Еще за неделю до наводнения Селемджинский район, получивший тревожные сводки от метеорологов, согласился принять объединенную группировку спасателей. Людям раздавали памятки, предупреждали, что будет большой паводок, убеждали эвакуироваться. Однако приход волны все равно оказался неожиданным.
— Мы прибыли в Февральск в день паводка, но проехать в Норск не смогли. Дорога уже была перемыта. Никто не ожидал, что вода пойдет так быстро. Хорошо, что намечалась перевахтовка у компании «Петропавловск». Я созвонился с генеральным директором Сергеем Ермоленко, и он отдал нам вертолет. На этом борту мы вылетели в Норск в 12.40. Когда приземлялись, уже были свободны только две площадки возле школы. Моментально начали эвакуацию людей. Тремя бортами «Петропавловска» вывезли 89 человек. Затем прибыл борт МЧС и сделал еще два рейса. В первый день мы в общей сложности эвакуировали 150 человек, среди них 65 детей, — вспоминает глава Селемджинского района Мухаммед Беков.
Всего в пик паводка в Норске находились 257 жителей. Несмотря на то, что вода стремительно росла, больше 70 человек отказались от эвакуации. Глава района первые три дня оставался в отрезанном поселке и лично объезжал на лодке дома, где жили люди. «По 2—3 раза в день общались с жителями, привозили воду и хлеб. Спрашивали, нужны ли лекарства — слава богу, никому не понадобились. С питанием вопросов не было, голодными не сидели. Сразу проблема была с тем, где помыться и куда сходить в туалет», — рассказывает о бытовых сложностях Мухаммед Бекханович. Уже к вечеру первого дня в селе невозможно было сесть вертолету, но снабжение продолжалось.
— Продукты, обернутые полиэтиленом, сбрасывали с бортов в воду. Бочки с бензином доставляли катерами, — отмечает глава района.
Наводнение создало много нестандартных и сложных ситуаций, которые удавалось решать оперативно. «Перед наводнением мы рассчитывали, что провианта хватит на 15—20 суток. Но жители, поддавшись легкой панике, начали закупаться в магазинах. Мы видели, что продукты заканчиваются, а нам нужно обеспечивать ПВР и всех жителей. Без снабжения остались 11 населенных пунктов по всему району. На один день на северах, в Экимчане, даже прекратили выпечку хлеба. Тогда губернатор договорился с гендиректором РЖД: в Февральск из Благовещенска с нулевым тарифом были отправлены два вагона продуктов», — продолжает Мухаммед Беков. Во время блокады жители стойко переносили и дефицит топлива. На заправках ввели ограничение — бензин продавали только ведомственным машинам.
— Помощь снова оказал «Петропавловск». Компания реализовала свое топливо, и мы были обеспечены дизелем для работы, — рассказывает Мухаммед Бекханович.
Комиссия по оценке ущерба еще не вынесла вердикт, но очевидно: селу нанесены масштабные разрушения. В Норске из 117 домов ни один не избежал потерь. Как отмечают власти района, вопреки всему пострадавший населенный пункт будет готов встретить отопительный сезон. Котельную обещают запустить вовремя — ее ремонтируют и заново утепляют теплотрассы. Людям начали завозить дрова, а со дня на день в селе ждут печников. На повестку вынесен и наболевший вопрос — подготовка к паводкам.
— Любая ситуация показывает недостатки системы. Уже решено: едва мы разберемся с последствиями наводнения, будем готовить резерв: запасать те же самые кровати, пушки, чтобы не нужно было стягивать их с области. Разработаем регламенты и механизмы помощи людям, — подвел итог Мухаммед Беков.
Добавить комментарий
Комментарии