление, то сказала родителям, что стану воздушной гимнасткой, как Раиса Немчинская, либо укротительницей тигров, как Маргарита Назарова. Немчинская тогда выступала в первом отделении. Необыкновенно красивая женщина — брюнетка с гладко убранными назад волосами в белом трико под куполом цирка выполняла сложнейшие трюки на трапеции. А во втором отделении на арену выходила дрессировщица тигров Назарова — нежная, хрупкая блондинка, — и тигры буквально падали на арене от ее красоты и женственности… Родители тогда, после объявления моего решения, просто улыбнулись…
Но постепенно мечты юной Наташи стали осуществляться.
— Сначала я поступила в детскую студию при цирке, мне тогда было 12 лет. Занималась в ней два года, и там же познакомилась с Юрием Владимировичем Никулиным. А потом узнала, что недалеко от станции метро «Белорусская» в Москве есть единственное в мире цирковое училище. И мы с подругой в него поступили. Тут уже мои родители ужаснулись и содрогнулись: «умненькая и талантливая девочка» вдруг пошла в цирк — притом что у меня была боязнь высоты! Так я стала воздушной гимнасткой и работала под куполом, пока кино меня не «выкрало». А потом поступила в Щукинское театральное училище при театре имени Вахтангова на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева. Вместе со мной учились Наташа Гундарева, Костя Райкин, Юра Богатырев, Володя Тихонов и много других талантливых ребят. Первое время очень тосковала без цирка, плакала ночами, понимая, что он остался в прошлой жизни. Я ходила на все представления, приучила к любви к цирку всех своих сокурсников. Потом они даже стали ходить в него уже без меня и общаться с моими цирковыми друзьями. И сейчас двое моих самых близких друзей — это мои бывшие цирковые сокурсники.
Грин и девичье разочарование
Еще одной страстью будущей актрисы было чтение. К 14 годам девушка перечитала уже всю классику. Кроме того, Варлей сама пишет стихи — потрясающие, очень трогательные.
— Когда я была совсем юной и окончила первый курс циркового училища, студенты пригласили меня сняться в главной роли в экранизации рассказа Александра Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери» (12+). Сыграть роли Тави, — вспоминает Варлей. — Фильм назывался «Праздник». И я тогда открыла для себя Грина. Но потом нашелся противник этого писателя. Когда мне было лет 18—19, я снималась вместе с Леней Куравлевым. Он меня спросил, что я люблю читать. Я ответила, что мне очень нравятся Достоевский и Грин. И тогда он сказал: «Достоевского — это понятно, а вот Грина зачем ты читаешь? Я Грина ненавижу: он обманщик!» Я тогда ахнула: как такое может быть? Леня — интеллигентный, тонкий человек. Но с годами я поняла, что он хотел мне сказать этой фразой. Ведь «Алые паруса» не ко всем девушкам и не всегда приходят, и они начинают разочаровываться, а желание встретить принца уже сформировано... И на следующий день после нашего диалога Куравлев мне принес книгу «Подводя итоги» Сомерсета Моэма. Потом я еще шутила, что в столь юном возрасте он мне предложил уже подвести итоги... Но книгу я прочитала, и она мне понравилась.
Тяжелые 90-е
С особой грустью Наталья Владимировна вспоминает о непростом времени конца ХХ века, когда не было достойных и интересных предложений о работе — искусство в стране переживало кризис. Но несмотря на все это, актриса никогда не допускала мысли об отъезде из России.
Наталья Варлей с младшим сыном Александром. Фото: Вадим Тараканов
— Все тяготы 90-х лет я пережила в Москве, в своей квартире на Смоленской набережной, — продолжила актриса. — Видела из окна, как танки как палят по Белому дому... Это, конечно, очень тяжелое время. Но одновременно оно и одно из самых счастливых для меня. Я продолжала учиться в Литературном институте. И когда кино плавно катилось к закату и фильмы снимались довольно слабые, я дублировала чужие картины. У меня была своя квартира, два замечательных сына, кошка и собака, и я думала: «Какая же я счастливая!» До того, как случился дефолт, я копила на загородный домик, о котором мечтала долгое время. Но эти деньги в одночасье превратились в ноль. Я пришла в сберкассу, которая находилась на Новинском бульваре напротив дома, в котором я сейчас живу. Стояла у нее три дня. Но двери захлопнулись, и я поняла, что осталась и без денег, и без домика. На ватных, не сгибающихся ногах я пошла домой, думая, как жить дальше. Но пока шла — стала прозревать. Ну, пропали деньги! Но я-то жива! Руки и ноги у меня есть, я работаю, у меня двое прекрасных детей, живы родители, у меня есть маленькая, но своя квартира! А деньги заработаются. Поэтому я — счастливый человек! Все в жизни познается в сравнении. И материальные потери — это не самое страшное…
Гавань Успенского
Особое место для актрисы занимает ее участие проекте Эдуарда Успенского «В нашу гавань заходили корабли» (16+). Сначала он представлял собой радиопередачу, а потом стал и программой на телевидении. Основной идеей была популяризация «дворовой» песни — городского шансона. Успенский являлся автором и ведущим проекта, а Наталья Варлей — его частой гостьей.
Руки и ноги у меня есть, я работаю, у меня двое прекрасных детей, живы родители. А деньги заработаются. Поэтому я — счастливый человек!
— Мы как-то гуляли с младшим сыном на даче, переходили по какому-то мостику, а навстречу нам по этому мостику едет Эдик Успенский, — вспоминает артистка. — Мы с ним были давно знакомы. Он меня поприветствовал: «Натуля, как дела? Скажи, пожалуйста, ты знаешь какие-нибудь дворовые песни?» Я ответила, что, конечно, знаю: мы с сестренкой пели очень много всяких песен в детстве. А он как раз начинал тогда работать над передачей «В нашу гавань заходили корабли». Это были 90-е годы, когда люди стали терять из виду своих любимых артистов, а кино тогда снималось в основном коммерческое. И Эдик решил вернуть на экран ностальгические песни нашей юности и тех актеров, которых всегда хотели видеть зрители. Помню, на первую передачу я так старательно одевалась, гримировалась, приводила себя в порядок, а потом выяснилось, что это радиоэфир! (Смеется.) Но тем не менее мы все встретились: Гриша Гладков, Эдик Успенский, Саша Шевченко — и приехали на радио. Стали вспоминать песни, и я как-то сразу попала в эту интонацию. Мы много колесили по стране… Помню, мы собрались в Доме журналиста, и весь зал вместе с нами пел! В передаче в разные времена участвовали и Коля Караченцов, и Юра Чернов, и Ира Муравьева, и Владимир Меньшов, и Юрий Никулин, и многие другие. Все они с радостью вспоминали песни своего детства, и передача была очень любима народом. Сначала она выходила на радио, а потом стала идти уже на телевидении…
Вселенная вокруг и внутри
За свою жизнь Наталья Владимировна очень много путешествовала. Она с улыбкой замечает, что объездила почти весь земной шар.
Актриса представляет поклонникам свою автобиографическую книгу. Фото: Вадим Тараканов
— Мне легче назвать те страны, в которых я не была, — призналась Варлей. — В советские времена много ездила на фестивали отечественных фильмов. Объездила всю Африку, Азию и Латинскую Америку. Но я не знаю, что сейчас происходит в некоторых странах. Потому как с тех пор мир немного изменился. Например, я дважды была на Шри-Ланке, которая раньше называлась Цейлон. И когда я прилетела туда в первый раз, мы с актрисой Аленой Чухрай бежали по берегу океана и восторженно кричали от счастья: «За что нам эта красота?!» Это было ощущение рая на земле! А когда я прилетела туда уже во второй раз, с Аликом Филозовым, тоже на фестиваль, там шла война между тамилами и сингалами, и все в стране стало другим. Даже климат как будто поменялся: небо затянулась тучами, шел дождь, нам не разрешали выходить из отеля... И той радости, которую я испытала с Аленой, во второй раз у меня уже не было. Мне очень понравились Боливия, Лаос, интересны многие экзотические африканские страны. А вообще я очень люблю открывать для себя новые, совершенно непохожие на нас места, государства с другим образом и ритмом жизни. Это, как ни странно, помогает лучше понять себя…
Добавить комментарий
Комментарии