фото.Андрей Ильинскийфото.Андрей Ильинский

Все — на одной платформе

—  Наталья Ивановна, можно сказать, государство начало пере­загрузку для малого и среднего бизнеса?

—   Создание единых Центров поддержки МСП осуществляется в контексте выполнения майского указа президента. Глава государства поставил задачу расширения доли малого и среднего бизнеса в эконо­мике. Минэкономразвития предло­жило проект перезапуска мер под- держки этому сектору экономики.

 

—  Давайте напомним, в чем суть проекта?

Единые Центры «Мой биз­нес» — это подход к предоставле­нию услуг по принципу «одного окна». Обратившись в такой центр, любой предприниматель, любой человек, планирующий открыть свое дело, может подать документы, получить весь спектр услуг и серви­сов, связанных с началом и веде­нием бизнеса. Речь идет о создании единой инфраструктуры, которая позволяет оказывать все меры под­держки в одном месте. Вот это самое важное. К примеру, Фонд содей­ствия кредитованию субъектов ма­лого и среднего предприниматель­ства Амурской области и созданные на его базе Центр поддержки пред­принимательства и Центр кластер­ного развития предоставляют пред- принимателям довольно солидный пакет необходимых услуг—вы зна­комы с нашей деятельностью, зна­ете наши программы.

В Центре «Мой бизнес» любой человек, планирующий открыть свое дело, получит весь спектр услуг и сервисов, связанных с началом и ведением бизнеса.

Но кроме нас консультацион­ные и иные услуги оказывает еще целый ряд организаций: Центр поддержки экспорта, Корпорация по развитию Дальнего Востока, есть еще структуры, занимающиеся, скажем, вопросами регистрации, сертифицирования, брендирова- ния. Представляете, какой круг надо пройти предпринимателю, особенно начинающему! Создание единого Центра избавит его от «хож­дения по мукам». В базовую ин­фраструктуру центра войдут также региональная гарантийная микро- финансовая организации, которую планируется создать уже в этом году, центры поддержки предпри­нимательства, кластерного и экс­портного развития. «Мой бизнес» разместит на своей площадке МФЦ, кредитные организации, рассма­тривается вопрос об организации юридической и бухгалтерской под­держки предпринимателей.

—  Как это выглядит в реально­сти? Ведь нужно же обеспечение.

Оно есть. Реализацию проекта курирует Минэкономразвития Рос­сии, есть  приказ министерства № 67, в котором подробнейшим образом перечислены и описаны требова­ния к субъектам Федерации, бюд­жетам которых предоставляются субсидии на осуществление гос­поддержки МСП, к организациям, образующим инфраструктуру под­держки предпринимателей. Что особенно важно, учтены все катего­рии предпринимателей: ИП, КФХ, особое внимание уделяется моло­дежному и социальному предпринимательству, народным промыс­лам.

Кроме того, разработан Ме­тодический пакет по созданию и развитию Центров «Мой биз­нес», или, как его еще называют «франчайзинг-бук» — здесь представлен функционал центров «Мой бизнес»: предлагаемые мероприя­тия четко нацелены на обеспечение единства подходов к организации предоставления услуг. Опять-таки важно понять: речь идет не о замене действующих мер поддержки, речь об «обновлении» с учетом запросов бизнеса. Кстати, в законе 209 ФЗ инфраструктурам поддержки по­священа целая статья — 15-я.

«Вас встречает модератор»

—  И все-таки, как это будет технологически? Вот я пришла в центр...

Вас встречает модератор. Схема примерно та же, что сегодня применяется в банках, других структурах, работающих с населе­нием. Терминал выдает вам талон­чик, модератор направляет к нуж­ным специалистам. Повторяю, все консультации вы получаете в одном месте. Кроме того, вводится сервис оценки: устанавливается специаль­ный терминал, который предлагает ответить на вопросы: довольны вы оказанной услугой? Не довольны? Что хотите предложить? Это делает нашу работу абсолютно прозрачной, повышает эффективность, поддер­живает диалог с бизнесом.

—  Вы изучаете опыт по стране?

—   Конечно. На сегодняшний день, если не ошибаюсь, в России работает 124 центра. В конце де­кабря мы знакомились с опытом челябинских коллег. У них на пло­щадке центра объединилось боль­шое количество структур, работаю­щих с МСП. На самом деле единый Центр — функциональная, много­векторная инфраструктура, объ­единить она может все, что угодно предпринимателю: инжиниринг, гарантийные и микрофинансовые организации, юридические и мо­ниторинговые. Кстати, с нами уже на договорной основе работает до­вольно большое количество органи­заций, которые могут разработать бизнес-план, подготовить ТЭО, про­вести маркетинговые исследования, предоставить юридическую услугу.

Легко узнать по бренду

—  Вы упомянули термин «фран­шиза».

Это очень интересный и важ­ный момент. Региональные цен­тры «Мой бизнес» работают,  с од­ной стороны, как самостоятельные юрлица, с другой — разработана концепция их «унификации». В ка­ком смысле? Предлагается единое «корпоративное» оформление: к примеру, цвета, логотип. То есть создается своего рода бренд. Зачем это делается? В работе таких цен­тров очень важны визуализация, узнаваемость. Предприниматель­ское сообщество сегодня очень мобильно, оно не привязывается к территории. И если кто-то приез­жает к нам из другого региона для создания бизнеса или раскрутки уже имеющегося, он должен легко найти наш центр. Потому что в его регионе —такие же цвета, такие же логотипы.

—  У вас в принципе уже все го­тово?

Не совсем. Сегодня Мин­экономразвития проводит для нас специальный вебинар, где будут обсуждаться детали проекта, ведь на самом деле функционал таких центров неисчерпаем, подвязать сюда можно все, что уже создано и доказало свою эффективность. Например, разработанные федеральным порталом поддержки ма­лого и среднего предприниматель­ства мобильные приложения. Есть такой инструмент, как информаци­онные боты или чат-боты для биз­неса. Это, если коротко, рассылка полезной или новой информации для ознакомления. Кроме того, еди­ный бренд включает в себя витрину услуг и мер поддержки. Что это за платформа, как она работает — об этом тоже поговорим на вебинаре.

—   Сегодня есть огромное ко­личество видов деятельности, ко­торыми занимается или хочет за­ниматься малый бизнес. И со всем этим придется справляться центру?

—   Более того, региональное пра­вительство подключило нас к ре­ализации мусорной реформы на территории области.

—  А вы тут причем? Есть же операторы.

—   Есть. Но у них другая задача. Население, как бы то ни было, о сути реформы информировали. Но, кроме обычных граждан, кли­ентами оператора становится еще целый пласт—это мелкие предпри­ниматели, владельцы магазинов, небольших производств. Как за­ключить правильно договор с оператором? Как рассчитать тариф? Во­просов много, и на них мы должны помочь найти ответы.

—  В связи с созданием центра вы переезжаете в новый офис?

Да, нам выделили отдельное помещение. Подробную контакт­ную информацию мы сообщим предпринимателям через средства массовой информации, в том числе через «Амурскую правду». До конца января планируем работать по прежнему адресу.

Потенциал есть — работы хватит всем

— Наталья Ивановна, собственно, для вас-то идея не нова: ваши Центры под­держки предпринимательства и кластерного развития хорошо известны амурским предпринимателям семинарами, мастер-классами, кооперативами. Кстати, сколько их уже создано?

— Шесть кооперативных проектов, седьмой на подходе. Заявителями стали пред­приниматели Благовещенского, Серышевского, Константиновсного, Михайловско­го районов, архаринцы — наши медовики. Здесь нашими партнерами выступила наука — Дальневосточный государственный аграрный университет. Очень много вопросов по маркетингу и продвижению продукции, как на внутренний, так и на внешние рынки. Мы готовы оказать содействие предпринимателям в сертификации (декларировании) и брендировании, популяризации продукции, в обучении по во­просам осуществления предпринимательской деятельности, правовой грамотности, оказывать содействие в участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях и прочее. Сегодня государство делает акцент на такие виды, как народные промыслы, сель­ский экотуризм. И это все нам подходит — у нашей области есть такой потенциал.