• Фото «Киностудии КИТ» и PR НТВ
  • Повозки с лошадьми, тумбы с театральными афишами возвращают нас в 20-е годы прошлого века.

И такой — к счастью для новой власти и жителей города — находится. Это отважный и находчивый Иван Козырев по прозвищу «Козырь»…

Главные роли в исторической картине исполняют Артур Смольянинов, Иван Охлобыстин, Александр Головин, Алексей Барабаш и Софья Ардова. А режиссером-постановщиком стал Павел Дроздов, до этого снявший военную драму «Прощаться не будем», спортивную драму «Лёд» и сериал «Чемпионки».

Чужая «слава» для Ярославля

На экране зрителям будут показаны трущобы голодного воровского Ростова и остатки былого великолепия эпохи модерна. А масштабные съемки превратят улицы Ярославля, Данилова, Костромы и Тутаева, где сохранилось немало исторических зданий тех времен, в места беспощадных схваток сотрудников уголовного розыска и бандитов.

— В нашем сериале действие происходит примерно в тех же местах, что и в романе «Тихий Дон» Михаила Шолохова, и примерно в то же время, — поясняет режиссер-постановщик Павел Дроздов. — И когда мы готовились к съемкам, я заставил каждого актера посмотреть знаменитый фильм Сергея Герасимова — трехсерийную экранизацию этого романа — чтобы послушать ростовский говор, обратить внимание на то, как герои общаются между собой, как строят фразы. Эти тонкости Герасимов в своей картине очень точно передал.

Уголок прошлого

И вот мы — на съемочной площадке, разместившейся сегодня в историческом центре Ярославля. Техника, которая будет задействована в фильме, отгорожена от городского парка сооруженным на время съемок длинным забором, на котором развешана «наглядная агитация» столетней давности: плакаты и транспаранты с революционными призывами, афиши театральных спектаклей и сольных выступлений артистов тех времен. Тут же — бутафорские винный ларек, лавка часовщика и будка постового, а на фасаде здания дореволюционной постройки — большая вывеска фотоателье. Именно в этом доме и расположен отдел уголовного розыска, которым руководит Козырев.

— Построено это здание было не позже конца XVIII века, и для съемок фильма в нем мы практически ничего не меняли, — пояснил нам режиссер. — Исторически в этом здании находились различные конторы, и вполне мог располагаться тот же полицейский участок, а потом и отделение милиции…

Главный козырь

Главный герой ленты Иван Козырев, персонаж Артура Смольянинова — в прошлом ростовский вор и бандит. Но революция круто переменила его жизнь.

— Козырь — бывший грабитель, побывавший на каторге и сбежавший оттуда, — рассказывает Смольянинов про своего героя. — Он два года воевал за красных в составе знаменитой Первой конармии Будённого. И пришел оттуда человеком с новым взглядом на жизнь…

Революция смыла старые грехи, и вчерашнего преступника Козыря назначают начальником вновь сформированного отдела уголовного розыска. Руководство уверено: только Козырев, изнутри знающий воровской мир, может искоренить преступность в городе. И он, собрав команду смелых и надежных бойцов, объявляет войну преступному миру…

Переломные моменты судьбы

Перед Артуром Смольяниновым стоит нелегкая задача: он должен убедительно показать, как ярый бандит становится бескомпромиссным борцом с бандитизмом.

— Мой герой Козырь мне хорошо понятен своей природой, своим сердцем, — рассказывает Смольянинов. — А еще я хорошо знаю и люблю Ростов-на-Дону, там живут близкие мне люди. Знаю и блатную субкультуру и понимаю, как эти люди общаются. Кое-что полезное для роли нашел в литературе — например, с головой погрузился в прекрасную книгу «Блатная музыка», изданную в 1908 году. Это словарь жаргона и сборник блатного фольклора того времени. Лексика, которой наполнена эта книга, очень часто приходит нам на помощь. Например, вместо: «Что ты мне врешь?» — мы в кадре говорим: «Что ты мне баки вкручиваешь?» или: «Что ты мне вола водишь?» Это и создает эффект достоверности.

На левой щеке у Смольянинова отчетливо виден шрам, а на верхней губе — черные усы. В перерыве мы поинтересовались у режиссера насчет этих изменений во внешности артиста.

— Шрам на лице у Козырева будет с самой первой и до последней серии, — продолжает Дроздов. — А усы у Артура, между прочим, не бутафорские, а свои собственные. Причем с ними получилась довольно забавная история: наш художник по гриму выложила на своей странице в социальной сети фотографию Смольянинова со съемок, и кто-то из ее коллег-гримеров оставил комментарий: «Усы надо бы клеить ниже!» Но это — чисто внешняя сторона. А вообще-то перед Артуром стоит очень важная задача. Деталей сценария раскрывать не буду, но скажу только, что его герой за время нашей истории переживает несколько этапов развития характера, в том числе и серьезную драму, которая меняет его и внешне. Из героя и рубахи-парня он в какой-то момент превратится в убитого горем мужчину, а потом снова вернется к жизни…

Тайные знаки

У Смольянинова, кроме шрама и усов, появятся две татуировки. Первая — крестовый туз на безымянном пальце — означает «осужден за грабеж». А вторая, на среднем пальце: череп, помещенный в крест — «склонен к созданию преступных группировок».

— Эта наколка говорит еще и о том, что он лидер, — пояснили нам художники по гриму. — В блатном мире тех лет герои узнавали многое друг о друге именно по татуировкам. Например, у татуировки в виде сердца, пронзенного кинжалом, смысл такой: ее обладатель — кровавый убийца. И в середине этого сердца, как правило, было написано «МИР», что означает: «Меня изменит расстрел». А котов и кошек набивали себе обычно те, кто был постоянно «прописан» в тюрьме, лишь изредка выходя на свободу, чтобы вскоре снова вернуться за решетку... Конечно, никаких натуральных наколок мы не делаем, и не рисуем временные — используем специальные наклейки. Ведь если нарисовать татуировки на коже актера, то они будут выглядеть очень свежими, что для съемок совершенно не подходит.

Друзья и враги

У героя Артура Смольянинова в картине есть верный друг и соратник Птаха. Эту роль доверила Александру Головину.

— Мой персонаж — настоящий рубаха-парень, очень открытый и душевный, — говорит о герое Головин. — Единственный его недостаток — наивность. А во всем остальном он превосходит многих: и в технике отлично разбирается, и рисует хорошо. Да и шустрый очень — поэтому его и прозвали Птахой…

А 21-летняя дочь Анны Ардовой — актриса МХТ Софья Ардова сыграет даму сердца Козыря.

— Персонаж Сони — дворянка, она работает учительницей, — поясняет режиссер.  — Эльза находит в Козыре те черты, которых она не видела в мужчинах из своего дореволюционного окружения, ведь многие из них в то время были инфантильны. Она влюбляется в Козыря и даже выходит за него замуж. Да и Козырев рядом с ней становится другим: он начинает духовно обогащать себя, читает серьезные книги, задумывается о смысле жизни...

— Мне кажется, что мужчина узнаёт себя: какой он на самом деле — только когда встречает свою женщину, — делится Смольянинов. — Знакомство с Эльзой меняет Козыря: он постепенно осознает, что без любви ничто на свете не имеет смысла…

Крестный отец

Главного врага Козырева играет не просто близкий друг Артура, но еще и его крестный отец — Иван Охлобыстин. Его персонаж — главарь самой грозной банды по кличке Котелок. Он педант и аккуратист, прекрасно одет и всегда ходит в котелке, за который и получил свою кличку. При этом он очень жестокий человек, ни в грош не ставящий чужую жизнь.

— Про Одессу-маму уже много фильмов снято, а Ростов-папу почему-то обходили стороной. А ведь это несправедливо! — замечает Охлобыстин. — У меня много воспоминаний связано с Одессой: я приезжал туда в детстве. Но и с Ростовом тоже: там я служил, снимался, и там живет очень много моих близких друзей. У этого города — богатая и яркая история. Как только он начал становиться крупным торговым и промышленным центром юга страны, там сразу появилось много всего — и хорошего, и плохого. Там бродит много легенд и историй, ждущих своего воплощения. А мы в нашем фильме только открываем первую страничку этих повествований. Но я уверен — не последнюю!